Выравнивание бюджетной обеспеченности
Подборка наиболее важных документов по запросу Выравнивание бюджетной обеспеченности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Дотации
(КонсультантПлюс, 2025)2. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
(КонсультантПлюс, 2025)2. Дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Финансовая ответственность публично-правовых образований при невыполнении ими условий соглашений о предоставлении межбюджетных субсидий
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Вместе с тем отдельными актами Правительства Российской Федерации <14> были определены такие меры ответственности за нарушение отдельных обязательств, возникающих из соглашений по СЭР, заключенных в период 2018, 2019 гг., как сокращение объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и приостановление ее предоставления. Данные меры ответственности по названию, своему содержанию и правовым последствиям идентичны бюджетной мере принуждения - приостановлению (сокращению) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций), - предусмотренной абз. 5 п. 2 ст. 306.2 БК РФ.
(Башуров В.Б.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)Вместе с тем отдельными актами Правительства Российской Федерации <14> были определены такие меры ответственности за нарушение отдельных обязательств, возникающих из соглашений по СЭР, заключенных в период 2018, 2019 гг., как сокращение объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и приостановление ее предоставления. Данные меры ответственности по названию, своему содержанию и правовым последствиям идентичны бюджетной мере принуждения - приостановлению (сокращению) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций), - предусмотренной абз. 5 п. 2 ст. 306.2 БК РФ.
Статья: Оценка эффективности регулирования межбюджетных отношений в субъектах РФ в условиях нестабильности
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В регионе используется подход к оценке эффективности межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований, предполагающий оценку эффективности трансфертов по видам и агрегирование полученных результатов с использованием весовых коэффициентов. Выделяют пять видов межбюджетных трансфертов, которые оцениваются. Это дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), субсидии, субвенции прочие трансферты. Агрегирование проводится с использованием весовых коэффициентов по видам межбюджетных трансфертов. Они определены единообразно и не меняются при ежегодных изменениях структуры межбюджетных перечислений местным бюджетам.
(Левина В.В., Сабинина А.Л., Васин А.С.)
("Международный бухгалтерский учет", 2025, N 8)В регионе используется подход к оценке эффективности межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований, предполагающий оценку эффективности трансфертов по видам и агрегирование полученных результатов с использованием весовых коэффициентов. Выделяют пять видов межбюджетных трансфертов, которые оцениваются. Это дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений, дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов), субсидии, субвенции прочие трансферты. Агрегирование проводится с использованием весовых коэффициентов по видам межбюджетных трансфертов. Они определены единообразно и не меняются при ежегодных изменениях структуры межбюджетных перечислений местным бюджетам.
Нормативные акты
Федеральный закон от 09.07.1999 N 159-ФЗ
(ред. от 26.04.2007)
"О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации"Статья 4. До принятия соответствующего федерального закона порядок предоставления и расчета конкретных размеров финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
(ред. от 26.04.2007)
"О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации"Статья 4. До принятия соответствующего федерального закона порядок предоставления и расчета конкретных размеров финансовой помощи из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности определяется федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Информация: Государственная Дума приняла во втором чтении проект федерального бюджета на 2025 - 2027 годы
("Официальный сайт Минфина России", 2024)В части распределения межбюджетных трансфертов между регионами. В 2025 году предусмотрено почти 260 трансфертов с общим объемом 3,4 трлн рублей. Ко второму чтению распределены 98% межбюджетных трансфертов. 9 трансфертов распределены актами Правительства РФ, что связано с проведением конкурсных процедур в течение 2025 года. Поправками распределены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов, направленные на сокращение разрыва в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наиболее и 10 наименее обеспеченными регионами с 5,5 до 2,7 раза.
("Официальный сайт Минфина России", 2024)В части распределения межбюджетных трансфертов между регионами. В 2025 году предусмотрено почти 260 трансфертов с общим объемом 3,4 трлн рублей. Ко второму чтению распределены 98% межбюджетных трансфертов. 9 трансфертов распределены актами Правительства РФ, что связано с проведением конкурсных процедур в течение 2025 года. Поправками распределены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов, направленные на сокращение разрыва в уровнях бюджетной обеспеченности между 10 наиболее и 10 наименее обеспеченными регионами с 5,5 до 2,7 раза.
"Бюджетное право: учебное пособие для магистратуры"
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований;
(4-е издание, пересмотренное)
(Болтинова О.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2023)дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований;
"Нормативно-правовая регламентация бюджетного процесса в России: учебное пособие"
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- определение объема, порядка предоставления и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
(Гуринович А.Г.)
("Юстицинформ", 2023)- определение объема, порядка предоставления и распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности внутригородских муниципальных образований субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя;
Информация: Комитет по бюджету и налогам утвердил рекомендации по итогам парламентских слушаний, посвященных вопросам совершенствования налогового законодательства
("Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ", 2024)2. Задачу по сокращению неравенства социально-экономического развития субъектов Российской Федерации предлагается решать путем выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований.
("Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ", 2024)2. Задачу по сокращению неравенства социально-экономического развития субъектов Российской Федерации предлагается решать путем выравнивания бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Межбюджетные отношения можно определить как отношения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, осуществляемые в установленных формах и направленные на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, финансовое обеспечение или софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления, достижение иных целей, предусмотренных БК РФ.
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)Межбюджетные отношения можно определить как отношения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, осуществляемые в установленных формах и направленные на выравнивание бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, финансовое обеспечение или софинансирование расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий Российской Федерации, переданных для осуществления субъектам Российской Федерации и органам местного самоуправления, достижение иных целей, предусмотренных БК РФ.
Статья: Налоговый или доходный потенциал - выбор региона
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)На основе анализа отечественной и зарубежной научной и справочной литературы, а также законодательства РФ исследовано понятие налогового и доходного потенциалов территории в финансовой сфере. Предложены унифицированные определения налогового и доходного потенциалов территориальных образований. Анализ методик расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов по 50 регионам РФ показал преимущественный выбор регионами налогового потенциала, а не доходного.
(Трофимова Я.В.)
("Налоги" (журнал), 2025, N 1)На основе анализа отечественной и зарубежной научной и справочной литературы, а также законодательства РФ исследовано понятие налогового и доходного потенциалов территории в финансовой сфере. Предложены унифицированные определения налогового и доходного потенциалов территориальных образований. Анализ методик расчета дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципалитетов по 50 регионам РФ показал преимущественный выбор регионами налогового потенциала, а не доходного.
Статья: Правовое регулирование индивидуальных методов управления развитием субъектов Российской Федерации в бюджетном праве
(Яговкина В.А.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Во-вторых, в Бюджетном кодексе Российской Федерации <3> содержится много норм, предполагающих принятие соответствующего подзаконного акта. Например, глава 16 Бюджетного кодекса Российской Федерации регулирует предоставление межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации из федерального бюджета, в том числе тех, которые предоставляются с учетом индивидуальных экономических и (или) финансовых особенностей субъекта Российской Федерации, например, дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности или на поддержку мер по обеспечению сбалансированности субъектов Российской Федерации. В статье 130 Кодекса содержится прямое указание на значение нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, которое обладает правом устанавливать правила предоставления и распределения таких трансфертов. Таким образом, норма федерального закона фиксирует, какой федеральный орган публичной власти наделен полномочием устанавливать правила применения определенного инструмента - межбюджетных трансфертов, т.е. конкретизировать положения Кодекса. При этом надо отметить, что некоторые ученые считают, что основания выделять отсылочные нормы права отсутствуют, речь может идти лишь о ссылочных статьях нормативных актов <4>.
(Яговкина В.А.)
("Финансовое право", 2025, N 6)Во-вторых, в Бюджетном кодексе Российской Федерации <3> содержится много норм, предполагающих принятие соответствующего подзаконного акта. Например, глава 16 Бюджетного кодекса Российской Федерации регулирует предоставление межбюджетных трансфертов субъектам Российской Федерации из федерального бюджета, в том числе тех, которые предоставляются с учетом индивидуальных экономических и (или) финансовых особенностей субъекта Российской Федерации, например, дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности или на поддержку мер по обеспечению сбалансированности субъектов Российской Федерации. В статье 130 Кодекса содержится прямое указание на значение нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, которое обладает правом устанавливать правила предоставления и распределения таких трансфертов. Таким образом, норма федерального закона фиксирует, какой федеральный орган публичной власти наделен полномочием устанавливать правила применения определенного инструмента - межбюджетных трансфертов, т.е. конкретизировать положения Кодекса. При этом надо отметить, что некоторые ученые считают, что основания выделять отсылочные нормы права отсутствуют, речь может идти лишь о ссылочных статьях нормативных актов <4>.
Статья: К вопросу об отрицательных субсидиях
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Комплексное исследование отрицательных субсидий содержится в научных работах А.А. Тимерхановой, которая определяет их как "бюджетные средства, подлежащие принудительному изъятию из бюджетов муниципальных образований в бюджет субъекта РФ при превышении налоговых доходов порогового уровня, установленного соответствующим субъектом РФ в целях финансового выравнивания бюджетной обеспеченности" <3>.
(Муллина Л.А.)
("Финансовое право", 2025, N 7)Комплексное исследование отрицательных субсидий содержится в научных работах А.А. Тимерхановой, которая определяет их как "бюджетные средства, подлежащие принудительному изъятию из бюджетов муниципальных образований в бюджет субъекта РФ при превышении налоговых доходов порогового уровня, установленного соответствующим субъектом РФ в целях финансового выравнивания бюджетной обеспеченности" <3>.