Взаимодействие росреестра и кадастровой палаты
Подборка наиболее важных документов по запросу Взаимодействие росреестра и кадастровой палаты (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Второго кассационного суда общей юрисдикции от 15.02.2024 по делу N 88а-4971/2024 (УИД 77RS0035-02-2022-004440-20)
Процессуальные вопросы: Принято определение о наложении штрафа за невыполнение требования суда о представлении доказательств.
Решение: Определение отменено.Соответствующая информация в более развернутом виде была доведена и до суда апелляционной инстанции в поданной частной жалобе, в которой также указывалось на отсутствие во взаимодействии между Управлением Росреестра по Москве и филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве иерархического соподчинения.
Процессуальные вопросы: Принято определение о наложении штрафа за невыполнение требования суда о представлении доказательств.
Решение: Определение отменено.Соответствующая информация в более развернутом виде была доведена и до суда апелляционной инстанции в поданной частной жалобе, в которой также указывалось на отсутствие во взаимодействии между Управлением Росреестра по Москве и филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Москве иерархического соподчинения.
Определение Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 18.04.2022 N 88-5846/2022
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю.
Требования: 1) О признании недействительными сведений, внесенных в ЕГРН в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением площади и местоположения границ земельного участка, восстановлении сведений в ЕГРН; 2) Об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения; 3) О признании недействительными результатов межевания.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что государственная регистрация права собственности ответчика на участок, измененный за счет присоединенных государственных земель, которые ему не передавались, нарушает право собственности истца.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.Доказательств того, что Комитет узнал о нарушенном праве ранее 2019 года в материалы дела не представлено. Внесение записи в ЕГРН и информирование об этом Комитета путем направления сведений о внесении такой записи в РГИС (Геоинформационная система Санкт-Петербурга), получение Комитетом сведений о внесении записи в ЕГРЮЛ в рамках соглашения о взаимодействии и взаимном информационном обмене N 2-с от 26.12.2014, заключенного между ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Санкт-Петербургу и Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, не свидетельствует о том, что истец должен был узнать, что земельный участок в размере 597 кв. м, неправомерно выбыл из государственной собственности.
Категория спора: 1) Право собственности; 2) Защита прав на землю.
Требования: 1) О признании недействительными сведений, внесенных в ЕГРН в результате выполнения кадастровых работ в связи с уточнением площади и местоположения границ земельного участка, восстановлении сведений в ЕГРН; 2) Об истребовании земельного участка из чужого незаконного владения; 3) О признании недействительными результатов межевания.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что государственная регистрация права собственности ответчика на участок, измененный за счет присоединенных государственных земель, которые ему не передавались, нарушает право собственности истца.
Решение: 1) Удовлетворено; 2) Удовлетворено; 3) Удовлетворено.Доказательств того, что Комитет узнал о нарушенном праве ранее 2019 года в материалы дела не представлено. Внесение записи в ЕГРН и информирование об этом Комитета путем направления сведений о внесении такой записи в РГИС (Геоинформационная система Санкт-Петербурга), получение Комитетом сведений о внесении записи в ЕГРЮЛ в рамках соглашения о взаимодействии и взаимном информационном обмене N 2-с от 26.12.2014, заключенного между ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Санкт-Петербургу и Комитетом по земельным ресурсам и землеустройству Санкт-Петербурга, не свидетельствует о том, что истец должен был узнать, что земельный участок в размере 597 кв. м, неправомерно выбыл из государственной собственности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Спорные вопросы (не)применения Закона о лесной амнистии
(Харинов И.Н.)
("Закон", 2021, N 11)Надо сказать, что далеко не все исследователи возлагали оптимистичные надежды на лесную амнистию. Так, по мнению А.Л. Ильиных и А.И. Гиниятова, основными причинами, приостанавливающими проведение лесной амнистии, являются низкая информированность населения о существовании такой процедуры, а также непроработанность методики взаимодействия среди подразделений Росреестра и Федеральной кадастровой палаты <8>, а по утверждению проф. С.А. Липски, Закон о лесной амнистии выступает лишь временной и при этом несистемной мерой по защите прав граждан и юридических лиц в условиях несовершенства кадастрового учета земельных участков <9>.
(Харинов И.Н.)
("Закон", 2021, N 11)Надо сказать, что далеко не все исследователи возлагали оптимистичные надежды на лесную амнистию. Так, по мнению А.Л. Ильиных и А.И. Гиниятова, основными причинами, приостанавливающими проведение лесной амнистии, являются низкая информированность населения о существовании такой процедуры, а также непроработанность методики взаимодействия среди подразделений Росреестра и Федеральной кадастровой палаты <8>, а по утверждению проф. С.А. Липски, Закон о лесной амнистии выступает лишь временной и при этом несистемной мерой по защите прав граждан и юридических лиц в условиях несовершенства кадастрового учета земельных участков <9>.
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)На основании п. 2 ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 62 комментируемого Закона Распоряжением Росреестра от 15 сентября 2022 г. N Р/0256 <200> утверждены Основы электронного взаимодействия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с кредитными организациями и застройщиками. Этим же Распоряжением Росреестра установлено, что названные Основы применяются для обеспечения электронного документооборота при предоставлении Росреестром и ФГБУ "ФКП Росреестра" (до завершения процедуры реорганизации в соответствии с Законом 2021 г. о ППК "Роскадастр") государственных услуг кредитным организациям, застройщикам по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН.
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)На основании п. 2 ч. 1 ст. 18, ч. 1 ст. 62 комментируемого Закона Распоряжением Росреестра от 15 сентября 2022 г. N Р/0256 <200> утверждены Основы электронного взаимодействия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с кредитными организациями и застройщиками. Этим же Распоряжением Росреестра установлено, что названные Основы применяются для обеспечения электронного документооборота при предоставлении Росреестром и ФГБУ "ФКП Росреестра" (до завершения процедуры реорганизации в соответствии с Законом 2021 г. о ППК "Роскадастр") государственных услуг кредитным организациям, застройщикам по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН.
Нормативные акты
Приказ Росреестра от 26.12.2019 N П/0552
"Об утверждении Порядка взаимодействия территориальных органов Росреестра и филиалов федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" при осуществлении территориальными органами Росреестра бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета по доходам от платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости"МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
"Об утверждении Порядка взаимодействия территориальных органов Росреестра и филиалов федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" при осуществлении территориальными органами Росреестра бюджетных полномочий администраторов доходов федерального бюджета по доходам от платы за предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости"МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Распоряжение Росреестра от 15.09.2022 N Р/0256
"Об утверждении основ электронного взаимодействия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с кредитными организациями и застройщиками"3.1. Цель Основ - формирование базовых принципов взаимодействия Росреестра и ФГБУ "ФКП Росреестра" с кредитными организациями и застройщиками при оказании государственных услуг по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН.
"Об утверждении основ электронного взаимодействия Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии с кредитными организациями и застройщиками"3.1. Цель Основ - формирование базовых принципов взаимодействия Росреестра и ФГБУ "ФКП Росреестра" с кредитными организациями и застройщиками при оказании государственных услуг по государственному кадастровому учету и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и по предоставлению сведений, содержащихся в ЕГРН.