Ввоз культурных ценностей
Подборка наиболее важных документов по запросу Ввоз культурных ценностей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 260 "Таможенное декларирование товаров для личного пользования" Таможенного кодекса Евразийского экономического союза"Сопоставление решений Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 года N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" (частично утратило силу) и от 21 апреля 2015 года N 30 "О мерах нетарифного регулирования", а также грамматическое толкование положения пункта 1 действующего Решения - использование в котором конструкции "и (или)" означает, что возможно различное регулирование порядка ввоза и порядка вывоза одного и того же товара, - во взаимосвязи с системным толкованием пунктов 1 и 3 данного Решения позволяют сделать вывод, что в настоящее время такая мера нетарифного регулирования, как разрешительный порядок, не применяется к ввозу культурных ценностей на таможенную территорию Евразийского экономического союза. А это, в свою очередь, с учетом обозначенной взаимосвязи положений статей 7 и 260 Кодекса Союза означает, что подпункт 9 пункта 1 статьи 260 этого Кодекса сам по себе не является прямым нормативным основанием для обязательного декларирования ввозимых культурных ценностей."
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 150 "Ввоз товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, не подлежащий налогообложению (освобождаемый от налогообложения)" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ"Положения подпункта 4.1 статьи 150 НК РФ применяются при условии представления в таможенные органы экспертного заключения, оформленного в соответствии с законодательством Российской Федерации о вывозе и ввозе культурных ценностей, содержащего вывод об отнесении исследуемого движимого предмета к культурным ценностям."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Проблемные аспекты наследования объектов, представляющих культурную ценность
(Беляева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)С точки зрения оформления перехода в порядке наследования прав на движимые объекты <1>, представляющие культурную ценность, больший практический интерес в отсутствие соответствующего определения в ГК РФ вызывает дефиниция культурных ценностей, представленная в статье 3 Федерального закона от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ), относящая к числу таковых "движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение". Идентичным образом рассматриваемая категория определяется в статье 5 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей".
(Беляева И.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 5)С точки зрения оформления перехода в порядке наследования прав на движимые объекты <1>, представляющие культурную ценность, больший практический интерес в отсутствие соответствующего определения в ГК РФ вызывает дефиниция культурных ценностей, представленная в статье 3 Федерального закона от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (далее - Закон N 54-ФЗ), относящая к числу таковых "движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение". Идентичным образом рассматриваемая категория определяется в статье 5 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей".
"Комментарий к законодательству о наследовании. Часть 3 ГК РФ"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Наследование оружия будет различаться в зависимости от его вида. Так, наследование гражданского оружия, зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе, осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия либо иного предусмотренного настоящим Федеральным законом основания для приобретения оружия. Для дарения и наследования списанного оружия наличие у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия не требуется. В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие изымается для ответственного хранения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом либо органами внутренних дел. Наследование оружия, имеющего культурную ценность, осуществляются в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом положений Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", Федерального закона от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и настоящего Федерального закона об оружии.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Наследование оружия будет различаться в зависимости от его вида. Так, наследование гражданского оружия, зарегистрированного в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном в сфере оборота оружия, или его территориальном органе, осуществляются в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия либо иного предусмотренного настоящим Федеральным законом основания для приобретения оружия. Для дарения и наследования списанного оружия наличие у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия не требуется. В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие изымается для ответственного хранения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом либо органами внутренних дел. Наследование оружия, имеющего культурную ценность, осуществляются в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом положений Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей", Федерального закона от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" и настоящего Федерального закона об оружии.
Нормативные акты
Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1
(ред. от 04.08.2023)
"О вывозе и ввозе культурных ценностей"Статья 26.1. Ввоз культурных ценностей
(ред. от 04.08.2023)
"О вывозе и ввозе культурных ценностей"Статья 26.1. Ввоз культурных ценностей
Статья: Вопросы, связанные с культурным наследием, в практике Суда Европейского союза
(Гибадуллин Т.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)Переходя непосредственно к практике рассматриваемого судебного учреждения по делам, касающимся культурного наследия, нужно сказать, что для обеспечения охраны последнего в Суд ЕС можно обратиться по целому ряду вопросов. Так, если говорить о свободе движения товаров, в данное судебное учреждение возможно направить преюдициальный запрос, касающийся толкования соответствующих связанных с этой свободой правовых актов Союза, затрагивающих также культурное наследие, - например, Регламента Совета Европейского союза (ЕС) N 116/2009 от 18.12.2008 об экспорте культурных ценностей <7> или Регламента (ЕС) 2019/880 Европейского парламента и Совета Европейского союза от 17.04.2019 о введении и импорте культурных ценностей <8>.
(Гибадуллин Т.Д.)
("Актуальные проблемы российского права", 2022, N 7)Переходя непосредственно к практике рассматриваемого судебного учреждения по делам, касающимся культурного наследия, нужно сказать, что для обеспечения охраны последнего в Суд ЕС можно обратиться по целому ряду вопросов. Так, если говорить о свободе движения товаров, в данное судебное учреждение возможно направить преюдициальный запрос, касающийся толкования соответствующих связанных с этой свободой правовых актов Союза, затрагивающих также культурное наследие, - например, Регламента Совета Европейского союза (ЕС) N 116/2009 от 18.12.2008 об экспорте культурных ценностей <7> или Регламента (ЕС) 2019/880 Европейского парламента и Совета Европейского союза от 17.04.2019 о введении и импорте культурных ценностей <8>.
Статья: Разрешительная деятельность
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Абзацем 11 ст. 5 Закона РФ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" предусмотрена экспертиза культурных ценностей - исследование движимых предметов, проводимое экспертами по культурным ценностям, аттестованными уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством РФ, в том числе в целях подтверждения отнесения исследуемых движимых предметов к культурным ценностям.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Абзацем 11 ст. 5 Закона РФ от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" предусмотрена экспертиза культурных ценностей - исследование движимых предметов, проводимое экспертами по культурным ценностям, аттестованными уполномоченным органом в порядке, установленном Правительством РФ, в том числе в целях подтверждения отнесения исследуемых движимых предметов к культурным ценностям.
Статья: Стратегия и тактика назначения судебно-искусствоведческой экспертизы
(Бондаренко Л.К.)
("Администратор суда", 2025, N 1)<18> Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Открытые данные // Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения: 01.05.2024); Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (посл. ред.). URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения: 01.05.2024); Федеральный закон от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (с изм. и доп.). URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения: 01.25.2024); Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (с изм. и доп.). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1406/ (дата обращения: 03.06.2024).
(Бондаренко Л.К.)
("Администратор суда", 2025, N 1)<18> Сведения из Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Открытые данные // Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения: 01.05.2024); Федеральный закон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (посл. ред.). URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения: 01.05.2024); Федеральный закон от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" (с изм. и доп.). URL: http://base.garant.ru/ (дата обращения: 01.25.2024); Федеральный закон от 22 октября 2004 г. N 125-ФЗ "Об архивном деле в Российской Федерации" (с изм. и доп.). URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1406/ (дата обращения: 03.06.2024).
Статья: Международно-правовые основы уголовно-правовой охраны культурных ценностей
(Макаров Д.А.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2025, N 1)Так, в рамках совместного расследования между правоохранительными органами Итальянской Республики и Соединенных Штатов Америки была изобличена транснациональная преступная группа, которая занималась незаконным трансграничным перемещением культурных ценностей (археологического типа) посредством их помещения в багаж, предназначенный для авиаперелета. Формальными перевозчиками культурных ценностей в Соединенные Штаты Америки были американские граждане итальянского происхождения, которые приехали в Италию на каникулы. Более того, предпринимались меры, направленные на устранение или сокрытие незаконного происхождения предметов или их незаконного вывоза, которые включали в себя использование поддельной документации, временное размещение таких предметов в музеях, фиктивное обращение с самими предметами и т.д. Некоторые артефакты были перемещены из Итальянской Республики в Швейцарию, где сначала были размещены в портах Женевы или Базеля, затем фиктивно приписаны к собственности определенных компаний, которые действовали как клиринговые компании, и, наконец, отправлены в Австралию, Германию, Японию и США. Поэтому эксперты отметили, что при осуществлении уголовного преследования, связанного с незаконным оборотом культурных ценностей, следует использовать широкое определение, которое может применяться ко всем похищенным и незаконно вывезенным или ввезенным культурным ценностям, и сделать это преступление тяжким преступлением в соответствии с определением Палермской конвенции, насколько это возможно <6>.
(Макаров Д.А.)
("Международное уголовное право и международная юстиция", 2025, N 1)Так, в рамках совместного расследования между правоохранительными органами Итальянской Республики и Соединенных Штатов Америки была изобличена транснациональная преступная группа, которая занималась незаконным трансграничным перемещением культурных ценностей (археологического типа) посредством их помещения в багаж, предназначенный для авиаперелета. Формальными перевозчиками культурных ценностей в Соединенные Штаты Америки были американские граждане итальянского происхождения, которые приехали в Италию на каникулы. Более того, предпринимались меры, направленные на устранение или сокрытие незаконного происхождения предметов или их незаконного вывоза, которые включали в себя использование поддельной документации, временное размещение таких предметов в музеях, фиктивное обращение с самими предметами и т.д. Некоторые артефакты были перемещены из Итальянской Республики в Швейцарию, где сначала были размещены в портах Женевы или Базеля, затем фиктивно приписаны к собственности определенных компаний, которые действовали как клиринговые компании, и, наконец, отправлены в Австралию, Германию, Японию и США. Поэтому эксперты отметили, что при осуществлении уголовного преследования, связанного с незаконным оборотом культурных ценностей, следует использовать широкое определение, которое может применяться ко всем похищенным и незаконно вывезенным или ввезенным культурным ценностям, и сделать это преступление тяжким преступлением в соответствии с определением Палермской конвенции, насколько это возможно <6>.
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)В апреле 1986 г. Руководящим советом УНИДРУА на его 65-й сессии было принято решение о включении в Рабочую программу УНИДРУА вопросов международной защиты культурных ценностей <1>. В 1986 и 1988 годах по просьбе ЮНЕСКО было подготовлено два исследования относительно международной защиты культурных ценностей <2> в свете принятой в рамках ЮНЕСКО Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (Париж, 1970 г.), а также проекта конвенции о единообразном законе о добросовестном приобретении материальных движимых вещей, опубликованного УНИДРУА в 1974 г. В июне 1988 г. Руководящим советом на 67-й сессии была учреждена Рабочая группа УНИДРУА по международной защите культурных ценностей <3>. По итогам своего третьего заседания 22 - 26 января 1990 г. она одобрила проект Конвенции УНИДРУА о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях <4>, который с 1991 по 1993 г. обсуждался и дорабатывался в ходе четырех заседаний Комитета правительственных экспертов. На созванной Правительством Италии Дипломатической конференции, проходившей в г. Риме с 7 по 24 июня 1995 г., была принята Конвенция о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях <5>.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)В апреле 1986 г. Руководящим советом УНИДРУА на его 65-й сессии было принято решение о включении в Рабочую программу УНИДРУА вопросов международной защиты культурных ценностей <1>. В 1986 и 1988 годах по просьбе ЮНЕСКО было подготовлено два исследования относительно международной защиты культурных ценностей <2> в свете принятой в рамках ЮНЕСКО Конвенции о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (Париж, 1970 г.), а также проекта конвенции о единообразном законе о добросовестном приобретении материальных движимых вещей, опубликованного УНИДРУА в 1974 г. В июне 1988 г. Руководящим советом на 67-й сессии была учреждена Рабочая группа УНИДРУА по международной защите культурных ценностей <3>. По итогам своего третьего заседания 22 - 26 января 1990 г. она одобрила проект Конвенции УНИДРУА о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях <4>, который с 1991 по 1993 г. обсуждался и дорабатывался в ходе четырех заседаний Комитета правительственных экспертов. На созванной Правительством Италии Дипломатической конференции, проходившей в г. Риме с 7 по 24 июня 1995 г., была принята Конвенция о похищенных или незаконно вывезенных культурных ценностях <5>.
"Комментарий к Федеральному закону от 16.07.1998 N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)"
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В отношении предметов ипотеки, которые имеют значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества, также допускается только судебное обращение взыскания (пп. 10 п. 5 ст. 55 Закона об ипотеке). Всеобъемлющее легальное определение указанных предметов отсутствует (это оценочное понятие). Вместе с тем нужно руководствоваться такими правовыми актами, как Закон Российской Федерации от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" и Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в которых указаны их отдельные виды.
(постатейный)
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)В отношении предметов ипотеки, которые имеют значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества, также допускается только судебное обращение взыскания (пп. 10 п. 5 ст. 55 Закона об ипотеке). Всеобъемлющее легальное определение указанных предметов отсутствует (это оценочное понятие). Вместе с тем нужно руководствоваться такими правовыми актами, как Закон Российской Федерации от 15.04.1993 N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей" и Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", в которых указаны их отдельные виды.
Статья: Надзор за исполнением законодательства о таможенной экспертизе
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2022, N 5)<1> Например, Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей"; Федеральные законы от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и др.
(Рубцова М.В.)
("Законность", 2022, N 5)<1> Например, Закон РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 "О вывозе и ввозе культурных ценностей"; Федеральные законы от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов", от 12 апреля 2010 г. N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств" и др.
Статья: Обзор практики по таможенным спорам за октябрь 2020 года
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Таможенное право и внешняя торговля)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Постановление о привлечении к административной ответственности за несоблюдение ограничений при ввозе культурных ценностей.
(Филиал партнерства с ограниченной ответственностью Брайан Кейв Лейтон Пейзнер (Раша) ЛЛП в г. Москве, Таможенное право и внешняя торговля)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Постановление о привлечении к административной ответственности за несоблюдение ограничений при ввозе культурных ценностей.
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Проанализировав положения Федерального закона "Об оружии" и Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей", Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что на законодательном уровне холодное оружие, имеющее культурную (историческую) ценность, рассматривается как обладающее не только соответствующими поражающими свойствами, но и особой историко-культурной ценностью, критериями которой служит, в частности, дата изготовления ("возраст"). При этом судебная практика по таким делам исходила из широкого понятия холодного оружия как предмета, незаконный сбыт которого влечет уголовную ответственность.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)Проанализировав положения Федерального закона "Об оружии" и Закона Российской Федерации "О вывозе и ввозе культурных ценностей", Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу, что на законодательном уровне холодное оружие, имеющее культурную (историческую) ценность, рассматривается как обладающее не только соответствующими поражающими свойствами, но и особой историко-культурной ценностью, критериями которой служит, в частности, дата изготовления ("возраст"). При этом судебная практика по таким делам исходила из широкого понятия холодного оружия как предмета, незаконный сбыт которого влечет уголовную ответственность.