Выемка в рамках камеральной проверки
Подборка наиболее важных документов по запросу Выемка в рамках камеральной проверки (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2023 N 19АП-175/2023 по делу N А36-7056/2022
Требование: О признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Из смысла приведенной нормы следует, что выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например осмотра (ст. 92 НК РФ) и выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ). Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения.
Требование: О признании недействительным решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Решение: Решение первой инстанции отменено. В удовлетворении требования отказано.Из смысла приведенной нормы следует, что выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например осмотра (ст. 92 НК РФ) и выемки документов и предметов (ст. 94 НК РФ). Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения.
Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.08.2022 N 13АП-15592/2022 по делу N А21-11543/2021
Категория: Споры с таможенными органами.
Требования: 1) О признании незаконным решения о внесении изменений в декларацию на товары; 2) О признании незаконным решения по результатам обжалования решения таможенного органа.
Обстоятельства: С целью помещения товара (курительного табака, предназначенного для промышленного изготовления табачных изделий) под таможенную процедуру "свободная таможенная зона" декларантом подана таможенная декларация. Поскольку документы, подтверждающие осуществление декларантом производства табачной продукции, не представлены, таможенным органом сделан вывод о несоблюдении им условий помещения и использования товара в качестве сырья для производства продукции.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Доводы Общества о том, что вывод таможенного органа об отсутствии производственных площадей и мощностей, необходимых для выпуска табачной продукции - сигарет с фильтром, сделан без оценки факта изъятия оборудования ООО "Новый век" в рамках уголовного дела, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку на изъятие оборудования было указано в объяснении Самойлова Н.В. от 27.12.2020. При этом постановление о производстве выемки не было представлено заявителем в таможенный орган при проведении камеральной проверки. Кроме того, само по себе изъятие оборудования 02.10.2020 не подтверждает факт того, что Общество использовало спорный товар, ввезенный по ДТ, в заявленных целях для производства табачной продукции.
Категория: Споры с таможенными органами.
Требования: 1) О признании незаконным решения о внесении изменений в декларацию на товары; 2) О признании незаконным решения по результатам обжалования решения таможенного органа.
Обстоятельства: С целью помещения товара (курительного табака, предназначенного для промышленного изготовления табачных изделий) под таможенную процедуру "свободная таможенная зона" декларантом подана таможенная декларация. Поскольку документы, подтверждающие осуществление декларантом производства табачной продукции, не представлены, таможенным органом сделан вывод о несоблюдении им условий помещения и использования товара в качестве сырья для производства продукции.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано.Доводы Общества о том, что вывод таможенного органа об отсутствии производственных площадей и мощностей, необходимых для выпуска табачной продукции - сигарет с фильтром, сделан без оценки факта изъятия оборудования ООО "Новый век" в рамках уголовного дела, обоснованно отклонен судом первой инстанции, поскольку на изъятие оборудования было указано в объяснении Самойлова Н.В. от 27.12.2020. При этом постановление о производстве выемки не было представлено заявителем в таможенный орган при проведении камеральной проверки. Кроме того, само по себе изъятие оборудования 02.10.2020 не подтверждает факт того, что Общество использовало спорный товар, ввезенный по ДТ, в заявленных целях для производства табачной продукции.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Выемка документов и предметов: когда? у кого? почему?
(Карпова Е.В.)
("НДС: проблемы и решения", 2021, N 11)Поскольку ст. 31 и 93 НК РФ не уточняют, о каких проверках идет речь, возникает недопонимание в отношении того, возможна ли выемка документов в рамках "камералки". Во всяком случае, в Минфин России подобный вопрос адресовали, только четкого ответа не получили - см. Письмо от 24.11.2008 N 03-02-07/1-471.
(Карпова Е.В.)
("НДС: проблемы и решения", 2021, N 11)Поскольку ст. 31 и 93 НК РФ не уточняют, о каких проверках идет речь, возникает недопонимание в отношении того, возможна ли выемка документов в рамках "камералки". Во всяком случае, в Минфин России подобный вопрос адресовали, только четкого ответа не получили - см. Письмо от 24.11.2008 N 03-02-07/1-471.
Статья: Роль выемки документов и предметов при проведении камеральных налоговых проверок по НДС в повышении финансовой безопасности государства
(Анофриков С.П., Голубкова Н.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)Противоположная позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 июня 2014 г. по делу N А45-1479/2013, согласно которой налоговый орган в рамках камеральной налоговой проверки не наделен полномочиями на проведение выемки.
(Анофриков С.П., Голубкова Н.А.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 5)Противоположная позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 20 июня 2014 г. по делу N А45-1479/2013, согласно которой налоговый орган в рамках камеральной налоговой проверки не наделен полномочиями на проведение выемки.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 24.10.2022 N 7-8-04/0005@
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2022 года по вопросам налогообложения>Формы проведения налогового контроля связаны, прежде всего, с камеральными и выездными налоговыми проверками (статьи 82, 87, 88 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации). Выездная налоговая проверка, проводимая, по общему правилу, на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (пункт 1 статьи 89 названного Кодекса), ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки, поскольку их выявление требует углубленного изучения документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведения ряда специальных мероприятий контроля, например осмотра, выемки документов и предметов, экспертизы, участия понятых и допроса свидетелей (статьи 90, 92, 94, 95 и 98 этого Кодекса). Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, его уклонением от налогообложения. Оценивая конституционность норм, регулирующих проведение выездных налоговых проверок, Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что такая проверка должна отвечать критериям необходимости, обоснованности и законности, с тем чтобы не превращаться в неправомерное обременение для налогоплательщика (Постановление от 17 марта 2009 года N 5-П; Определение от 10 марта 2016 года N 571-О).
<О направлении Обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2022 года по вопросам налогообложения>Формы проведения налогового контроля связаны, прежде всего, с камеральными и выездными налоговыми проверками (статьи 82, 87, 88 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации). Выездная налоговая проверка, проводимая, по общему правилу, на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (пункт 1 статьи 89 названного Кодекса), ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки, поскольку их выявление требует углубленного изучения документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведения ряда специальных мероприятий контроля, например осмотра, выемки документов и предметов, экспертизы, участия понятых и допроса свидетелей (статьи 90, 92, 94, 95 и 98 этого Кодекса). Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, его уклонением от налогообложения. Оценивая конституционность норм, регулирующих проведение выездных налоговых проверок, Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что такая проверка должна отвечать критериям необходимости, обоснованности и законности, с тем чтобы не превращаться в неправомерное обременение для налогоплательщика (Постановление от 17 марта 2009 года N 5-П; Определение от 10 марта 2016 года N 571-О).
Определение Конституционного Суда РФ от 10.03.2016 N 571-О
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Чебаркульская птица" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем четвертым пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации"Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает, что выездная налоговая проверка по общему правилу проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (пункт 1 статьи 89); такая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например осмотра, выемки документов и предметов, экспертизы, участия понятых и допроса свидетелей (статьи 90, 92, 94, 95 и 98). Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения.
"Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью "Чебаркульская птица" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем четвертым пункта 8 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации"Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает, что выездная налоговая проверка по общему правилу проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (пункт 1 статьи 89); такая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий контроля, например осмотра, выемки документов и предметов, экспертизы, участия понятых и допроса свидетелей (статьи 90, 92, 94, 95 и 98). Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения.