Выплаты старостам
Подборка наиболее важных документов по запросу Выплаты старостам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Сельская местность
(КонсультантПлюс, 2025)Ежемесячные выплаты сельским старостам, установленные местным правовым актом, не облагаются страховыми взносами
(КонсультантПлюс, 2025)Ежемесячные выплаты сельским старостам, установленные местным правовым актом, не облагаются страховыми взносами
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Компенсационные выплаты депутатам региональных парламентов и муниципальных представительных органов в связи с осуществлением ими депутатской деятельности: проблемы правового регулирования
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)Еще один вопрос, подлежащий решению: должна ли данная выплата предоставляться под фактически произведенные расходы с представлением подтверждающих документов? При ответе на данный вопрос сталкивается несколько ценностей. Это принципы эффективности и адресности использования бюджетных средств. В этой логике решается вопрос уплаты налога на доходы физических лиц с данных выплат. С другой стороны, при разрешении дел Конституционный Суд РФ исходит из презумпции добросовестности и разумности действий конституционных органов, учитывая, что они основываются на общих интересах при осуществлении полномочий <15>. Презумпция добросовестности применяется и к депутатам. При ее применении следует предполагать добросовестное и разумное использование средств депутатами исключительно на цели, обусловленные введением выплаты. Следовательно, изначально предполагается, что использование выплат соответствует общественным интересам. Такие подходы имеются в правовом регулировании. К примеру, это выплаты сельским старостам, участникам территориального общественного самоуправления, членам общественных объединений пожарной охраны и добровольным пожарным, председателям и иным членам общественных палат (советов), осуществляющих деятельность на общественных началах. Такие подходы имеются в применении мер социальной поддержки в связи с их монетизацией, то есть переводом из натуральной в денежную форму предоставления путем выплаты компенсаций. Например, ежемесячная денежная выплата вместо набора социальных услуг, выплата ветеранам единовременного денежного вознаграждения, оплата жилого помещения и коммунальных услуг специалистам в сельской местности и проч.
(Андреечев И.С.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2021, N 9)Еще один вопрос, подлежащий решению: должна ли данная выплата предоставляться под фактически произведенные расходы с представлением подтверждающих документов? При ответе на данный вопрос сталкивается несколько ценностей. Это принципы эффективности и адресности использования бюджетных средств. В этой логике решается вопрос уплаты налога на доходы физических лиц с данных выплат. С другой стороны, при разрешении дел Конституционный Суд РФ исходит из презумпции добросовестности и разумности действий конституционных органов, учитывая, что они основываются на общих интересах при осуществлении полномочий <15>. Презумпция добросовестности применяется и к депутатам. При ее применении следует предполагать добросовестное и разумное использование средств депутатами исключительно на цели, обусловленные введением выплаты. Следовательно, изначально предполагается, что использование выплат соответствует общественным интересам. Такие подходы имеются в правовом регулировании. К примеру, это выплаты сельским старостам, участникам территориального общественного самоуправления, членам общественных объединений пожарной охраны и добровольным пожарным, председателям и иным членам общественных палат (советов), осуществляющих деятельность на общественных началах. Такие подходы имеются в применении мер социальной поддержки в связи с их монетизацией, то есть переводом из натуральной в денежную форму предоставления путем выплаты компенсаций. Например, ежемесячная денежная выплата вместо набора социальных услуг, выплата ветеранам единовременного денежного вознаграждения, оплата жилого помещения и коммунальных услуг специалистам в сельской местности и проч.
Статья: Институт сельского старосты в системе местного самоуправления: история и современность
(Булгакова Е.В., Крупкин П.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 10)Староста сельского населенного пункта получает ежемесячную денежную выплату в размере 5 000 рублей за счет бюджета городского округа Подольск. Кроме того, старосты сельских населенных пунктов в городском округе Подольск имеют право на ношение нагрудного знака "Сельский староста Московской области".
(Булгакова Е.В., Крупкин П.Р.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 10)Староста сельского населенного пункта получает ежемесячную денежную выплату в размере 5 000 рублей за счет бюджета городского округа Подольск. Кроме того, старосты сельских населенных пунктов в городском округе Подольск имеют право на ношение нагрудного знака "Сельский староста Московской области".
Нормативные акты
"Методические рекомендации. Развитие и поддержка института старост населенных пунктов, вовлечение в профилактическую работу добровольцев, общественных объединений, работников организаций и учреждений всех форм собственности"
(утв. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ))В целях стимулирования деятельности Старост населенных пунктов необходимо вводить систему их поощрения, начиная от материального стимулирования (подвоз и выдача угля, различные льготы, оплата телефонной связи и т.д.) и заканчивая освещением их деятельности и эффективной работы в местной прессе и СМИ, поощрения государственными и ведомственными наградами.
(утв. ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ))В целях стимулирования деятельности Старост населенных пунктов необходимо вводить систему их поощрения, начиная от материального стимулирования (подвоз и выдача угля, различные льготы, оплата телефонной связи и т.д.) и заканчивая освещением их деятельности и эффективной работы в местной прессе и СМИ, поощрения государственными и ведомственными наградами.
Статья: Основные черты административного права Московского государства в XVI веке
(Кононов П.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11; 2024, N 1)Данная грамота регулирует взаимоотношения между великокняжеским наместником в Онежской земле и жителями этой земли. В числе административно-правовых норм, содержащихся в рассматриваемой грамоте, можно выделить следующие ее положения: 1) система и компетенция должностных лиц администрации наместника (два тиуна, четыре доводчика, разграничение между ними территориальной компетенции), запрет на перемену наместником тиунов и доводчиков в течение одного года; 2) организация деятельности администрации наместника (порядок поездок по станам и деревням, ночевки, сбора платежей с населения); 3) установление административного взыскания за перепахивание или перекос межы в виде штрафа в размере четырех денег Новгородских; 4) запрет тиуну и иным наместничьим людям, за исключением доводчика, ездить незваными на пиры и братчины и право высылки их вон без уплаты пени (штрафа); 5) запрет на насильную игру скоморохов и право их высылки старостами и волостными людьми из волости вон безпенно; 6) запрет князьям, боярам и всяким ездокам ставится у волостных и становых людей, брать у жителей корм свой и конский даром, без оплаты; 7) запрет на добычу в Онежской земле соли жителями соседних Белозерских и Вологодских земель с взысканием за нарушение этого запрета штрафа в размере двух рублей Новгородских; 8) установление ответственности наместника и представителей его администрации в виде явки на суд великого князя за причинение обид онежским волостным и становым людям (насилие, взыскание штрафов, издержек на корм и т.п.) <10>.
(Кононов П.И.)
("Административное право и процесс", 2023, N 11; 2024, N 1)Данная грамота регулирует взаимоотношения между великокняжеским наместником в Онежской земле и жителями этой земли. В числе административно-правовых норм, содержащихся в рассматриваемой грамоте, можно выделить следующие ее положения: 1) система и компетенция должностных лиц администрации наместника (два тиуна, четыре доводчика, разграничение между ними территориальной компетенции), запрет на перемену наместником тиунов и доводчиков в течение одного года; 2) организация деятельности администрации наместника (порядок поездок по станам и деревням, ночевки, сбора платежей с населения); 3) установление административного взыскания за перепахивание или перекос межы в виде штрафа в размере четырех денег Новгородских; 4) запрет тиуну и иным наместничьим людям, за исключением доводчика, ездить незваными на пиры и братчины и право высылки их вон без уплаты пени (штрафа); 5) запрет на насильную игру скоморохов и право их высылки старостами и волостными людьми из волости вон безпенно; 6) запрет князьям, боярам и всяким ездокам ставится у волостных и становых людей, брать у жителей корм свой и конский даром, без оплаты; 7) запрет на добычу в Онежской земле соли жителями соседних Белозерских и Вологодских земель с взысканием за нарушение этого запрета штрафа в размере двух рублей Новгородских; 8) установление ответственности наместника и представителей его администрации в виде явки на суд великого князя за причинение обид онежским волостным и становым людям (насилие, взыскание штрафов, издержек на корм и т.п.) <10>.
Статья: Участие граждан в бюджетном процессе: опыт самообложения и инициативного бюджетирования
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2023, N 12)Характеризуя инициативное бюджетирование на современном этапе, стоит отметить направленность его воздействия на общественные отношения собственными правовыми средствами. К их числу относится вызывающая отдельный исследовательский интерес категория инициативных платежей, ранее не фигурировавшая в бюджетном законодательстве Российской Федерации. Также законодательно закреплен круг участников инициативных проектов: инициативная группа из числа не менее десяти граждан, органы территориального общественного самоуправления, а также староста сельского населенного пункта. Основываясь на подходе, который определяет субъектов финансового права как носителей прав и обязанностей в финансовой сфере <5>, можно сделать вывод, что вышеназванные участники инициативных проектов являются, в свою очередь, субъектами инициативных проектов.
(Замаратский Л.А.)
("Финансовое право", 2023, N 12)Характеризуя инициативное бюджетирование на современном этапе, стоит отметить направленность его воздействия на общественные отношения собственными правовыми средствами. К их числу относится вызывающая отдельный исследовательский интерес категория инициативных платежей, ранее не фигурировавшая в бюджетном законодательстве Российской Федерации. Также законодательно закреплен круг участников инициативных проектов: инициативная группа из числа не менее десяти граждан, органы территориального общественного самоуправления, а также староста сельского населенного пункта. Основываясь на подходе, который определяет субъектов финансового права как носителей прав и обязанностей в финансовой сфере <5>, можно сделать вывод, что вышеназванные участники инициативных проектов являются, в свою очередь, субъектами инициативных проектов.
Статья: Основные черты административного права Московского государства в XVII веке. Часть 1. Система и компетенция административных органов
(Кононов П.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)Основы правового статуса выборных органов местного самоуправления на общегосударственном уровне установлены не были. Исключение составляют, пожалуй, губные старосты, появившиеся еще в XVI в., полномочия и порядок деятельности которых изначально определялись губными уставными грамотами, а во второй половине XVII в. - главой XXI Соборного уложения 1649 г. и отдельными царскими указами. В своей текущей деятельности губные старосты руководствовались также правовыми актами, исходившими из Разбойного приказа. При этом нужно отметить, что губные органы были образованы не во всех городах и уездах Московского государства. Отдельные вопросы общегосударственного значения, в частности вопросы сбора различных обязательных платежей в государственную казну, и земельные вопросы должны были решаться земскими старостами и целовальниками на основании соответствующих норм Соборного уложения 1649 г., указаний московских приказов и воевод. Вопросы же собственно местного (городского, волостного) самоуправления разрешались на сходах жителей соответствующих территорий либо самостоятельно указанными выборными должностными лицами по своему усмотрению.
(Кононов П.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 10)Основы правового статуса выборных органов местного самоуправления на общегосударственном уровне установлены не были. Исключение составляют, пожалуй, губные старосты, появившиеся еще в XVI в., полномочия и порядок деятельности которых изначально определялись губными уставными грамотами, а во второй половине XVII в. - главой XXI Соборного уложения 1649 г. и отдельными царскими указами. В своей текущей деятельности губные старосты руководствовались также правовыми актами, исходившими из Разбойного приказа. При этом нужно отметить, что губные органы были образованы не во всех городах и уездах Московского государства. Отдельные вопросы общегосударственного значения, в частности вопросы сбора различных обязательных платежей в государственную казну, и земельные вопросы должны были решаться земскими старостами и целовальниками на основании соответствующих норм Соборного уложения 1649 г., указаний московских приказов и воевод. Вопросы же собственно местного (городского, волостного) самоуправления разрешались на сходах жителей соответствующих территорий либо самостоятельно указанными выборными должностными лицами по своему усмотрению.
Статья: Проблемные аспекты развития территориального общественного самоуправления в современной России и пути их разрешения
(Давыдов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 5)В вопросе финансовой поддержки ТОС необходимо соблюдение паритета, основанного на статусе ТОС. В частности, недопустимо прямое бюджетное финансирование органов ТОС, а также включение работников органов ТОС в число выборных лиц местного самоуправления или муниципальных служащих. Подобное бюджетное финансирование встречается в отношении старост сельских населенных пунктов. Так, например, Законом Оренбургской области "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области" установлено, что сельские старосты, назначенные в сельских населенных пунктах, отдаленных от административного центра более чем на 10 км, имеют право на компенсационные выплаты, связанные с осуществлением их деятельности, в размере 2 тыс. руб. в месяц. Компенсационные выплаты являются расходным обязательством Оренбургской области и осуществляются ежеквартально из средств областного бюджета в порядке, определяемом Правительством Оренбургской области.
(Давыдов А.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2021, N 5)В вопросе финансовой поддержки ТОС необходимо соблюдение паритета, основанного на статусе ТОС. В частности, недопустимо прямое бюджетное финансирование органов ТОС, а также включение работников органов ТОС в число выборных лиц местного самоуправления или муниципальных служащих. Подобное бюджетное финансирование встречается в отношении старост сельских населенных пунктов. Так, например, Законом Оренбургской области "Об организации местного самоуправления в Оренбургской области" установлено, что сельские старосты, назначенные в сельских населенных пунктах, отдаленных от административного центра более чем на 10 км, имеют право на компенсационные выплаты, связанные с осуществлением их деятельности, в размере 2 тыс. руб. в месяц. Компенсационные выплаты являются расходным обязательством Оренбургской области и осуществляются ежеквартально из средств областного бюджета в порядке, определяемом Правительством Оренбургской области.
Статья: Законодательное регулирование территориальных и организационных основ местного управления в селах Турецкой Республики
(Быкова А.Г.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Обратим особое внимание на наличие в Законе о селе статьи 45, посвященной противодействию коррупции: "Сельский староста и члены совета старейшин должны позаботиться о том, чтобы в расходовании денег не было злого умысла и чтобы деньги не давались без пользы, и если Правительство понимает, что в расходовании денег есть неправомерные действия и коррупция, имущество деревенского старосты и совета старейшин должно быть продано, а деньги сельского жителя должны быть выплачены в соответствии с постановлением районного административного совета и Законом о взыскании".
(Быкова А.Г.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2024, N 4)Обратим особое внимание на наличие в Законе о селе статьи 45, посвященной противодействию коррупции: "Сельский староста и члены совета старейшин должны позаботиться о том, чтобы в расходовании денег не было злого умысла и чтобы деньги не давались без пользы, и если Правительство понимает, что в расходовании денег есть неправомерные действия и коррупция, имущество деревенского старосты и совета старейшин должно быть продано, а деньги сельского жителя должны быть выплачены в соответствии с постановлением районного административного совета и Законом о взыскании".
Статья: Участие населения в бюджетном процессе: самообложение граждан и инициативное бюджетирование в России
(Шарандина Н.Л.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Субъектный состав инициативного бюджетирования шире и конкретней, чем в случае самообложения. Закон наделяет правом внесения инициативных проектов инициативные группы граждан; органы территориального общественного самоуправления (ТОС); старост сельского поселения; социально ориентированные некоммерческие и иные организации, общественные объединения, ассоциации, союзы, осуществляющие деятельность на территории муниципального образования <34>.
(Шарандина Н.Л.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 5)Субъектный состав инициативного бюджетирования шире и конкретней, чем в случае самообложения. Закон наделяет правом внесения инициативных проектов инициативные группы граждан; органы территориального общественного самоуправления (ТОС); старост сельского поселения; социально ориентированные некоммерческие и иные организации, общественные объединения, ассоциации, союзы, осуществляющие деятельность на территории муниципального образования <34>.
Статья: Основные черты административного права Московского государства в XVII веке. Часть 2. Источники и содержание административного права
(Кононов П.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)В Московском государстве XVII столетия отсутствовали нормативные правовые акты, которые бы определяли общие правовые основы построения и деятельности всех органов государственной власти, в том числе выполнявших функции публичного управления. В то же время законодательство рассматриваемого периода содержало некоторые нормы, регулировавшие отдельные общие вопросы деятельности административных органов, а также особенности правового статуса некоторых из них. Так, уже в ст. 7, 72 Судебника 1550 г. был заложен принцип разрешения административных и судебных дел в соответствии с предметной и территориальной компетенцией административно-судебных органов: "А к которому боярину, или к дворецкому, или к казначею, или к дьяку придет жалобник его приказу... а давати ему жалобником своего приказу всем управа..."; "а розметные книги... присылати на Москву к тем боярам, и к дворецким, и к казначеям, и к дьякам, у кого будут которые городы в приказе", а в ст. 68 указанного судебника закреплялось правило о необходимости выбора в волостях, переданных в кормление наместникам, должностных лиц местного самоуправления - старост и целовальников <1>. В Соборном уложении 1649 г., несмотря на отсутствие в нем общих положений о приказах, имеются правовые нормы, определяющие с той или иной степенью полноты административную компетенцию отдельных центральных органов приказного управления, в частности таких приказов, как: 1) Посольский приказ, выдававший иноземцам государевы проезжие грамоты (ст. 55 главы XVIII Уложения); 2) Поместный приказ, осуществлявший ведение писцовых книг, предоставление служилым людям земельных владений, регистрацию всех поземельных сделок, сделок с крестьянами (купли-продажи, возврата и других) (главы XVI - XVII Уложения); 3) Разрядный приказ, ведавший вопросами приема на государственную службу, назначения служилых людей на государственные должности, выплаты из жалованья и т.п. (ст. 69 главы XVIII Уложения); 4) Холопий приказ, осуществлявший регистрацию кабальных сделок с холопами, т.е. лицами, находящимися в кабальной зависимости от своих господ, контроль за соблюдением правового статуса холопов, организацию розыска беглых холопов (глава XX Уложения); 5) Разбойный приказ, ведавший вопросами организации борьбы с грабежами и разбоями, в ведении которого находились избираемые в городах и уездах губные старосты, целовальники, дьяки и тюремные сторожа (глава XXI Уложения); 6) Земский приказ, ведавший вопросами борьбы с грабежами и разбоями в Москве, обеспечением общественной безопасности и общественного порядка в городе (глава XXI Уложения); 7) приказ Новой четверти, уполномоченный на осуществление контроля за производством и продажей спиртных напитков и табака, привлечение к уголовной и административной ответственности за нарушение соответствующих правил (глава XXV Уложения); 8) Печатный приказ, осуществлявший удостоверение поступавших в него из других приказов документов (грамот) государственной печатью с взиманием пошлины в государственную казну (глава XVIII Уложения). Отдельная глава XIII Уложения посвящена Монастырскому приказу, к компетенции которого, однако, были отнесены только судебные дела с участием церковных людей <2>.
(Кононов П.И.)
("Административное право и процесс", 2024, N 11)В Московском государстве XVII столетия отсутствовали нормативные правовые акты, которые бы определяли общие правовые основы построения и деятельности всех органов государственной власти, в том числе выполнявших функции публичного управления. В то же время законодательство рассматриваемого периода содержало некоторые нормы, регулировавшие отдельные общие вопросы деятельности административных органов, а также особенности правового статуса некоторых из них. Так, уже в ст. 7, 72 Судебника 1550 г. был заложен принцип разрешения административных и судебных дел в соответствии с предметной и территориальной компетенцией административно-судебных органов: "А к которому боярину, или к дворецкому, или к казначею, или к дьяку придет жалобник его приказу... а давати ему жалобником своего приказу всем управа..."; "а розметные книги... присылати на Москву к тем боярам, и к дворецким, и к казначеям, и к дьякам, у кого будут которые городы в приказе", а в ст. 68 указанного судебника закреплялось правило о необходимости выбора в волостях, переданных в кормление наместникам, должностных лиц местного самоуправления - старост и целовальников <1>. В Соборном уложении 1649 г., несмотря на отсутствие в нем общих положений о приказах, имеются правовые нормы, определяющие с той или иной степенью полноты административную компетенцию отдельных центральных органов приказного управления, в частности таких приказов, как: 1) Посольский приказ, выдававший иноземцам государевы проезжие грамоты (ст. 55 главы XVIII Уложения); 2) Поместный приказ, осуществлявший ведение писцовых книг, предоставление служилым людям земельных владений, регистрацию всех поземельных сделок, сделок с крестьянами (купли-продажи, возврата и других) (главы XVI - XVII Уложения); 3) Разрядный приказ, ведавший вопросами приема на государственную службу, назначения служилых людей на государственные должности, выплаты из жалованья и т.п. (ст. 69 главы XVIII Уложения); 4) Холопий приказ, осуществлявший регистрацию кабальных сделок с холопами, т.е. лицами, находящимися в кабальной зависимости от своих господ, контроль за соблюдением правового статуса холопов, организацию розыска беглых холопов (глава XX Уложения); 5) Разбойный приказ, ведавший вопросами организации борьбы с грабежами и разбоями, в ведении которого находились избираемые в городах и уездах губные старосты, целовальники, дьяки и тюремные сторожа (глава XXI Уложения); 6) Земский приказ, ведавший вопросами борьбы с грабежами и разбоями в Москве, обеспечением общественной безопасности и общественного порядка в городе (глава XXI Уложения); 7) приказ Новой четверти, уполномоченный на осуществление контроля за производством и продажей спиртных напитков и табака, привлечение к уголовной и административной ответственности за нарушение соответствующих правил (глава XXV Уложения); 8) Печатный приказ, осуществлявший удостоверение поступавших в него из других приказов документов (грамот) государственной печатью с взиманием пошлины в государственную казну (глава XVIII Уложения). Отдельная глава XIII Уложения посвящена Монастырскому приказу, к компетенции которого, однако, были отнесены только судебные дела с участием церковных людей <2>.