Выборы в представительный орган местного самоуправления
Подборка наиболее важных документов по запросу Выборы в представительный орган местного самоуправления (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Тенденции законодательства о выборах органов местного самоуправления в Северо-Кавказском федеральном округе
(Хубаева Д.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Следует отметить наличие в законах о выборах представительных органов местного самоуправления исключений из общего правила о пропорциональной избирательной системе. Примером является норма ст. 4 Закона Чеченской Республики о том, что выборы депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования проводятся по мажоритарной системе относительного большинства на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании <13>.
(Хубаева Д.Ф.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 7)Следует отметить наличие в законах о выборах представительных органов местного самоуправления исключений из общего правила о пропорциональной избирательной системе. Примером является норма ст. 4 Закона Чеченской Республики о том, что выборы депутатов представительного органа первого созыва вновь образованного муниципального образования проводятся по мажоритарной системе относительного большинства на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании <13>.
Статья: Анализ проблем правового регулирования институтов гражданского общества в субъектах Российской Федерации
(Пузенцова Ю.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 5)В 2015 г. Конституционный Суд РФ, рассматривая вопрос самостоятельного определения субъектами Федерации порядка замещения должностей глав муниципальных образований и выборов представительных органов местного самоуправления, указал, что Конституция РФ, содержа нормы о выборных муниципальных органах, не закрепляет конкретный состав и единые, универсальные правила формирования органов местного самоуправления. Следовательно, законодательные требования относительно способов формирования муниципальных органов могут различаться в зависимости от местных особенностей обеспечения баланса государственных и местных интересов. Изложенная Конституционным Судом РФ правовая позиция неоднозначна и вызывает некоторые вопросы. Действительно, исходя из смысла ст. 131 Конституции РФ, следует, что местное самоуправление осуществляется в сельских, городских поселениях, а также на других территориях, виды которых (в силу отсутствия конституционного закрепления) определяет законодатель (муниципальный район, городской округ, внутригородской район и др.). Мы солидаризируемся с судьей Конституционного Суда РФ Н.С. Бондарем в том, что остаются неясными критерии разграничений между муниципальными образованиями (конкретный перечень, а также степень их определенности) и уровень их реализации (федеральный или субъектов Федерации). При этом, как указал Конституционный Суд РФ в п. 4.2 мотивировочной части вышеназванного Постановления, к некоторым городским поселениям могут применяться правила безальтернативности формирования муниципальных органов, аналогично городским округам. Отсюда возникает проблема приравнивания некоторых поселенческих муниципалитетов, которым нельзя навязывать безальтернативный способ замещения главы муниципального образования, к тем, в которых законом субъекта Федерации исключается возможность закрепления в уставах прямых выборов глав муниципалитетов <10>.
(Пузенцова Ю.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 5)В 2015 г. Конституционный Суд РФ, рассматривая вопрос самостоятельного определения субъектами Федерации порядка замещения должностей глав муниципальных образований и выборов представительных органов местного самоуправления, указал, что Конституция РФ, содержа нормы о выборных муниципальных органах, не закрепляет конкретный состав и единые, универсальные правила формирования органов местного самоуправления. Следовательно, законодательные требования относительно способов формирования муниципальных органов могут различаться в зависимости от местных особенностей обеспечения баланса государственных и местных интересов. Изложенная Конституционным Судом РФ правовая позиция неоднозначна и вызывает некоторые вопросы. Действительно, исходя из смысла ст. 131 Конституции РФ, следует, что местное самоуправление осуществляется в сельских, городских поселениях, а также на других территориях, виды которых (в силу отсутствия конституционного закрепления) определяет законодатель (муниципальный район, городской округ, внутригородской район и др.). Мы солидаризируемся с судьей Конституционного Суда РФ Н.С. Бондарем в том, что остаются неясными критерии разграничений между муниципальными образованиями (конкретный перечень, а также степень их определенности) и уровень их реализации (федеральный или субъектов Федерации). При этом, как указал Конституционный Суд РФ в п. 4.2 мотивировочной части вышеназванного Постановления, к некоторым городским поселениям могут применяться правила безальтернативности формирования муниципальных органов, аналогично городским округам. Отсюда возникает проблема приравнивания некоторых поселенческих муниципалитетов, которым нельзя навязывать безальтернативный способ замещения главы муниципального образования, к тем, в которых законом субъекта Федерации исключается возможность закрепления в уставах прямых выборов глав муниципалитетов <10>.
Нормативные акты
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2021 года"Как отметил Конституционный Суд, сравнительный анализ советского законодательства о местных Советах народных депутатов и действующего правового регулирования местного самоуправления в Российской Федерации позволяет заключить, что именно местные Советы народных депутатов являлись предшественниками представительных органов муниципальных образований, косвенным подтверждением чему может служить также Указ Президента Российской Федерации от 26 октября 1993 года N 1760, предусмотревший прекращение деятельности городских и районных Советов народных депутатов и выполнение их функций соответствующей местной администрацией до проведения выборов в представительные органы местного самоуправления (пункты 4 и 5).
"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2020 года"Оспоренные положения являлись предметом рассмотрения в той мере, в какой на их основе разрешается вопрос об отказе в регистрации (отмене регистрации) кандидата в депутаты, выдвинутого избирательным объединением (политической партией) по одномандатному (многомандатному) избирательному округу в составе списка кандидатов на выборах представительного органа местного самоуправления, в случае, когда избирательное объединение (политическая партия) при выдвижении названного списка кандидатов провело тайное голосование отдельно по каждой кандидатуре из этого списка, а не по списку кандидатов в целом и не представило в соответствующую избирательную комиссию список выдвинутых кандидатов, оформленный в качестве приложения к решению избирательного объединения о выдвижении кандидатов по одномандатным избирательным округам списком.