Вывоз валюты из РФ
Подборка наиболее важных документов по запросу Вывоз валюты из РФ (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Информация: Навигатор по ограничительным мерам
("Официальный сайт Банка России", 2024)4. Вывоз иностранной валюты за пределы РФ
("Официальный сайт Банка России", 2024)4. Вывоз иностранной валюты за пределы РФ
Нормативные акты
Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"Статья 15. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг
(ред. от 28.12.2024)
"О валютном регулировании и валютном контроле"Статья 15. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 23.07.2019 N 124
(ред. от 14.02.2023)
"О таможенном декларировании товаров для личного пользования"
(вместе с "Порядком заполнения пассажирской таможенной декларации и совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в пассажирской таможенной декларации")В графе 2.1 указываются сумма перемещаемых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков и наименование валюты.
(ред. от 14.02.2023)
"О таможенном декларировании товаров для личного пользования"
(вместе с "Порядком заполнения пассажирской таможенной декларации и совершения таможенных операций, связанных с изменением (дополнением) сведений, заявленных в пассажирской таможенной декларации")В графе 2.1 указываются сумма перемещаемых наличных денежных средств и (или) дорожных чеков и наименование валюты.
Статья: Валютное право в изменяющемся мире: динамика парадигмы и новые тенденции
(Тютина Ю.В.)
("Финансовое право", 2025, N 9)В условиях проводимой недружественными государствами санкционной политики против Российской Федерации, нацеленной в первую очередь на валютные резервы Российской Федерации <1>, именно валютно-правовые средства оказались в авангарде противодействия антироссийским санкциям. В первом же Указе Президента РФ от 28 февраля 2022 г. N 79 <2>, принятом в ответ на введенные санкции в связи с началом специальной военной операции, устанавливалась обязанность резидентов - участников внешнеэкономической деятельности осуществить обязательную продажу иностранной валюты в размере 80% суммы иностранной валюты, зачисленной начиная с 1 января 2022 г. на их счета в уполномоченных банках на основании внешнеторговых контрактов, заключенных с нерезидентами <3>. Также данным Указом с 1 марта 2022 г. устанавливались запреты на осуществление валютных операций, связанных с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа, и на зачисление резидентами иностранной валюты на свои счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории России банках. Следующим Указом Президента РФ от 1 марта 2022 г. N 81 <4> с 2 марта 2022 г. был установлен особый разрешительный порядок осуществления резидентами отдельных сделок с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия; с этого же времени вводился запрет на вывоз из Российской Федерации наличной иностранной валюты и (или) денежных инструментов в иностранной валюте в сумме, превышающей эквивалент 10 тыс. долл. США. Далее, Указом Президента РФ от 5 марта 2022 г. N 95 <5> был установлен особый порядок исполнения Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, резидентами, являющимися должниками, обязательств по кредитам и займам, финансовым инструментам перед иностранными кредиторами. В последующем по мере нарастания санкционного давления и увеличения числа санкций <6> Российской Федерацией также применялись ответные меры, в том числе валютно-правового характера.
(Тютина Ю.В.)
("Финансовое право", 2025, N 9)В условиях проводимой недружественными государствами санкционной политики против Российской Федерации, нацеленной в первую очередь на валютные резервы Российской Федерации <1>, именно валютно-правовые средства оказались в авангарде противодействия антироссийским санкциям. В первом же Указе Президента РФ от 28 февраля 2022 г. N 79 <2>, принятом в ответ на введенные санкции в связи с началом специальной военной операции, устанавливалась обязанность резидентов - участников внешнеэкономической деятельности осуществить обязательную продажу иностранной валюты в размере 80% суммы иностранной валюты, зачисленной начиная с 1 января 2022 г. на их счета в уполномоченных банках на основании внешнеторговых контрактов, заключенных с нерезидентами <3>. Также данным Указом с 1 марта 2022 г. устанавливались запреты на осуществление валютных операций, связанных с предоставлением резидентами в пользу нерезидентов иностранной валюты по договорам займа, и на зачисление резидентами иностранной валюты на свои счета (вклады), открытые в расположенных за пределами территории России банках. Следующим Указом Президента РФ от 1 марта 2022 г. N 81 <4> с 2 марта 2022 г. был установлен особый разрешительный порядок осуществления резидентами отдельных сделок с иностранными лицами, связанными с иностранными государствами, которые совершают в отношении российских юридических лиц и физических лиц недружественные действия; с этого же времени вводился запрет на вывоз из Российской Федерации наличной иностранной валюты и (или) денежных инструментов в иностранной валюте в сумме, превышающей эквивалент 10 тыс. долл. США. Далее, Указом Президента РФ от 5 марта 2022 г. N 95 <5> был установлен особый порядок исполнения Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями, резидентами, являющимися должниками, обязательств по кредитам и займам, финансовым инструментам перед иностранными кредиторами. В последующем по мере нарастания санкционного давления и увеличения числа санкций <6> Российской Федерацией также применялись ответные меры, в том числе валютно-правового характера.
Статья: Ответы Банка России на вопросы (предложения) банков, поступившие в рамках ежегодной встречи кредитных организаций с руководством регулятора (Приложение к Письму Банка России от 24.07.2023 N 03-23-16/6611)
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)- исключается обязанность представления нулевых отчетов в случае отсутствия у отчитывающихся организаций кассовых операций <309> (2 формы) и операций ввоза и вывоза валюты Российской Федерации <310> (1 форма).
("Официальный сайт Ассоциации "Россия", 2023)- исключается обязанность представления нулевых отчетов в случае отсутствия у отчитывающихся организаций кассовых операций <309> (2 формы) и операций ввоза и вывоза валюты Российской Федерации <310> (1 форма).
Готовое решение: Как в налоговом учете отражаются экспортные и импортные операции
(КонсультантПлюс, 2025)Сумму аванса по экспорту в валюте пересчитайте в рубли по курсу Банка России на дату его поступления на счет (п. 8 ст. 271, ст. 316 НК РФ). В дальнейшем пересчитывать аванс не нужно.
(КонсультантПлюс, 2025)Сумму аванса по экспорту в валюте пересчитайте в рубли по курсу Банка России на дату его поступления на счет (п. 8 ст. 271, ст. 316 НК РФ). В дальнейшем пересчитывать аванс не нужно.
Информация: Для стабилизации валютного курса устанавливается обязательная продажа валютной выручки экспортеров
("Официальный сайт Правительства РФ", 2023)Президент России подписал Указ "Об осуществлении обязательной продажи выручки в иностранной валюте, получаемой отдельными российскими экспортерами по внешнеторговым договорам (контрактам)". Согласно документу вводятся три основных нововведения.
("Официальный сайт Правительства РФ", 2023)Президент России подписал Указ "Об осуществлении обязательной продажи выручки в иностранной валюте, получаемой отдельными российскими экспортерами по внешнеторговым договорам (контрактам)". Согласно документу вводятся три основных нововведения.
"Комментарий к Федеральному закону от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Статья 15. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2024)Статья 15. Ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг
Статья: О состоянии преступности в таможенной сфере и факторах, ей способствующих
(Диканова Т.А.)
("Таможенное дело", 2022, N 3)Профессор МГИМО В. Катасонов <26> считает контрабанду гигантской "дырой" российской экономики. По его мнению, данные о вывозе валюты из России неполные, поскольку не учитывается контрабанда капиталов, товаров и услуг. Он обращает внимание на опасность не только "черной", но и так называемой "серой" контрабанды, считает ее операциями, зафиксированными таможней и другими уполномоченными органами, но ими же сфальсифицированными в интересах бенефициаров сделок. По его подсчетам, за 2017 г. российская казна из-за контрабанды недополучила 50 млрд долл., или 22,3% дохода бюджета, запланированного на этот год. Это близко к оценке, данной депутатом Государственной Думы Российской Федерации М.В. Брячаком: недополучение денег в бюджет за год - 2,6 трлн руб. <27>.
(Диканова Т.А.)
("Таможенное дело", 2022, N 3)Профессор МГИМО В. Катасонов <26> считает контрабанду гигантской "дырой" российской экономики. По его мнению, данные о вывозе валюты из России неполные, поскольку не учитывается контрабанда капиталов, товаров и услуг. Он обращает внимание на опасность не только "черной", но и так называемой "серой" контрабанды, считает ее операциями, зафиксированными таможней и другими уполномоченными органами, но ими же сфальсифицированными в интересах бенефициаров сделок. По его подсчетам, за 2017 г. российская казна из-за контрабанды недополучила 50 млрд долл., или 22,3% дохода бюджета, запланированного на этот год. Это близко к оценке, данной депутатом Государственной Думы Российской Федерации М.В. Брячаком: недополучение денег в бюджет за год - 2,6 трлн руб. <27>.
"Финансовое право (право публичных финансов): доктрина, законодательство, судебная практика, сравнительно-правовой анализ: учебник"
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)3) ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг (см. подпункт "г" пункта 9 части 1 статьи 1);
(том I)
(под науч. ред. Д.В. Винницкого)
("Юстицинформ", 2023)3) ввоз в Российскую Федерацию и вывоз из Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг (см. подпункт "г" пункта 9 части 1 статьи 1);
Вопрос: Об обязательной продаже дочерними хозяйственными обществами российских экспортеров иностранной валюты, полученной в рамках внешнеторговых договоров (контрактов).
(Письмо Минфина России от 09.07.2024 N 05-11-12/63656)Вопрос: Об обязательной продаже дочерними хозяйственными обществами российских экспортеров иностранной валюты, полученной в рамках внешнеторговых договоров (контрактов).
(Письмо Минфина России от 09.07.2024 N 05-11-12/63656)Вопрос: Об обязательной продаже дочерними хозяйственными обществами российских экспортеров иностранной валюты, полученной в рамках внешнеторговых договоров (контрактов).
Статья: Валютный контроль, осуществляемый таможенными органами Российской Федерации: анализ судебной практики
(Агапова А.В., Панасовская В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 2)Из рисунка 1 видно, что в 2021 и 2022 годах наибольшее количество дел об АП за нарушение валютного законодательства было возбуждено за нарушение порядка постановки внешнеторговых контрактов на учет и представления в таможенные органы документов, подтверждающих законность осуществления внешнеторговой сделки, а также отчетности по осуществленным валютным операциям. Меньше всего за данный период времени было возбуждено дел об АП по факту незаконного вывоза валюты из России физическими лицами, которые не являются участниками внешнеторговых операций. Так или иначе, и физические, и юридические лица нарушают валютное законодательство, что требует анализа судебной практики.
(Агапова А.В., Панасовская В.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2024, N 2)Из рисунка 1 видно, что в 2021 и 2022 годах наибольшее количество дел об АП за нарушение валютного законодательства было возбуждено за нарушение порядка постановки внешнеторговых контрактов на учет и представления в таможенные органы документов, подтверждающих законность осуществления внешнеторговой сделки, а также отчетности по осуществленным валютным операциям. Меньше всего за данный период времени было возбуждено дел об АП по факту незаконного вывоза валюты из России физическими лицами, которые не являются участниками внешнеторговых операций. Так или иначе, и физические, и юридические лица нарушают валютное законодательство, что требует анализа судебной практики.
Вопрос: О способах обязательной продажи части валютной выручки российскими экспортерами.
(Письмо Минфина России от 28.02.2024 N 05-11-08/17249)Вопрос: О способах обязательной продажи части валютной выручки российскими экспортерами.
(Письмо Минфина России от 28.02.2024 N 05-11-08/17249)Вопрос: О способах обязательной продажи части валютной выручки российскими экспортерами.