Выявление недоимки по налогам
Подборка наиболее важных документов по запросу Выявление недоимки по налогам (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 45 "Исполнение обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Для того, чтобы не уплачивать выявленную недоимку по налогам и санкции, ООО-1 перевело свою деятельность на взаимозависимое лицо - общество. А именно: работники ООО-1 перешли работать в общество, имущество было перерегистрировано на общество, расчеты по договорам ООО-1 осуществлялись через расчетные счета общества.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Для того, чтобы не уплачивать выявленную недоимку по налогам и санкции, ООО-1 перевело свою деятельность на взаимозависимое лицо - общество. А именно: работники ООО-1 перешли работать в общество, имущество было перерегистрировано на общество, расчеты по договорам ООО-1 осуществлялись через расчетные счета общества.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 11 "Институты, понятия и термины, используемые в настоящем Кодексе" НК РФ"В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации недоимкой признается сумма налога, сумма сбора или сумма страховых взносов, не уплаченная (не перечисленная) в установленный законодательством о налогах и сборах срок (пункт 2 статьи 11); при этом налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов, сборов, страховых взносов, в том числе имеют право взыскивать недоимки, а также пени, проценты и штрафы (статьи 30 и 31). Таким образом, налоговое законодательство предусматривает право и обязанность налоговых органов осуществлять выявление у налогоплательщиков недоимок по налогам и сборам, а также их принудительное взыскание."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие действия может предпринять инспекция, если выявит недоимку по налогу
(КонсультантПлюс, 2025)3. Что делает инспекция при выявлении недоимки вне налоговых проверок
(КонсультантПлюс, 2025)3. Что делает инспекция при выявлении недоимки вне налоговых проверок
Нормативные акты
Приказ ФНС России от 14.08.2020 N ЕД-7-8/583@
(ред. от 02.12.2022)
"Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требований об уплате (возврате) налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2020 N 59814)Зарегистрировано в Минюсте России 14 сентября 2020 г. N 59814
(ред. от 02.12.2022)
"Об утверждении форм документа о выявлении недоимки, требований об уплате (возврате) налогов, сборов, страховых взносов, пени, штрафов, процентов, а также документов, используемых налоговыми органами при применении обеспечительных мер и взыскании задолженности по указанным платежам"
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.09.2020 N 59814)Зарегистрировано в Минюсте России 14 сентября 2020 г. N 59814
Справочная информация: "Календарь бухгалтера на 2025 год"
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Уплата суммы недоимки по налогу на прибыль, выявленной налогоплательщиком самостоятельно по результатам произведенной в соответствии с п. 6 ст. 105.3 НК РФ корректировки,
(Материал подготовлен специалистами КонсультантПлюс)Уплата суммы недоимки по налогу на прибыль, выявленной налогоплательщиком самостоятельно по результатам произведенной в соответствии с п. 6 ст. 105.3 НК РФ корректировки,
Статья: Установление умысла на совершение уклонения от уплаты таможенных платежей (ст. 194 УК РФ)
(Губко В.А.)
("Уголовное право", 2024, N 5)В связи с изложенным применительно к старой редакции ст. 198, 199 УК РФ в свете позиции Конституционного Суда РФ был бы справедлив следующий вывод. В случае когда лицо не уплачивает налоги в срок, зная о наличии у него обязанности и имея возможность ее исполнить, очевидно, оно предвидит неизбежность неуплаты налога в срок, однако поскольку лицо может иметь намерение исполнить обязанность позднее, нельзя утверждать, что оно действует с прямым умыслом на уклонение от уплаты налогов. Прямой умысел на уклонение от уплаты налогов будет наличествовать только тогда, когда умысел лица направлен на создание затруднений для выявления недоимки и избежание взимания налогов вообще (на будущее время, навсегда), а не только в указанный в законе период для их уплаты.
(Губко В.А.)
("Уголовное право", 2024, N 5)В связи с изложенным применительно к старой редакции ст. 198, 199 УК РФ в свете позиции Конституционного Суда РФ был бы справедлив следующий вывод. В случае когда лицо не уплачивает налоги в срок, зная о наличии у него обязанности и имея возможность ее исполнить, очевидно, оно предвидит неизбежность неуплаты налога в срок, однако поскольку лицо может иметь намерение исполнить обязанность позднее, нельзя утверждать, что оно действует с прямым умыслом на уклонение от уплаты налогов. Прямой умысел на уклонение от уплаты налогов будет наличествовать только тогда, когда умысел лица направлен на создание затруднений для выявления недоимки и избежание взимания налогов вообще (на будущее время, навсегда), а не только в указанный в законе период для их уплаты.
Путеводитель по налогам. Практическое пособие по уплате налогов. Взыскание недоимки, пеней, штрафов2.1. ВЫЯВЛЕНИЕ НЕДОИМКИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОМ
Готовое решение: Как с организации могут взыскать недоимку по страховым взносам, которые уплачиваются в налоговый орган до 31.12.2022 (включительно)
(КонсультантПлюс, 2022)1.2. Действия налогового органа после выявления недоимки по страховым взносам
(КонсультантПлюс, 2022)1.2. Действия налогового органа после выявления недоимки по страховым взносам
Готовое решение: В каких случаях налогоплательщик подает уточненную налоговую декларацию
(КонсультантПлюс, 2025)Но учтите, что если ваши пояснения инспекцию не убедят и она по итогам проверки выявит недоимку, то вам доначислят налог и пени, а также в общем случае оштрафуют за неуплату налога.
(КонсультантПлюс, 2025)Но учтите, что если ваши пояснения инспекцию не убедят и она по итогам проверки выявит недоимку, то вам доначислят налог и пени, а также в общем случае оштрафуют за неуплату налога.
Статья: Актуальные проблемы нормотворчества в сфере регулирования налоговых правоотношений: действие принципа самостоятельности исполнения обязанности по уплате налога (часть 2)
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)Согласно Федеральному закону от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3> уплата земельного и транспортного налогов налогоплательщиками-организациями осуществляется с учетом полученных от налоговых органов сообщений об исчисленных ими суммах указанных налогов. При этом правовая природа и правовой статус этих сообщений не вполне понятны. Нормы о нем содержат не статьи об исчислении налогов, а статьи о порядке их уплаты и ст. 23 НК РФ, регламентирующая обязанности налогоплательщика. Несмотря на тот факт, что организации обязаны сами исчислять суммы земельного и транспортного налога, о том, что налоговое сообщение имеет обязательный и преимущественный характер, говорят следующие положения, его регламентирующие. Во-первых, организации вправе по получении сообщения об исчисленной сумме налога представить в налоговый орган свои пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, включая правомерность использования пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, а также оснований для освобождения от уплаты налога. Во-вторых, по итогам обязательного рассмотрения представленных налогоплательщиком документов возможны два варианта: 1) при наличии ошибки, допущенной налоговым органом, он направляет в адрес налогоплательщика уточненное сообщение; 2) в случае выявления недоимки налоговый орган направляет в адрес налогоплательщика налоговое требование. Следовательно, в любом случае уплаченная сумма налогов должна в обязательном порядке соответствовать той, что указана в налоговом сообщении. И, наконец, по аналогии с ранее введенной обязанностью для физических лиц (в случае неполучения налогового уведомления) новый п. 2.2 ст. 23 НК РФ предусматривает теперь для организаций обязанность направлять в налоговый орган сообщение установленной формы о наличии у них объекта налогообложения (транспортных средств и (или) земельных участков) в случае "неполучения сообщения об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога и (или) сообщения об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими". Таким образом, статус налогового сообщения фактически приравнен к статусу налогового уведомления, а механизм его действия схож с механизмом камеральной налоговой проверки. Кроме того, при наличии налогового уведомления и налогового требования с введением налогового сообщения и сообщений о наличии задолженности <4> (п. 7 ст. 31 НК РФ) терминологической путаницы не избежать.
(Напсо М.Б.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 2)Согласно Федеральному закону от 2 июля 2021 г. N 305-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" <3> уплата земельного и транспортного налогов налогоплательщиками-организациями осуществляется с учетом полученных от налоговых органов сообщений об исчисленных ими суммах указанных налогов. При этом правовая природа и правовой статус этих сообщений не вполне понятны. Нормы о нем содержат не статьи об исчислении налогов, а статьи о порядке их уплаты и ст. 23 НК РФ, регламентирующая обязанности налогоплательщика. Несмотря на тот факт, что организации обязаны сами исчислять суммы земельного и транспортного налога, о том, что налоговое сообщение имеет обязательный и преимущественный характер, говорят следующие положения, его регламентирующие. Во-первых, организации вправе по получении сообщения об исчисленной сумме налога представить в налоговый орган свои пояснения и (или) документы, подтверждающие правильность исчисления, полноту и своевременность уплаты налога, включая правомерность использования пониженных налоговых ставок, налоговых льгот, а также оснований для освобождения от уплаты налога. Во-вторых, по итогам обязательного рассмотрения представленных налогоплательщиком документов возможны два варианта: 1) при наличии ошибки, допущенной налоговым органом, он направляет в адрес налогоплательщика уточненное сообщение; 2) в случае выявления недоимки налоговый орган направляет в адрес налогоплательщика налоговое требование. Следовательно, в любом случае уплаченная сумма налогов должна в обязательном порядке соответствовать той, что указана в налоговом сообщении. И, наконец, по аналогии с ранее введенной обязанностью для физических лиц (в случае неполучения налогового уведомления) новый п. 2.2 ст. 23 НК РФ предусматривает теперь для организаций обязанность направлять в налоговый орган сообщение установленной формы о наличии у них объекта налогообложения (транспортных средств и (или) земельных участков) в случае "неполучения сообщения об исчисленной налоговым органом сумме транспортного налога и (или) сообщения об исчисленной налоговым органом сумме земельного налога в отношении указанных объектов налогообложения за период владения ими". Таким образом, статус налогового сообщения фактически приравнен к статусу налогового уведомления, а механизм его действия схож с механизмом камеральной налоговой проверки. Кроме того, при наличии налогового уведомления и налогового требования с введением налогового сообщения и сообщений о наличии задолженности <4> (п. 7 ст. 31 НК РФ) терминологической путаницы не избежать.
Готовое решение: Налоговый учет доначисленных налогов, пеней, штрафов по результатам проверки
(КонсультантПлюс, 2025)Если при выездной проверке у вас в том числе проверяли налог на прибыль и выявили недоимку по другим налогам, инспекция обязана сама пересчитать налог на прибыль и учесть доначисленные налоги в расходах (Определения ВС РФ от 26.01.2017 N 305-КГ16-13478, от 30.11.2016 N 305-КГ16-10138 (п. 32 Обзора правовых позиций, направленного Письмом ФНС России от 23.12.2016 N СА-4-7/24825@ для использования в работе)).
(КонсультантПлюс, 2025)Если при выездной проверке у вас в том числе проверяли налог на прибыль и выявили недоимку по другим налогам, инспекция обязана сама пересчитать налог на прибыль и учесть доначисленные налоги в расходах (Определения ВС РФ от 26.01.2017 N 305-КГ16-13478, от 30.11.2016 N 305-КГ16-10138 (п. 32 Обзора правовых позиций, направленного Письмом ФНС России от 23.12.2016 N СА-4-7/24825@ для использования в работе)).
Статья: Налоговая обязанность в условиях цифровизации: трансформация понятия
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Уплата налога традиционно сопряжена со значительными временными и организационными затратами как для налогоплательщика, так и для налоговых органов, поскольку, например, для организации и некоторых предпринимателей включает необходимость расчета суммы налога к уплате, заполнение различных документов финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, совершение иных установленных налоговым законодательством действий. Очевидными дефектами такой модели отношений являются значительные риски ошибок, дополнительные расходы на юридические услуги, возможные длительные судебные разбирательства. Не вызывает сомнений, что государство заинтересовано в снижении подобных издержек, в связи с чем появился столь выраженный тренд на облегчение процесса уплаты налогов, его преобразование в более удобный, быстрый, бесконтактный и менее затратный формат, что одновременно будет обеспечивать собираемость налогов в условиях экономии ресурсов налоговых органов, предполагающей отказ от низкоэффективных камеральных проверок, приближение срока выявления недоимки к дате уплаты налога, а также снижение различных издержек на обеспечение исполнения налоговой обязанности в отношении всех участников соответствующих процедур.
(Лютова О.И.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 1)Уплата налога традиционно сопряжена со значительными временными и организационными затратами как для налогоплательщика, так и для налоговых органов, поскольку, например, для организации и некоторых предпринимателей включает необходимость расчета суммы налога к уплате, заполнение различных документов финансовой, бухгалтерской и налоговой отчетности, совершение иных установленных налоговым законодательством действий. Очевидными дефектами такой модели отношений являются значительные риски ошибок, дополнительные расходы на юридические услуги, возможные длительные судебные разбирательства. Не вызывает сомнений, что государство заинтересовано в снижении подобных издержек, в связи с чем появился столь выраженный тренд на облегчение процесса уплаты налогов, его преобразование в более удобный, быстрый, бесконтактный и менее затратный формат, что одновременно будет обеспечивать собираемость налогов в условиях экономии ресурсов налоговых органов, предполагающей отказ от низкоэффективных камеральных проверок, приближение срока выявления недоимки к дате уплаты налога, а также снижение различных издержек на обеспечение исполнения налоговой обязанности в отношении всех участников соответствующих процедур.
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Вместе с тем помимо взятых на себя договорных обязательств, волеизъявление участников гражданского оборота ограничивается контролем за уровнем, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет со стороны компетентных государственных органов. Прежде всего речь идет о налоговых и правоохранительных органах, в чью компетенцию входит не только выявление налоговой недоимки, но и применение мер ответственности в случае нарушения налогового законодательства.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Вместе с тем помимо взятых на себя договорных обязательств, волеизъявление участников гражданского оборота ограничивается контролем за уровнем, полнотой и своевременностью уплаты налогов в бюджет со стороны компетентных государственных органов. Прежде всего речь идет о налоговых и правоохранительных органах, в чью компетенцию входит не только выявление налоговой недоимки, но и применение мер ответственности в случае нарушения налогового законодательства.
Статья: Актуальные проблемы правового регулирования налоговых правоотношений с участием физических лиц
(Кайшев А.Е.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Проведенное исследование национальных правовых актов и правоприменительной практики позволяет сделать вывод, что законодательство о налогах и сборах сложно и неоднозначно регулирует процедуру реализации налоговыми органами полномочий по принудительному исполнению налоговых обязанностей, а также обусловленные этим юридически значимые действия, связанные с выявлением недоимок по налогам, сборам и страховым взносам в отношении физических лиц; с извещением налогоплательщиков - физических лиц о неуплаченной сумме налога, сумм сбора, а также с извещением об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога; с выполнением досудебных процедур разрешения разногласий с налогоплательщиками; с соблюдением сроков реализации процедур принудительного взыскания с физических лиц недоимок по налогам, сборам и страховым взносам, пеней и штрафов.
(Кайшев А.Е.)
("Финансовое право", 2021, N 10)Проведенное исследование национальных правовых актов и правоприменительной практики позволяет сделать вывод, что законодательство о налогах и сборах сложно и неоднозначно регулирует процедуру реализации налоговыми органами полномочий по принудительному исполнению налоговых обязанностей, а также обусловленные этим юридически значимые действия, связанные с выявлением недоимок по налогам, сборам и страховым взносам в отношении физических лиц; с извещением налогоплательщиков - физических лиц о неуплаченной сумме налога, сумм сбора, а также с извещением об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога; с выполнением досудебных процедур разрешения разногласий с налогоплательщиками; с соблюдением сроков реализации процедур принудительного взыскания с физических лиц недоимок по налогам, сборам и страховым взносам, пеней и штрафов.
Вопрос: Об освобождении от ответственности за неуплату налога и расчете штрафа при выявлении недоимки за период до 01.01.2023 при представлении уточненных деклараций.
(Письмо ФНС России от 06.02.2024 N ЗГ-2-7/1561)Вопрос: Об освобождении от ответственности за неуплату налога и расчете штрафа при выявлении недоимки за период до 01.01.2023 при представлении уточненных деклараций.
(Письмо ФНС России от 06.02.2024 N ЗГ-2-7/1561)Вопрос: Об освобождении от ответственности за неуплату налога и расчете штрафа при выявлении недоимки за период до 01.01.2023 при представлении уточненных деклараций.