Выслуга по чаэс
Подборка наиболее важных документов по запросу Выслуга по чаэс (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перспективы и риски спора в суде общей юрисдикции: Споры в сфере пенсионного обеспечения: Гражданин не согласен с отказом в досрочном назначении пенсии по старости как лицу, пострадавшему от чернобыльской катастрофы
(КонсультантПлюс, 2024)с участием в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в зоне отчуждения или проживанием в зоне радиоактивного загрязнения, т.к. Гражданин получает пенсию за выслугу лет на основании Закона от 12.02.1993 N 4468-1 и не может одновременно получать эти два вида пенсий
(КонсультантПлюс, 2024)с участием в работах по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС в зоне отчуждения или проживанием в зоне радиоактивного загрязнения, т.к. Гражданин получает пенсию за выслугу лет на основании Закона от 12.02.1993 N 4468-1 и не может одновременно получать эти два вида пенсий
Определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 13.12.2022 N 88-28739/2022
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О возложении обязанности назначить пенсию.
Обстоятельства: Истец является получателем пенсии за выслугу лет, имеет удостоверение проживавшего в зоне с правом на отселение. Истец обратился с заявлением о назначении второй досрочной страховой пенсии по старости военнослужащим, однако ему было отказано в связи с недостижением общеустановленного пенсионного возраста.
Решение: Отказано.Лица, получающие пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом N 4468-1 из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, право на назначение страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 Закона N 1244-1, не имеют.
Категория спора: Пенсионное обеспечение.
Требования заявителя: О возложении обязанности назначить пенсию.
Обстоятельства: Истец является получателем пенсии за выслугу лет, имеет удостоверение проживавшего в зоне с правом на отселение. Истец обратился с заявлением о назначении второй досрочной страховой пенсии по старости военнослужащим, однако ему было отказано в связи с недостижением общеустановленного пенсионного возраста.
Решение: Отказано.Лица, получающие пенсию за выслугу лет в соответствии с Законом N 4468-1 из числа граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, право на назначение страховой пенсии по старости (без фиксированной выплаты к страховой пенсии) со снижением общеустановленного пенсионного возраста в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 Закона N 1244-1, не имеют.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Фактор времени в правовом регулировании социальной защиты пострадавших от радиации
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Уже в первом из принятых по указанным вопросам Постановлении Конституционный Суд признал за законодателем право вносить изменения в способы возмещения причиненного радиационным воздействием вреда, уточнять критерии его дифференциации или адресности. Одновременно с этим были обозначены и ограничения, которых законодатель должен придерживаться при принятии таких решений: они не должны противоречить конституционно значимым целям, умалять или ограничивать права граждан, а признанный государством объем возмещения вреда должен безусловно соблюдаться. Сообразно такому подходу были признаны неконституционными, в частности, снижение размера или отмена ежемесячных денежных компенсаций и доплат к пенсиям и пособиям, уменьшение дополнительных отпусков или отмена ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска для граждан, прибывших на территории зон радиоактивного загрязнения до вступления в силу оспариваемого Закона, который в соответствующей части вступил в силу 2 декабря 1995 г. <18> (в частности, в населенные пункты зоны проживания с правом на отселение и зоны отселения - в период с 1 января 1987 г., а в зону с льготным социально-экономическим статусом - в период с 1 января 1991 г.). Не соответствующим Конституции РФ было признано также лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда выплатой введенных названным Законом ежемесячных денежных сумм в размере, исчисляемом из заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности (Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 г. N 18-П).
(Федорова М.Ю.)
("Российский юридический журнал", 2024, N 3)Уже в первом из принятых по указанным вопросам Постановлении Конституционный Суд признал за законодателем право вносить изменения в способы возмещения причиненного радиационным воздействием вреда, уточнять критерии его дифференциации или адресности. Одновременно с этим были обозначены и ограничения, которых законодатель должен придерживаться при принятии таких решений: они не должны противоречить конституционно значимым целям, умалять или ограничивать права граждан, а признанный государством объем возмещения вреда должен безусловно соблюдаться. Сообразно такому подходу были признаны неконституционными, в частности, снижение размера или отмена ежемесячных денежных компенсаций и доплат к пенсиям и пособиям, уменьшение дополнительных отпусков или отмена ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска для граждан, прибывших на территории зон радиоактивного загрязнения до вступления в силу оспариваемого Закона, который в соответствующей части вступил в силу 2 декабря 1995 г. <18> (в частности, в населенные пункты зоны проживания с правом на отселение и зоны отселения - в период с 1 января 1987 г., а в зону с льготным социально-экономическим статусом - в период с 1 января 1991 г.). Не соответствующим Конституции РФ было признано также лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на возмещение вреда выплатой введенных названным Законом ежемесячных денежных сумм в размере, исчисляемом из заработка с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности (Постановление Конституционного Суда РФ от 1 декабря 1997 г. N 18-П).
Статья: Конституционный Суд Российской Федерации: 30 лет на защите прав граждан. На примерах практики
("Официальный сайт КС РФ", 2022)В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующими Конституции Российской Федерации снижение размера ежемесячных денежных компенсаций и доплат к пенсиям и пособиям; уменьшение дополнительных отпусков гражданам, проживающим на территориях, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, а также лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на ежемесячные выплаты в возмещение вреда, причиненного их здоровью.
("Официальный сайт КС РФ", 2022)В связи с этим Конституционный Суд Российской Федерации признал не соответствующими Конституции Российской Федерации снижение размера ежемесячных денежных компенсаций и доплат к пенсиям и пособиям; уменьшение дополнительных отпусков гражданам, проживающим на территориях, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы, а также лишение военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет и ставших инвалидами вследствие чернобыльской катастрофы, права на ежемесячные выплаты в возмещение вреда, причиненного их здоровью.
Нормативные акты
Решение Конституционного Суда РФ от 17.07.2012
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года"По мнению заявителя, данные законоположения не предоставляют лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, получающим пенсию за выслугу лет, участвовавшим в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения и признанным инвалидами вследствие заболеваний, обусловленных воздействием радиации, право на соответствующую ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размерах, исчисленных исходя из денежного довольствия указанных лиц с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности.
"Об утверждении обзора практики Конституционного Суда Российской Федерации за первый квартал 2012 года"По мнению заявителя, данные законоположения не предоставляют лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, получающим пенсию за выслугу лет, участвовавшим в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения и признанным инвалидами вследствие заболеваний, обусловленных воздействием радиации, право на соответствующую ежемесячную денежную компенсацию в возмещение вреда здоровью в размерах, исчисленных исходя из денежного довольствия указанных лиц с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 14.12.2000 N 35
(ред. от 11.05.2007)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"15. Пунктом 2 статьи 29 базового Закона (в редакции Федеральных законов от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ и от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Учитывая это, указанные лица до 1 января 2002 г. имели право на получение двух пенсий - пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы - только в случае, когда такие пенсии были назначены на основании Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статьи 5 и 41), а после этой даты - только на основании пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в соответствии с которым эти лица имеют право на получение трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 этого Закона.
(ред. от 11.05.2007)
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"15. Пунктом 2 статьи 29 базового Закона (в редакции Федеральных законов от 24 ноября 1995 г. N 179-ФЗ и от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ) инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих и других лиц, перечисленных в этой норме, были приравнены по пенсионному обеспечению к гражданам, ставшим инвалидами вследствие военной травмы. Учитывая это, указанные лица до 1 января 2002 г. имели право на получение двух пенсий - пенсии по старости или за выслугу лет и пенсии по инвалидности вследствие чернобыльской катастрофы - только в случае, когда такие пенсии были назначены на основании Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статьи 5 и 41), а после этой даты - только на основании пункта 3 статьи 3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", в соответствии с которым эти лица имеют право на получение трудовой пенсии по старости и пенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 2 (с применением пункта 3 и пункта 5) статьи 15 этого Закона.