Выход на пенсию чернобыльцам
Подборка наиболее важных документов по запросу Выход на пенсию чернобыльцам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 32 "Сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии отдельным категориям граждан" Федерального закона "О страховых пенсиях""Анализ пенсионного законодательства позволяет сделать вывод, что назначение досрочной страховой пенсии гражданину, ставшему инвалидом вследствие аварии на ЧАЭС, по основанию предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" может быть осуществлено при условии, если названный гражданин к моменту назначения данной пенсии достиг возраста 55 лет, имеет страховой стаж 25 лет и является получателем государственной пенсии по инвалидности, предусмотренной Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственной пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
Определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 04.06.2024 по делу N 88-16429/2024 (УИД 57RS0022-01-2023-001977-31)
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании права на назначение пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию.
Обстоятельства: Подтверждено постоянное проживание истца в спорный период на территории с льготным социально-экономическим статусом.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Отменяя решение суда первой инстанции, и признавая за К. право на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с учетом снижения возраста выхода на пенсию на 1 (один) год, суд апелляционной инстанции исходил из того, что совокупностью представленных суду доказательств, в том числе показаний свидетелей, подтверждается, что К. в период с 26 апреля 1986 года по 25 июня 1986 года обучалась в средней школе и проживала в интернате, которые расположены в с. Никольское Троснянского района Орловской области, то есть на территории с льготным социально-экономическим статусом по месту расположения учебного заведения.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: 1) О признании права на назначение пенсии; 2) О возложении обязанности назначить пенсию.
Обстоятельства: Подтверждено постоянное проживание истца в спорный период на территории с льготным социально-экономическим статусом.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено.Отменяя решение суда первой инстанции, и признавая за К. право на досрочное назначение пенсии в соответствии со статьей 34 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" с учетом снижения возраста выхода на пенсию на 1 (один) год, суд апелляционной инстанции исходил из того, что совокупностью представленных суду доказательств, в том числе показаний свидетелей, подтверждается, что К. в период с 26 апреля 1986 года по 25 июня 1986 года обучалась в средней школе и проживала в интернате, которые расположены в с. Никольское Троснянского района Орловской области, то есть на территории с льготным социально-экономическим статусом по месту расположения учебного заведения.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Особенности снижения пенсионного возраста для граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС
(Менкенов А.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 3)Законом N 1244-1 установлена возможность назначения гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, установленного Федеральным законом N 400-ФЗ на 31 декабря 2018 г., т.е. до достижения 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Уменьшение пенсионного возраста для граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является одной из форм компенсации государством вреда, причиненного чернобыльской катастрофой, и зависит от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
(Менкенов А.В.)
("Социальное и пенсионное право", 2020, N 3)Законом N 1244-1 установлена возможность назначения гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, пенсии по старости ранее достижения пенсионного возраста, установленного Федеральным законом N 400-ФЗ на 31 декабря 2018 г., т.е. до достижения 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин. Уменьшение пенсионного возраста для граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, является одной из форм компенсации государством вреда, причиненного чернобыльской катастрофой, и зависит от факта и продолжительности проживания или работы в соответствующей зоне радиоактивного загрязнения.
Статья: Лица, осуществляющие уход, как особые субъекты пенсионных отношений по случаю потери кормильца
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)В случае смерти лица, пострадавшего в результате радиационных и техногенных катастроф, согласно ст. 29 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" <21> право на пенсию по СПК при осуществлении ухода за нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС предоставлено только пережившему супругу и только в отношении ухода за детьми, не достигшими 14-летнего возраста. Но при этом данная норма содержит очень существенную оговорку относительно того, что данное право признается за лицом и в случае осуществления им работы.
(Маматказин И.Р.)
("Социальное и пенсионное право", 2022, N 4)В случае смерти лица, пострадавшего в результате радиационных и техногенных катастроф, согласно ст. 29 Закона РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" <21> право на пенсию по СПК при осуществлении ухода за нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца, участника ликвидации последствий аварии на ЧАЭС предоставлено только пережившему супругу и только в отношении ухода за детьми, не достигшими 14-летнего возраста. Но при этом данная норма содержит очень существенную оговорку относительно того, что данное право признается за лицом и в случае осуществления им работы.
Нормативные акты
Закон РФ от 15.05.1991 N 1244-1
(ред. от 25.12.2023)
"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
(ред. от 25.12.2023)
"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Приказ Минфина России от 01.06.2023 N 80н
(ред. от 05.07.2024)
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2024 год (на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.07.2023 N 74543)По данному направлению расходов также отражаются расходы федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из числа вышедших на пенсию сотрудников федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
(ред. от 05.07.2024)
"Об утверждении кодов (перечней кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2024 год (на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов)"
(Зарегистрировано в Минюсте России 31.07.2023 N 74543)По данному направлению расходов также отражаются расходы федерального бюджета на предоставление мер социальной поддержки гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, из числа вышедших на пенсию сотрудников федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная и приравненная к ней служба.