Вторая пенсия
Подборка наиболее важных документов по запросу Вторая пенсия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Трудовое право: Правила ведения трудовых книжек
(КонсультантПлюс, 2025)Записи в трудовую книжку, внесенные директором в отношении себя, при отсутствии других доказательств не подтверждают его трудовую деятельность в этот период для исчисления страхового стажа и назначения пенсии
(КонсультантПлюс, 2025)Записи в трудовую книжку, внесенные директором в отношении себя, при отсутствии других доказательств не подтверждают его трудовую деятельность в этот период для исчисления страхового стажа и назначения пенсии
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 3 "Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом" Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации""Суд отметил, что Ж., являющийся получателем пенсии за выслугу лет по линии Министерства Обороны Российской Федерации, в соответствии с пунктом 6 статьи 3 Закона N 166-ФЗ приобретает право на вторую пенсию - страховую пенсию по старости (за исключением фиксированной выплаты к ней) по достижении возраста <данные изъяты> года, то есть с ДД.ММ.ГГГГ года, при соблюдении условий, предусмотренных частями 1 - 3 статьи 35 Закона N 400-ФЗ (наличие в 2024 году требуемой продолжительности страхового стажа 15 лет и величины ИПК не менее 28,2)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"4. При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
(ред. от 28.02.2025)
"О страховых пенсиях"4. При исчислении страхового стажа, требуемого для приобретения права на страховую пенсию по старости гражданами, получающими пенсию за выслугу лет либо пенсию по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей", в страховой стаж не включаются периоды службы, предшествовавшие назначению пенсии по инвалидности, либо периоды службы, работы и (или) иной деятельности, учтенные при определении размера пенсии за выслугу лет в соответствии с указанным Законом. При этом учтенными считаются все периоды, которые были засчитаны в выслугу лет, в том числе периоды, не влияющие на размер пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности, в соответствии с указанным Законом.
Готовое решение: Как уволить работника в связи с выходом на пенсию
(КонсультантПлюс, 2025)Как заполняется трудовая книжка работника, увольняющегося в связи с выходом на пенсию второй раз
(КонсультантПлюс, 2025)Как заполняется трудовая книжка работника, увольняющегося в связи с выходом на пенсию второй раз
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Но необходимо отметить, что действие указанного правила приостановлено до 01.01.2024 в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2022 N 471-ФЗ "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)Но необходимо отметить, что действие указанного правила приостановлено до 01.01.2024 в соответствии с Федеральным законом от 05.12.2022 N 471-ФЗ "О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Информация: Заседание Совета по стратегическому развитию и национальным проектам
("Официальный сайт Президента РФ", 2022)Одновременно с пенсиями второй раз за год был проиндексирован прожиточный минимум, на который завязаны многие социальные пособия и выплаты. Они, соответственно, тоже выросли, что напрямую затрагивает доходы около 15 миллионов человек.
("Официальный сайт Президента РФ", 2022)Одновременно с пенсиями второй раз за год был проиндексирован прожиточный минимум, на который завязаны многие социальные пособия и выплаты. Они, соответственно, тоже выросли, что напрямую затрагивает доходы около 15 миллионов человек.
Статья: Юридическое значение факта сиротства при установлении пенсий по случаю потери кормильца
(Курченко О.С.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)В ст. 38 Закона N 4468-1 закреплены две группы условий для установления надбавки к пенсии по случаю потери кормильца детям, потерявшим обоих родителей: 1) признание получателя ребенком-инвалидом или инвалидом с детства I или II группы; 2) смерть (гибель) обоих родителей, проходивших военную или приравненную к ней службу, вследствие военной травмы. Во втором случае надбавка в размере 200% социальной пенсии по старости может рассматриваться как способ учесть наличие у получателя права на вторую пенсию по случаю потери кормильца в отсутствие возможности их одновременного получения <17>. Тем не менее потеря ребенком обоих родителей, согласно нормам Закона N 4468-1, не признается самодостаточным основанием для установления надбавки к пенсии по случаю потери кормильца и порождает право на соответствующую надбавку лишь при соблюдении дополнительных условий. Если же ребенок выбирает пенсию по случаю потери кормильца в связи со смертью другого родителя (например, страховой пенсии, если второй родитель был застрахованным лицом), учет пенсионных прав военнослужащего при определении размера такой пенсии возможен при наличии у последнего страхового стажа и соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан".
(Курченко О.С.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 6)В ст. 38 Закона N 4468-1 закреплены две группы условий для установления надбавки к пенсии по случаю потери кормильца детям, потерявшим обоих родителей: 1) признание получателя ребенком-инвалидом или инвалидом с детства I или II группы; 2) смерть (гибель) обоих родителей, проходивших военную или приравненную к ней службу, вследствие военной травмы. Во втором случае надбавка в размере 200% социальной пенсии по старости может рассматриваться как способ учесть наличие у получателя права на вторую пенсию по случаю потери кормильца в отсутствие возможности их одновременного получения <17>. Тем не менее потеря ребенком обоих родителей, согласно нормам Закона N 4468-1, не признается самодостаточным основанием для установления надбавки к пенсии по случаю потери кормильца и порождает право на соответствующую надбавку лишь при соблюдении дополнительных условий. Если же ребенок выбирает пенсию по случаю потери кормильца в связи со смертью другого родителя (например, страховой пенсии, если второй родитель был застрахованным лицом), учет пенсионных прав военнослужащего при определении размера такой пенсии возможен при наличии у последнего страхового стажа и соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 4 июня 2011 г. N 126-ФЗ "О гарантиях пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан".
Статья: Сочетание страховых и бюджетных механизмов в пенсионном обеспечении военнослужащих и приравненных к ним лиц: дефекты российской модели пенсионного страхования
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)Во-вторых, назначение пенсии за выслугу лет (как при наличии полной, так и неполной выслуги лет) во всех случаях осуществляется после увольнения со службы. Эта особенность, по справедливому замечанию российских ученых, лежит в основе правовой природы пенсии за выслугу лет и отличает ее от страховой пенсии, в частности досрочной страховой пенсии в связи с особыми условиями труда, где получение пенсии не является препятствием к продолжению осуществления трудовой деятельности, связанной с ее тяжестью, вредностью или опасностью <13>.
(Антонова Н.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2024, N 3)Во-вторых, назначение пенсии за выслугу лет (как при наличии полной, так и неполной выслуги лет) во всех случаях осуществляется после увольнения со службы. Эта особенность, по справедливому замечанию российских ученых, лежит в основе правовой природы пенсии за выслугу лет и отличает ее от страховой пенсии, в частности досрочной страховой пенсии в связи с особыми условиями труда, где получение пенсии не является препятствием к продолжению осуществления трудовой деятельности, связанной с ее тяжестью, вредностью или опасностью <13>.
Типовая ситуация: ЕФС-1: как заполнить и сдать
(Издательство "Главная книга", 2025)На работника, который в отчетном году оформлял пенсию, отпуск по беременности и родам или по уходу за ребенком до 1,5 лет, подраздел 1.2 сдают дважды. Первый раз не позднее 3 дней после получения заявления на детские отпуска (тип "Назначение выплат по ОСС") либо заявления будущего пенсионера (тип "Назначение пенсии"). Второй - по итогам года (тип "Исходная") (п. 55 Порядка, ст. 11 Закона N 27-ФЗ).
(Издательство "Главная книга", 2025)На работника, который в отчетном году оформлял пенсию, отпуск по беременности и родам или по уходу за ребенком до 1,5 лет, подраздел 1.2 сдают дважды. Первый раз не позднее 3 дней после получения заявления на детские отпуска (тип "Назначение выплат по ОСС") либо заявления будущего пенсионера (тип "Назначение пенсии"). Второй - по итогам года (тип "Исходная") (п. 55 Порядка, ст. 11 Закона N 27-ФЗ).
"Правовые проблемы жизни и работы граждан в районах с неблагоприятными климатическими условиями: монография"
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Во-вторых, Законом о страховых пенсиях установлено суммирование работы в районах Крайнего Севера с работой в приравненных к ним местностях. Каждый календарный год работы в приравненных местностях считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера.
(отв. ред. Т.Ю. Коршунова, С.В. Каменская)
("КОНТРАКТ", 2024)Во-вторых, Законом о страховых пенсиях установлено суммирование работы в районах Крайнего Севера с работой в приравненных к ним местностях. Каждый календарный год работы в приравненных местностях считается за 9 месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Статья: Значение понятийного аппарата для выявления сущности и функции социально-обеспечительных выплат
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Далее рассмотрим особенности накопительной пенсии. Сущностные признаки пенсии нельзя распространить на данную выплату, которая не имеет минимального размера; у нее отсутствует индексация; к накопительной пенсии не применяются социальная доплата до уровня прожиточного минимума пенсионера, а также дополнительное материальное обеспечение за заслуги перед обществом; законодательством не предусмотрен перевод на накопительную пенсию со страховой пенсии или пенсии по государственному пенсионному обеспечению; накопительная пенсия не рассматривается как пенсия, к которой можно назначить вторую пенсию. Главное отличие заключается в том, что пенсионные права на накопительную пенсию на сегодняшний день формируются не в трудовых, а в финансовых отношениях по уплате страховых взносов, что сближает ее с негосударственными пенсиями и иными финансовыми инструментами, обеспечивающими долгосрочные накопления. Исходя из разной сущности страховых и накопительных пенсий, их нельзя объединять в одну группу. Их объединение возможно только при наличии признаков, являющихся несущественными, например при характеристике пенсии исключительно как ежемесячной денежной выплаты. Однако этот признак не раскрывает сущность ни страховой пенсии, ни накопительной, что обусловливает неопределенность в понимании того, что должна представлять собой пенсия.
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2023, N 3)Далее рассмотрим особенности накопительной пенсии. Сущностные признаки пенсии нельзя распространить на данную выплату, которая не имеет минимального размера; у нее отсутствует индексация; к накопительной пенсии не применяются социальная доплата до уровня прожиточного минимума пенсионера, а также дополнительное материальное обеспечение за заслуги перед обществом; законодательством не предусмотрен перевод на накопительную пенсию со страховой пенсии или пенсии по государственному пенсионному обеспечению; накопительная пенсия не рассматривается как пенсия, к которой можно назначить вторую пенсию. Главное отличие заключается в том, что пенсионные права на накопительную пенсию на сегодняшний день формируются не в трудовых, а в финансовых отношениях по уплате страховых взносов, что сближает ее с негосударственными пенсиями и иными финансовыми инструментами, обеспечивающими долгосрочные накопления. Исходя из разной сущности страховых и накопительных пенсий, их нельзя объединять в одну группу. Их объединение возможно только при наличии признаков, являющихся несущественными, например при характеристике пенсии исключительно как ежемесячной денежной выплаты. Однако этот признак не раскрывает сущность ни страховой пенсии, ни накопительной, что обусловливает неопределенность в понимании того, что должна представлять собой пенсия.