Выборы главы региона
Подборка наиболее важных документов по запросу Выборы главы региона (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: "Муниципальный фильтр" как элемент правового механизма замещения должности главы субъекта Российской Федерации
(Цечоев В.К., Чеботарева А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)В статье рассматриваются особенности правового механизма замещения должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом изменений и дополнений, вносимых в соответствующее законодательство. Подробно рассматривается "муниципальный фильтр" при выборах главы субъекта РФ, анализируются исторические основы, достоинства и недостатки установленной процедуры. Обосновывается вывод о том, что появление такого элемента, как "муниципальный фильтр", есть проявление соборности российского общества, гармонично сочетающегося с базовыми принципами правовой ментальности российского избирателя, а потому указанный элемент правового механизма замещения должности главы субъекта РФ должен сохраняться в отечественном законодательстве.
(Цечоев В.К., Чеботарева А.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 6)В статье рассматриваются особенности правового механизма замещения должности руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации с учетом изменений и дополнений, вносимых в соответствующее законодательство. Подробно рассматривается "муниципальный фильтр" при выборах главы субъекта РФ, анализируются исторические основы, достоинства и недостатки установленной процедуры. Обосновывается вывод о том, что появление такого элемента, как "муниципальный фильтр", есть проявление соборности российского общества, гармонично сочетающегося с базовыми принципами правовой ментальности российского избирателя, а потому указанный элемент правового механизма замещения должности главы субъекта РФ должен сохраняться в отечественном законодательстве.
Статья: Выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации в 2020 г.: результаты и проблемы регулирования
(Саликов М.С., Серкова Ю.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)По нашему мнению, сохранение "муниципальных фильтров" является очередным барьером на пути свободного волеизъявления граждан при проведении выборов глав субъектов РФ. Дело в том, что в настоящее время, как известно, в политической системе превалирует одна партия и это находит отражение в ее представительстве как в Государственной Думе РФ, так и в региональных парламентах и в представительных органах местного самоуправления. В этой связи кандидатам, выдвинутым иными партиями, крайне непросто получить "муниципальную поддержку". И хотя зачастую руководство региональных отделений "Единой России" выражает готовность оказывать поддержку представителям иных партий (главным образом парламентских), такая поддержка не является обязательной, никак не регламентирована и, следовательно, подчинена субъективным факторам. Правовая позиция Конституционного Суда РФ, согласно которой данные положения не противоречат Конституции РФ <29>, в принципе не вызывает отторжения, однако не учитывает современного состояния политической системы. Думается, такого рода условия для выдвижения кандидатов могли бы применяться после того, как сложится стабильная политическая система с сильными партиями, имеющими достаточное представительство в представительных органах муниципальных образований. Кроме того, сам факт оказания "муниципальной поддержки" не соответствует ст. 12 Конституции РФ, которая гласит: "...органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти", а также Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части установления вопросов местного значения. Факт закрепления в Основном Законе института публичной власти, куда входят и органы государственной власти, и органы местного самоуправления, ситуацию не меняет, поскольку превалирующей является норма федерального закона, установившего "вилку 5 - 10 процентов". В этом случае именно политическая воля федерального центра могла бы стать решающим фактором при принятии решения о полной отмене (а не о снижении) "муниципального фильтра". Право принятия решения о том, быть тому или иному кандидату главой региона, должно принадлежать самим избирателям, то есть народу, являющемуся по Основному Закону "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации".
(Саликов М.С., Серкова Ю.И.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 3)По нашему мнению, сохранение "муниципальных фильтров" является очередным барьером на пути свободного волеизъявления граждан при проведении выборов глав субъектов РФ. Дело в том, что в настоящее время, как известно, в политической системе превалирует одна партия и это находит отражение в ее представительстве как в Государственной Думе РФ, так и в региональных парламентах и в представительных органах местного самоуправления. В этой связи кандидатам, выдвинутым иными партиями, крайне непросто получить "муниципальную поддержку". И хотя зачастую руководство региональных отделений "Единой России" выражает готовность оказывать поддержку представителям иных партий (главным образом парламентских), такая поддержка не является обязательной, никак не регламентирована и, следовательно, подчинена субъективным факторам. Правовая позиция Конституционного Суда РФ, согласно которой данные положения не противоречат Конституции РФ <29>, в принципе не вызывает отторжения, однако не учитывает современного состояния политической системы. Думается, такого рода условия для выдвижения кандидатов могли бы применяться после того, как сложится стабильная политическая система с сильными партиями, имеющими достаточное представительство в представительных органах муниципальных образований. Кроме того, сам факт оказания "муниципальной поддержки" не соответствует ст. 12 Конституции РФ, которая гласит: "...органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти", а также Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части установления вопросов местного значения. Факт закрепления в Основном Законе института публичной власти, куда входят и органы государственной власти, и органы местного самоуправления, ситуацию не меняет, поскольку превалирующей является норма федерального закона, установившего "вилку 5 - 10 процентов". В этом случае именно политическая воля федерального центра могла бы стать решающим фактором при принятии решения о полной отмене (а не о снижении) "муниципального фильтра". Право принятия решения о том, быть тому или иному кандидату главой региона, должно принадлежать самим избирателям, то есть народу, являющемуся по Основному Закону "носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации".
Нормативные акты
Федеральный закон от 21.12.2021 N 414-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)6. Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований. Депутаты представительного органа муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, а также депутаты представительного органа городского округа с внутригородским делением, формируемого путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов этого городского округа, учитываются только один раз.
(ред. от 08.08.2024)
"Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)6. Выдвижение кандидата политической партией и выдвижение кандидата в порядке самовыдвижения должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований. Депутаты представительного органа муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, а также депутаты представительного органа городского округа с внутригородским делением, формируемого путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов этого городского округа, учитываются только один раз.
Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"3.1. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации:
(ред. от 08.08.2024)
"Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"3.1. При проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов, глав муниципальных округов и глав городских округов вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, либо на основании пункта 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона в иной срок в избирательную комиссию также должны быть представлены составленные по форме, предусмотренной указом Президента Российской Федерации: