Выполнение неправомерного поручения
Подборка наиболее важных документов по запросу Выполнение неправомерного поручения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Банк оспаривает штраф за неисполнение поручения Налогового органа о перечислении денежных средств в качестве единого налогового платежа
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговый орган оштрафовал Банк по ст. 135 НК РФ. По его мнению, Банк неправомерно не исполнил поручение о перечислении денежных средств в качестве единого налогового платежа со счета клиента.
(КонсультантПлюс, 2025)Налоговый орган оштрафовал Банк по ст. 135 НК РФ. По его мнению, Банк неправомерно не исполнил поручение о перечислении денежных средств в качестве единого налогового платежа со счета клиента.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 61.3 "Оспаривание сделок должника, влекущих за собой оказание предпочтения одному из кредиторов перед другими кредиторами" Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)"
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию конкурсного управляющего неправомерной, принудительное исполнение обязанности по уплате налоговых платежей на основании инкассовых поручений является ординарным способом погашения задолженности, применяемым при нежелании налогоплательщика погасить долг перед бюджетом в добровольном порядке по различным причинам, в том числе не связанным с фактической несостоятельностью.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию конкурсного управляющего неправомерной, принудительное исполнение обязанности по уплате налоговых платежей на основании инкассовых поручений является ординарным способом погашения задолженности, применяемым при нежелании налогоплательщика погасить долг перед бюджетом в добровольном порядке по различным причинам, в том числе не связанным с фактической несостоятельностью.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Неправомерные поручения руководителя: проблемы исполнения и варианты решения
(Винокуров В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)"Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12
(Винокуров В.А.)
("Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12)"Государственная власть и местное самоуправление", 2022, N 12
Статья: Комментарий к Постановлению Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2023 N 18АП-8806/2023 <О признании недействительным поручения, а также признании незаконными действий налогового органа по его исполнению>
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 21)"Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 21
(Веселов А.В.)
("Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 21)"Нормативные акты для бухгалтера", 2023, N 21
Нормативные акты
Федеральный закон от 02.03.2007 N 25-ФЗ
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"2. Муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению муниципального служащего, неправомерным, муниципальный служащий должен представить руководителю, давшему поручение, в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме муниципальный служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
(ред. от 30.09.2024)
"О муниципальной службе в Российской Федерации"2. Муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. При получении от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению муниципального служащего, неправомерным, муниципальный служащий должен представить руководителю, давшему поручение, в письменной форме обоснование неправомерности данного поручения с указанием положений федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации, муниципальных правовых актов, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме муниципальный служащий обязан отказаться от его исполнения. В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"3. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
(ред. от 29.09.2025)
"О государственной гражданской службе Российской Федерации"3. В случае исполнения гражданским служащим неправомерного поручения гражданский служащий и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами.
Статья: Исполнение подложного платежного поручения: как защититься банку
(Мальбин Д.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2024, N 2)Одним из главных вопросов является квалификация действий банка по исполнению подложного платежного поручения как правомерных или неправомерных. Вопрос спорный, так как, с одной стороны, банк обязан исполнить поручение клиента, в то время как в случае с подложным поручением банк исполняет поручение не клиента, а иного лица, а с другой стороны - банк действует в соответствии с банковским законодательством, которое строго регламентирует порядок его действий при совершении платежных операций.
(Мальбин Д.)
("Юридическая работа в кредитной организации", 2024, N 2)Одним из главных вопросов является квалификация действий банка по исполнению подложного платежного поручения как правомерных или неправомерных. Вопрос спорный, так как, с одной стороны, банк обязан исполнить поручение клиента, в то время как в случае с подложным поручением банк исполняет поручение не клиента, а иного лица, а с другой стороны - банк действует в соответствии с банковским законодательством, которое строго регламентирует порядок его действий при совершении платежных операций.
Статья: Актуальные проблемы применения мер дисциплинарной ответственности
(Кораблина О.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 3)Специальная дисциплинарная ответственность предусмотрена положениями и уставами о дисциплине и другими нормативными правовыми актами для отдельных категорий работников различных отраслей экономики (связь, транспорт и т.д.). Данный вид дисциплинарной ответственности обусловлен, во-первых, особо тяжелыми последствиями, которые могут наступить в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения ими возложенных на них трудовых обязанностей, а во-вторых, спецификой трудовых функций, выполняемых этими работниками. Специальную дисциплинарную ответственность несут, например, государственные гражданские служащие на основе Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <7>. Так, на государственного гражданского служащего могут быть наложены замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение. "Ответственность этих лиц наступает за противоправное виновное действие или бездействие, а также нарушение обязанностей гражданской службы, которое наносит ущерб служебному порядку. В случае если служащий исполнил неправомерное поручение, ответственность будет нести как он сам, так и его руководитель, давший такое распоряжение" <8>. "Дисциплинарная ответственность применяется по факту обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения" <9>.
(Кораблина О.В.)
("Трудовое право в России и за рубежом", 2023, N 3)Специальная дисциплинарная ответственность предусмотрена положениями и уставами о дисциплине и другими нормативными правовыми актами для отдельных категорий работников различных отраслей экономики (связь, транспорт и т.д.). Данный вид дисциплинарной ответственности обусловлен, во-первых, особо тяжелыми последствиями, которые могут наступить в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения ими возложенных на них трудовых обязанностей, а во-вторых, спецификой трудовых функций, выполняемых этими работниками. Специальную дисциплинарную ответственность несут, например, государственные гражданские служащие на основе Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" <7>. Так, на государственного гражданского служащего могут быть наложены замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соответствии, увольнение. "Ответственность этих лиц наступает за противоправное виновное действие или бездействие, а также нарушение обязанностей гражданской службы, которое наносит ущерб служебному порядку. В случае если служащий исполнил неправомерное поручение, ответственность будет нести как он сам, так и его руководитель, давший такое распоряжение" <8>. "Дисциплинарная ответственность применяется по факту обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения" <9>.
Готовое решение: Как составить договор поручения
(КонсультантПлюс, 2025)Также в силу п. 2 ст. 431.1 ГК РФ сторона не сможет требовать признания договора, связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, недействительным, если она приняла от своего контрагента исполнение по нему, но не исполнила полностью или частично свое обязательство. Однако это не касается случаев оспаривания договора по основаниям, предусмотренным ст. ст. 173, 178 и 179 ГК РФ, а также случаев, когда предоставленное контрагентом исполнение связано с заведомо недобросовестными действиями с его стороны. Представляется, что при исполнении заведомо неправомерных поручений, в особенности посягающих на публичные интересы или законные права и интересы третьих лиц, положения п. 2 ст. 431.1 ГК РФ не будут применяться, даже если исполнение принято.
(КонсультантПлюс, 2025)Также в силу п. 2 ст. 431.1 ГК РФ сторона не сможет требовать признания договора, связанного с осуществлением предпринимательской деятельности, недействительным, если она приняла от своего контрагента исполнение по нему, но не исполнила полностью или частично свое обязательство. Однако это не касается случаев оспаривания договора по основаниям, предусмотренным ст. ст. 173, 178 и 179 ГК РФ, а также случаев, когда предоставленное контрагентом исполнение связано с заведомо недобросовестными действиями с его стороны. Представляется, что при исполнении заведомо неправомерных поручений, в особенности посягающих на публичные интересы или законные права и интересы третьих лиц, положения п. 2 ст. 431.1 ГК РФ не будут применяться, даже если исполнение принято.
Статья: Действия государственного гражданского служащего при получении незаконного приказа руководителя: правовые и психологические аспекты
(Сигарев А.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)Рассуждая теоретически, такой подход законодателя к рассматриваемой ситуации можно признать правильным. Действительно, государственный служащий должен осознанно относиться к своей деятельности, анализировать содержание и давать правовую оценку распоряжениям руководителя, а не слепо их исполнять. Профессиональная подготовка государственных гражданских служащих направлена в том числе на формирование у них необходимых юридических знаний. Ситуация, когда государственный служащий сознательно идет на нарушение правовых предписаний, пусть даже и выполняя поручение руководителя, недопустима хотя бы потому, что государственный служащий в силу самой природы государственной службы должен быть на стороне закона. Возложение ответственности за выполнение неправомерного поручения на руководителя и подчиненного также представляется вполне обоснованной правовой моделью, хотя, по мнению Д.А. Лунькова, "право исполнителя ставить под сомнение правомерность полученного приказа противоречит самой властной сущности приказа (распоряжения)" <4>.
(Сигарев А.В.)
("Административное право и процесс", 2022, N 1)Рассуждая теоретически, такой подход законодателя к рассматриваемой ситуации можно признать правильным. Действительно, государственный служащий должен осознанно относиться к своей деятельности, анализировать содержание и давать правовую оценку распоряжениям руководителя, а не слепо их исполнять. Профессиональная подготовка государственных гражданских служащих направлена в том числе на формирование у них необходимых юридических знаний. Ситуация, когда государственный служащий сознательно идет на нарушение правовых предписаний, пусть даже и выполняя поручение руководителя, недопустима хотя бы потому, что государственный служащий в силу самой природы государственной службы должен быть на стороне закона. Возложение ответственности за выполнение неправомерного поручения на руководителя и подчиненного также представляется вполне обоснованной правовой моделью, хотя, по мнению Д.А. Лунькова, "право исполнителя ставить под сомнение правомерность полученного приказа противоречит самой властной сущности приказа (распоряжения)" <4>.
"Современное корпоративное право: актуальные проблемы теории и практики: монография"
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" <1> муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с этим государственный гражданский или муниципальный служащий должен не просто следовать выданной ему директиве, которая может рассматриваться как поручение руководителя в отношении такого служащего, а проанализировать суть указанной в ней позиции по голосованию на совете директоров на предмет соблюдения им при таком голосовании обязанности действовать в интересах общества добросовестно и разумно.
(отв. ред. О.В. Гутников)
("ИЗиСП", "Статут", 2021)В соответствии с ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" <1> муниципальный служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение. В случае исполнения неправомерного поручения муниципальный служащий и давший это поручение руководитель несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. В связи с этим государственный гражданский или муниципальный служащий должен не просто следовать выданной ему директиве, которая может рассматриваться как поручение руководителя в отношении такого служащего, а проанализировать суть указанной в ней позиции по голосованию на совете директоров на предмет соблюдения им при таком голосовании обязанности действовать в интересах общества добросовестно и разумно.