Выдача займа юридическому лицу без процентов
Подборка наиболее важных документов по запросу Выдача займа юридическому лицу без процентов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2022 N 11АП-7028/2022 по делу N А55-28032/2021
Требование: О признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решение: Требование удовлетворено в части.Между тем, выдача процентных займов физическим и юридическим лицам не является нарушением и сама по себе не свидетельствует о получении обществом необоснованной налоговой выгоды. Безусловные доказательств "кругового" движения или обналичивания денежных средств, в результате чего они возвращались обществу. в материалах дела отсутствуют.
Требование: О признании незаконным решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решение: Требование удовлетворено в части.Между тем, выдача процентных займов физическим и юридическим лицам не является нарушением и сама по себе не свидетельствует о получении обществом необоснованной налоговой выгоды. Безусловные доказательств "кругового" движения или обналичивания денежных средств, в результате чего они возвращались обществу. в материалах дела отсутствуют.
Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 02.10.2023 N 14АП-6485/2023 по делу N А05-13033/2022
Требование: О признании сделок недействительными.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Основанием для отклонения названной заявки послужило отсутствие доказательств наличия средств инвестиций или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения. При этом документы истца не подтверждают наличие у него денежных средств, необходимых для заключения концессионного соглашения, поскольку доказательств наличия средств у частной компании ИНФРАСТРУКТУРА ИНВЕСТ КАПИТАЛ ЛИМИТЕД не представлено, что ставит под сомнение предоставление займа обществу, соответственно, не гарантировало финансирование мероприятий по предлагаемому к заключению концессионного соглашения. Факт существования юридического лица, выдавшего гарантийное письмо, а также полномочия лица, подписавшего с его стороны договор займа, проверить невозможно.
Требование: О признании сделок недействительными.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Основанием для отклонения названной заявки послужило отсутствие доказательств наличия средств инвестиций или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения. При этом документы истца не подтверждают наличие у него денежных средств, необходимых для заключения концессионного соглашения, поскольку доказательств наличия средств у частной компании ИНФРАСТРУКТУРА ИНВЕСТ КАПИТАЛ ЛИМИТЕД не представлено, что ставит под сомнение предоставление займа обществу, соответственно, не гарантировало финансирование мероприятий по предлагаемому к заключению концессионного соглашения. Факт существования юридического лица, выдавшего гарантийное письмо, а также полномочия лица, подписавшего с его стороны договор займа, проверить невозможно.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О Модельном законе Содружества Независимых Государств "Об инвестиционно-доверительной банковской деятельности" и его доктринальных основаниях
(Рудоквас А.Д., Тенберга И.)
("Арбитражные споры", 2023, N 3)Обязательным требованием для банков нового типа является наличие специальной банковской лицензии, позволяющей проводить банковские операции без взимания и выплаты процента, в том числе привлекать в качестве вкладов денежные средства неопределенного круга лиц на инвестиционно-доверительной основе без гарантии безусловного возврата, осуществлять банковские переводы по поручению физических и юридических лиц, открывать текущие расчетные и сберегательные банковские счета на условиях 100% резервирования, выдавать социальные (беспроцентные) займы малоимущим (если необходимость в получении заемных средств связана с защитой первостепенных жизненных потребностей), размещать в виде неспекулятивных активов средства как от своего имени и за свой счет, так и от чужого имени и за чужой счет, управлять активами и неотчуждаемым имуществом, переданным частными лицами на общественные нужды, заниматься инвестиционным посредничеством и посредничеством на межбанковских рынках, вносить имущественные вклады в специальные виды объединений коллективных инвестиций в целях приобретения долей участия, приобретать с целью перепродажи неспекулятивные активы, предоставлять услуги хранения, выдавать банковские гарантии, торговать валютой, выпускать банковские карты, осуществлять целевые "социально-преобразующие" инвестиции, в том числе путем сбора добровольных "благотворительных взносов" от физических и юридических лиц.
(Рудоквас А.Д., Тенберга И.)
("Арбитражные споры", 2023, N 3)Обязательным требованием для банков нового типа является наличие специальной банковской лицензии, позволяющей проводить банковские операции без взимания и выплаты процента, в том числе привлекать в качестве вкладов денежные средства неопределенного круга лиц на инвестиционно-доверительной основе без гарантии безусловного возврата, осуществлять банковские переводы по поручению физических и юридических лиц, открывать текущие расчетные и сберегательные банковские счета на условиях 100% резервирования, выдавать социальные (беспроцентные) займы малоимущим (если необходимость в получении заемных средств связана с защитой первостепенных жизненных потребностей), размещать в виде неспекулятивных активов средства как от своего имени и за свой счет, так и от чужого имени и за чужой счет, управлять активами и неотчуждаемым имуществом, переданным частными лицами на общественные нужды, заниматься инвестиционным посредничеством и посредничеством на межбанковских рынках, вносить имущественные вклады в специальные виды объединений коллективных инвестиций в целях приобретения долей участия, приобретать с целью перепродажи неспекулятивные активы, предоставлять услуги хранения, выдавать банковские гарантии, торговать валютой, выпускать банковские карты, осуществлять целевые "социально-преобразующие" инвестиции, в том числе путем сбора добровольных "благотворительных взносов" от физических и юридических лиц.
Вопрос: О приобретении статуса МФО организацией, осуществляющей деятельность по выдаче займов ИП и юрлицам на предпринимательские цели и привлечению денежных средств в виде займов.
(Письмо Банка России от 25.10.2024 N 44-13/5224)Кроме этого, представляется, что в случае систематического осуществления деятельности по выдаче займов без получения специального статуса существует риск возможной квалификации органами государственного контроля (надзора) указанной деятельности как банковской или микрофинансовой исходя из оценки конкретных обстоятельств дела.
(Письмо Банка России от 25.10.2024 N 44-13/5224)Кроме этого, представляется, что в случае систематического осуществления деятельности по выдаче займов без получения специального статуса существует риск возможной квалификации органами государственного контроля (надзора) указанной деятельности как банковской или микрофинансовой исходя из оценки конкретных обстоятельств дела.
Нормативные акты
Указание Банка России от 30.09.2022 N 6282-У
(ред. от 15.11.2023)
"Об объеме, формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли и клиринговых организаций, а также другой информации"
(вместе с "Порядком и сроками представления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли и клиринговых организаций, предусмотренной приложением 1 к Указанию Банка России от 13 января 2021 года N 5709-У "Об объеме, формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли и клиринговых организаций, а также другой информации")
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.02.2023 N 72319)2. По показателям раздела 1 отчетности по форме 0420414 отражается на основании данных бухгалтерского учета информация о займах, выданных профессиональным участником в денежной и иной формах и не погашенных на конец отчетного месяца (квартала). Информация отражается без накопленных процентов.
(ред. от 15.11.2023)
"Об объеме, формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли и клиринговых организаций, а также другой информации"
(вместе с "Порядком и сроками представления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли и клиринговых организаций, предусмотренной приложением 1 к Указанию Банка России от 13 января 2021 года N 5709-У "Об объеме, формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли и клиринговых организаций, а также другой информации")
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.02.2023 N 72319)2. По показателям раздела 1 отчетности по форме 0420414 отражается на основании данных бухгалтерского учета информация о займах, выданных профессиональным участником в денежной и иной формах и не погашенных на конец отчетного месяца (квартала). Информация отражается без накопленных процентов.
Постановление ЦИК России от 10.06.2009 N 163/1157-5
(ред. от 24.12.2014)
"О Порядке организации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации проверок сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений, сводных финансовых отчетов политических партий"Проверка по приложению N 1 к Сведениям части В "Договоры привлечения заемных средств" наличия всех необходимых данных, указываемых о кредиторах (займодавцах) - юридических лицах: наименования, идентификационного номера налогоплательщика, банковских реквизитов, а также сведений о договорах привлечения заемных средств: даты заключения и номеров договоров, размеров основных обязательств (без учета процентов), годовых процентных ставок обязательств, сроков исполнения договоров, сведений о заложенном в обеспечение обязательств имущества, выданных в обеспечение обязательств гарантий и поручительств.
(ред. от 24.12.2014)
"О Порядке организации Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации проверок сведений о поступлении и расходовании средств политических партий, их региональных отделений и иных зарегистрированных структурных подразделений, сводных финансовых отчетов политических партий"Проверка по приложению N 1 к Сведениям части В "Договоры привлечения заемных средств" наличия всех необходимых данных, указываемых о кредиторах (займодавцах) - юридических лицах: наименования, идентификационного номера налогоплательщика, банковских реквизитов, а также сведений о договорах привлечения заемных средств: даты заключения и номеров договоров, размеров основных обязательств (без учета процентов), годовых процентных ставок обязательств, сроков исполнения договоров, сведений о заложенном в обеспечение обязательств имущества, выданных в обеспечение обязательств гарантий и поручительств.