Взаимодействие ФНС и прокуратуры
Подборка наиболее важных документов по запросу Взаимодействие ФНС и прокуратуры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 17.08.2023 по делу N 88-13921/2023, 2-670/2022 (УИД 66RS0031-01-2022-001090-34)
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О признании факта несоблюдения требования об урегулировании конфликта интересов.
Обстоятельства: Прокурор полагает, что начальником Межрайонной ИФНС принято решение об отсутствии нарушений в действиях индивидуального предпринимателя и отсутствии оснований для проведения выездной налоговой проверки в отношении общества при наличии дружеских отношений и в отсутствие уведомления представителя нанимателя о возникновении личной заинтересованности, что могло повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение ею должностных обязанностей.
Решение: Удовлетворено в части.Руководствуясь положениями статей 1, 21, 22, 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", суд апелляционной инстанции исходил из того, что прокурором г. Качканар проверка в отношении Г., как должностного лица налогового органа, не проводилась, оснований для принятия решения в порядке пункта 3 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" не имелось; сведения о нарушении Г. требований законодательства о противодействии коррупции содержались в поступившей 04 мая 2022 года из Межмуниципального отдела МВД России "Качканарский" в прокуратуру информации с приложением подтверждающих материалов; направление в рамках надзорной деятельности, в том числе в порядке межведомственного взаимодействия, запросов в Управление ФНС России по Свердловской области, получение выписок из ЕГРЮЛ, о фактическом проведении такой проверки не свидетельствует.
Категория: Прочие гражданско-правовые споры.
Требования: О признании факта несоблюдения требования об урегулировании конфликта интересов.
Обстоятельства: Прокурор полагает, что начальником Межрайонной ИФНС принято решение об отсутствии нарушений в действиях индивидуального предпринимателя и отсутствии оснований для проведения выездной налоговой проверки в отношении общества при наличии дружеских отношений и в отсутствие уведомления представителя нанимателя о возникновении личной заинтересованности, что могло повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение ею должностных обязанностей.
Решение: Удовлетворено в части.Руководствуясь положениями статей 1, 21, 22, 24 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", суд апелляционной инстанции исходил из того, что прокурором г. Качканар проверка в отношении Г., как должностного лица налогового органа, не проводилась, оснований для принятия решения в порядке пункта 3 статьи 21 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" не имелось; сведения о нарушении Г. требований законодательства о противодействии коррупции содержались в поступившей 04 мая 2022 года из Межмуниципального отдела МВД России "Качканарский" в прокуратуру информации с приложением подтверждающих материалов; направление в рамках надзорной деятельности, в том числе в порядке межведомственного взаимодействия, запросов в Управление ФНС России по Свердловской области, получение выписок из ЕГРЮЛ, о фактическом проведении такой проверки не свидетельствует.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные вопросы межведомственного взаимодействия в налоговой сфере по противодействию преступности
(Козлов В.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)Правовым инструментарием взаимодействия органов прокуратуры с ФНС России в сфере противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям является также Соглашение ФНС России N ММВ-23-11/2, Генеральной прокуратуры Российской Федерации N СД-1-14 от 14.02.2014 "О взаимодействии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Федеральной налоговой службы в области противодействия коррупции". Следует отметить, что Генеральная прокуратура Российской Федерации является координатором Межведомственной рабочей группы по противодействию преступлениям в сфере экономики, эффективно действующей с 2006 г. <11> ФНС России является участником данной межведомственной группы наряду с правоохранительными и контрольными (надзорными) органами. Основные усилия проводимой работы направлены на выявление и пресечение правонарушений в кредитно-банковской и иных экономически значимых сферах, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью, хищением денежных средств, легализацией доходов, полученных преступным путем.
(Козлов В.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)Правовым инструментарием взаимодействия органов прокуратуры с ФНС России в сфере противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям является также Соглашение ФНС России N ММВ-23-11/2, Генеральной прокуратуры Российской Федерации N СД-1-14 от 14.02.2014 "О взаимодействии Генеральной прокуратуры Российской Федерации и Федеральной налоговой службы в области противодействия коррупции". Следует отметить, что Генеральная прокуратура Российской Федерации является координатором Межведомственной рабочей группы по противодействию преступлениям в сфере экономики, эффективно действующей с 2006 г. <11> ФНС России является участником данной межведомственной группы наряду с правоохранительными и контрольными (надзорными) органами. Основные усилия проводимой работы направлены на выявление и пресечение правонарушений в кредитно-банковской и иных экономически значимых сферах, связанных с незаконной предпринимательской деятельностью, хищением денежных средств, легализацией доходов, полученных преступным путем.
Статья: Актуальные направления надзора за исполнением законов в налоговой сфере в условиях новых вызовов
(Абдреев Т.И., Исхаков А.Д.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)<4> См.: Соглашение о взаимодействии Генеральной прокуратуры РФ и Федеральной налоговой службы в области противодействия коррупции от 14 февраля 2014 г. N ММВ-23-11/2, N СД-1-14 // СПС "КонсультантПлюс".
(Абдреев Т.И., Исхаков А.Д.)
("Налоги" (журнал), 2022, N 3)<4> См.: Соглашение о взаимодействии Генеральной прокуратуры РФ и Федеральной налоговой службы в области противодействия коррупции от 14 февраля 2014 г. N ММВ-23-11/2, N СД-1-14 // СПС "КонсультантПлюс".
Нормативные акты
Постановление Правления ПФ РФ от 23.01.2019 N 16п
(ред. от 23.09.2020)
"Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2019 N 53775)Генеральной прокуратурой Российской Федерации;
(ред. от 23.09.2020)
"Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению"
(Зарегистрировано в Минюсте России 13.02.2019 N 53775)Генеральной прокуратурой Российской Федерации;
Тематический выпуск: Учетная политика предприятия для целей налогообложения на 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 2)1) при условии согласования с органами прокуратуры:
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2023, N 2)1) при условии согласования с органами прокуратуры:
Статья: Соглашения органа прокуратуры с органами местного самоуправления о взаимодействии и сотрудничестве: теоретико-правовой и практический анализ
(Мишакова Н.В., Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 3)На федеральном уровне Генеральной прокуратурой России заключены соглашения о взаимодействии с Банком России, Федеральной налоговой службой, Министерством внутренних дел, Министерством юстиции, а также иными федеральными органами государственной власти. Основные сферы их взаимодействия - обмен информацией, противодействие коррупции, государственная защита прав и свобод человека и гражданина, правотворческая деятельность, а также обеспечение единого правового пространства.
(Мишакова Н.В., Надин А.Н.)
("Российский юридический журнал", 2022, N 3)На федеральном уровне Генеральной прокуратурой России заключены соглашения о взаимодействии с Банком России, Федеральной налоговой службой, Министерством внутренних дел, Министерством юстиции, а также иными федеральными органами государственной власти. Основные сферы их взаимодействия - обмен информацией, противодействие коррупции, государственная защита прав и свобод человека и гражданина, правотворческая деятельность, а также обеспечение единого правового пространства.
Статья: Кассовые проверки в 2023 году: особенности в период моратория
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2023, N 7)На выездное обследование "мораторные" ограничения не распространяются, поскольку оно происходит без взаимодействия с организацией (ИП). Осмотр проводят на тех объектах, которые может посещать неограниченный круг лиц, и предупреждать о своем визите контролеры, естественно, не будут <15>. Если в ходе обследования инспектор заметит признаки нарушения (например, что кассир не выдает покупателям чеки), он сразу же проведет контрольную закупку. И никаких согласований с прокуратурой для этого не потребуется <16>. По результатам контрольной закупки нарушителю традиционно грозит штраф.
(Капанина Ю.В.)
("Главная книга", 2023, N 7)На выездное обследование "мораторные" ограничения не распространяются, поскольку оно происходит без взаимодействия с организацией (ИП). Осмотр проводят на тех объектах, которые может посещать неограниченный круг лиц, и предупреждать о своем визите контролеры, естественно, не будут <15>. Если в ходе обследования инспектор заметит признаки нарушения (например, что кассир не выдает покупателям чеки), он сразу же проведет контрольную закупку. И никаких согласований с прокуратурой для этого не потребуется <16>. По результатам контрольной закупки нарушителю традиционно грозит штраф.
Статья: Межведомственные комиссии будут противодействовать нелегальной занятости и серым зарплатам
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 18)В работе комиссий могут принимать участие представители прокуратуры, но в состав комиссии при этом они не включаются.
(Турбина О.)
("ЭЖ-Бухгалтер", 2024, N 18)В работе комиссий могут принимать участие представители прокуратуры, но в состав комиссии при этом они не включаются.
Статья: Назначение судами наказания в виде штрафа в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период
(Голубев Г.А.)
("Законность", 2025, N 8)В связи с этим при подготовке к судебным заседаниям государственным обвинителям по уголовным делам о преступлениях, за совершение которых предусмотрена возможность назначения рассматриваемого вида наказания, целесообразно запрашивать посредством информационной системы межведомственного электронного взаимодействия (ИС МЭВ) из ФНС России сведения о доходах подсудимых по форме 2-НДФЛ, которые приобщать к материалам уголовных дел в судебных заседаниях.
(Голубев Г.А.)
("Законность", 2025, N 8)В связи с этим при подготовке к судебным заседаниям государственным обвинителям по уголовным делам о преступлениях, за совершение которых предусмотрена возможность назначения рассматриваемого вида наказания, целесообразно запрашивать посредством информационной системы межведомственного электронного взаимодействия (ИС МЭВ) из ФНС России сведения о доходах подсудимых по форме 2-НДФЛ, которые приобщать к материалам уголовных дел в судебных заседаниях.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Помимо прокуратуры контрольные органы муниципальных образований взаимодействуют с территориальными управлениями МВД, ГИБДД, ФАС России, ФНС России, Росреестра, Роспотребнадзора, Росприроднадзора, а также региональными контрольными (надзорными) органами. Например, в ХМАО-Югре такое взаимодействие, включая проведение совместных контрольных мероприятий, осуществляется со службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений автономного округа, службой жилищного и строительного надзора автономного округа. В 2019 г. контрольными органами 34 муниципальных образований проведено 49 совместных проверок с органами власти различного уровня.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Помимо прокуратуры контрольные органы муниципальных образований взаимодействуют с территориальными управлениями МВД, ГИБДД, ФАС России, ФНС России, Росреестра, Роспотребнадзора, Росприроднадзора, а также региональными контрольными (надзорными) органами. Например, в ХМАО-Югре такое взаимодействие, включая проведение совместных контрольных мероприятий, осуществляется со службой по контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды, объектов животного мира и лесных отношений автономного округа, службой жилищного и строительного надзора автономного округа. В 2019 г. контрольными органами 34 муниципальных образований проведено 49 совместных проверок с органами власти различного уровня.
Статья: Оперативный контроль в системе государственного контроля (надзора): проблемы реализации и пути повышения эффективности
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)Однако для проведения контрольной закупки, документарной и выездной проверки необходимо не только решение центрального аппарата Федеральной налоговой службы (ФНС России), но и согласие органов прокуратуры (абз. 8 подп. "а" п. 3 Постановления N 336). В результате переход на новое регулирование значительно затруднил проведение контрольных мероприятий и привел к значительному их сокращению, и это притом, что в соответствии с мораторием если в результате выездного обследования были выявлены признаки правонарушения, то налоговые инспекторы вправе незамедлительно провести контрольную закупку без каких-либо решений и согласований.
(Батарин А.А.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 4)Однако для проведения контрольной закупки, документарной и выездной проверки необходимо не только решение центрального аппарата Федеральной налоговой службы (ФНС России), но и согласие органов прокуратуры (абз. 8 подп. "а" п. 3 Постановления N 336). В результате переход на новое регулирование значительно затруднил проведение контрольных мероприятий и привел к значительному их сокращению, и это притом, что в соответствии с мораторием если в результате выездного обследования были выявлены признаки правонарушения, то налоговые инспекторы вправе незамедлительно провести контрольную закупку без каких-либо решений и согласований.
Статья: Организация взаимодействия органов принудительного исполнения Российской Федерации с органами государственной власти Российской Федерации по вопросам получения информации о должниках и их имущественном положении
(Филь К.М.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 3)Перечень органов, взаимодействующих с ФССП России
(Филь К.М.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 3)Перечень органов, взаимодействующих с ФССП России
Статья: Субсидии как меры государственной поддержки организаций оборонно-промышленного комплекса: отдельные аспекты надзорной деятельности
(Алиев Р.И.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2025, N 3)Исследовать стадию заключения гражданско-правовых договоров с поставщиками (по приобретению оборудования для производственных целей) и (или) подрядчиками (при выполнении строительно-монтажных работ). При этом отдельное внимание акцентировать на вопросах: экономической обоснованности цены договора (с учетом базовых принципов свободы договора и недопустимости произвольного вмешательства в частные дела участников гражданских правоотношений); действительности хозяйственной деятельности контрагентов и их реальной возможности исполнить принятые на себя обязательства. Так, в рамках выполнения указанной задачи эффективны как имеющиеся в распоряжении органов прокуратуры информационно-аналитические ресурсы (например, "Спарк.Интерфакс"), так и межведомственное информационное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти (региональные и межрегиональные управления ФНС России и Росфинмониторинга соответственно).
(Алиев Р.И.)
("Оборонно-промышленный комплекс: управление, экономика и финансы, право", 2025, N 3)Исследовать стадию заключения гражданско-правовых договоров с поставщиками (по приобретению оборудования для производственных целей) и (или) подрядчиками (при выполнении строительно-монтажных работ). При этом отдельное внимание акцентировать на вопросах: экономической обоснованности цены договора (с учетом базовых принципов свободы договора и недопустимости произвольного вмешательства в частные дела участников гражданских правоотношений); действительности хозяйственной деятельности контрагентов и их реальной возможности исполнить принятые на себя обязательства. Так, в рамках выполнения указанной задачи эффективны как имеющиеся в распоряжении органов прокуратуры информационно-аналитические ресурсы (например, "Спарк.Интерфакс"), так и межведомственное информационное взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти (региональные и межрегиональные управления ФНС России и Росфинмониторинга соответственно).
Вопрос: Об обращениях о причинении (угрозе причинения) вреда охраняемым законом ценностям в части применения ККТ и применении ККТ при реализации игрового контента для использования во внутриигровых магазинах.
(Письмо ФНС России от 07.02.2024 N АБ-17-20/362@)Абзацем восьмым подпункта "а" пункта 3 Постановления N 336 установлено, что в 2022 - 2024 годах внеплановые (надзорные) контрольные мероприятия в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проводятся по решению руководителя, заместителя руководителя Федеральной налоговой службы (за исключением случаев, установленных частью 7 статьи 75 Федерального закона N 248-ФЗ) при условии согласования с органами прокуратуры.
(Письмо ФНС России от 07.02.2024 N АБ-17-20/362@)Абзацем восьмым подпункта "а" пункта 3 Постановления N 336 установлено, что в 2022 - 2024 годах внеплановые (надзорные) контрольные мероприятия в рамках федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники, в том числе за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проводятся по решению руководителя, заместителя руководителя Федеральной налоговой службы (за исключением случаев, установленных частью 7 статьи 75 Федерального закона N 248-ФЗ) при условии согласования с органами прокуратуры.