Взаимодействие ССП и ФНС
Подборка наиболее важных документов по запросу Взаимодействие ССП и ФНС (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.11.2024 по делу N А33-2913/2024
Требование: О признании недействительным решения налогового органа о доначислении НДС и привлечении к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Доводы апелляционной жалобы общества, что при взаимодействии с контрагентом ООО "Стратегия 22" была проявлена должная степень осмотрительности, отклоняются, поскольку получение сведений из открытых источников (сайты Федеральной налоговой службы, службы судебных приставов и т.д.) не свидетельствует о проверке наличия у контрагента технической возможности выполнения условий заключаемого договора на момент подписания соответствующего договора. Тем более, что у ООО "Стратегия 22" с 14.01.2022 сменился учредитель, а с 29.04.2022 изменился директор. Следует также отметить, что указанные налогоплательщиком в апелляционной жалобе судебные дела, в которых участвовало ООО "Стратегия 22", не подтверждают, а скорее опровергают проявление должной степени осмотрительности при выборе спорного контрагента (дела о взыскании с ООО "Стратегия 22" неосновательного обогащения, финансовых санкций, арендной платы, о признании недействительным договора с ООО "Стратегия 22").
Требование: О признании недействительным решения налогового органа о доначислении НДС и привлечении к ответственности по п. 1 ст. 122 НК РФ.
Решение: В удовлетворении требования отказано.Доводы апелляционной жалобы общества, что при взаимодействии с контрагентом ООО "Стратегия 22" была проявлена должная степень осмотрительности, отклоняются, поскольку получение сведений из открытых источников (сайты Федеральной налоговой службы, службы судебных приставов и т.д.) не свидетельствует о проверке наличия у контрагента технической возможности выполнения условий заключаемого договора на момент подписания соответствующего договора. Тем более, что у ООО "Стратегия 22" с 14.01.2022 сменился учредитель, а с 29.04.2022 изменился директор. Следует также отметить, что указанные налогоплательщиком в апелляционной жалобе судебные дела, в которых участвовало ООО "Стратегия 22", не подтверждают, а скорее опровергают проявление должной степени осмотрительности при выборе спорного контрагента (дела о взыскании с ООО "Стратегия 22" неосновательного обогащения, финансовых санкций, арендной платы, о признании недействительным договора с ООО "Стратегия 22").
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Актуальные вопросы межведомственного взаимодействия в налоговой сфере по противодействию преступности
(Козлов В.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)Правовая база системы противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании задолженности налогоплательщика включает Соглашение от 13.02.2023 ФНС России N ЕД-23-8/7@, ФССП России N 00016/23/3-МВ "О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов".
(Козлов В.А.)
("Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации", 2025, N 2)Правовая база системы противодействия налоговым правонарушениям и преступлениям при исполнении постановлений налоговых органов о взыскании задолженности налогоплательщика включает Соглашение от 13.02.2023 ФНС России N ЕД-23-8/7@, ФССП России N 00016/23/3-МВ "О порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов".
Статья: Смерть должника как основание для завершения принудительного исполнения исполнительного документа
(Гусаков С.Ю.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 4)В настоящее время между ФССП России и ФНС России реализован обмен соответствующей информацией в электронном виде (см.: п. 1.7 Соглашения о порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов, утв. ФНС России N ЕД-23-8/7@, ФССП России N 00016/23/3-МВ 13 февраля 2023 г.).
(Гусаков С.Ю.)
("Вестник исполнительного производства", 2024, N 4)В настоящее время между ФССП России и ФНС России реализован обмен соответствующей информацией в электронном виде (см.: п. 1.7 Соглашения о порядке взаимодействия Федеральной налоговой службы и Федеральной службы судебных приставов при исполнении исполнительных документов, утв. ФНС России N ЕД-23-8/7@, ФССП России N 00016/23/3-МВ 13 февраля 2023 г.).
Нормативные акты
Приказ Минэкономразвития России от 04.08.2020 N 497
(ред. от 02.06.2025)
"Об утверждении формы, порядка заполнения и подачи заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке"
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.08.2020 N 59221)4. Представление гражданином справок, указанных в подпунктах 4.2 - 4.4 пункта 4 формы заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, не является обязательным в случае наличия технической возможности у оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве обеспечивать направление в Федеральную службу судебных приставов, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и Федеральную налоговую службу с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запроса о предоставлении имеющихся у них сведений в отношении гражданина о соблюдении условий, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "б", абзацах втором и третьем подпункта "в", подпункте "г" подпункта 3.4.2 пункта 3 формы заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке.
(ред. от 02.06.2025)
"Об утверждении формы, порядка заполнения и подачи заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке"
(Зарегистрировано в Минюсте России 10.08.2020 N 59221)4. Представление гражданином справок, указанных в подпунктах 4.2 - 4.4 пункта 4 формы заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке, не является обязательным в случае наличия технической возможности у оператора Единого федерального реестра сведений о банкротстве обеспечивать направление в Федеральную службу судебных приставов, Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации и Федеральную налоговую службу с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запроса о предоставлении имеющихся у них сведений в отношении гражданина о соблюдении условий, указанных в абзацах втором и третьем подпункта "б", абзацах втором и третьем подпункта "в", подпункте "г" подпункта 3.4.2 пункта 3 формы заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке.
Федеральный закон от 04.08.2023 N 474-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"5.8. В случае включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг проекта сообщения о возбуждении процедуры внесудебного банкротства, сведений о представлении гражданином справок, предусмотренных пунктами 3.1, 3.2, 3.3 настоящей статьи, получения оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве от Федеральной службы судебных приставов, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и (или) Федеральной налоговой службы посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия подтверждения, что в отношении гражданина соблюдаются условия, предусмотренные абзацем вторым (в части того, что гражданин является получателем предусмотренных в абзаце втором подпункта 2 пункта 1 настоящей статьи пенсии или срочной пенсионной выплаты) и абзацем третьим подпункта 2, или абзацами вторым и третьим подпункта 3, или подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, и отсутствия указанных в пункте 5.7 настоящей статьи оснований для размещения в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве сообщения о возврате заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве с использованием программно-аппаратного комплекса Единого федерального реестра сведений о банкротстве в течение одного рабочего дня обеспечивает размещение в указанном реестре сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина.";
(ред. от 08.08.2024)
"О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и отдельные законодательные акты Российской Федерации"5.8. В случае включения в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг проекта сообщения о возбуждении процедуры внесудебного банкротства, сведений о представлении гражданином справок, предусмотренных пунктами 3.1, 3.2, 3.3 настоящей статьи, получения оператором Единого федерального реестра сведений о банкротстве от Федеральной службы судебных приставов, Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации и (или) Федеральной налоговой службы посредством единой системы межведомственного электронного взаимодействия подтверждения, что в отношении гражданина соблюдаются условия, предусмотренные абзацем вторым (в части того, что гражданин является получателем предусмотренных в абзаце втором подпункта 2 пункта 1 настоящей статьи пенсии или срочной пенсионной выплаты) и абзацем третьим подпункта 2, или абзацами вторым и третьим подпункта 3, или подпунктом 4 пункта 1 настоящей статьи, и отсутствия указанных в пункте 5.7 настоящей статьи оснований для размещения в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве сообщения о возврате заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке оператор Единого федерального реестра сведений о банкротстве с использованием программно-аппаратного комплекса Единого федерального реестра сведений о банкротстве в течение одного рабочего дня обеспечивает размещение в указанном реестре сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина.";
"Справочник по доказыванию в арбитражном процессе"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Суд может направить запрос в Росреестр, подписанный электронной подписью, относительно перечисленных выше сведений. Аналогичные модули взаимодействия арбитражных судов действуют с ФССП <1> России, ФНС <2> России, Роскомнадзором <3> и проч.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. И.В. Решетниковой)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2022)Суд может направить запрос в Росреестр, подписанный электронной подписью, относительно перечисленных выше сведений. Аналогичные модули взаимодействия арбитражных судов действуют с ФССП <1> России, ФНС <2> России, Роскомнадзором <3> и проч.
Статья: Создание единого реестра авторских и смежных прав и его влияние на решение вопросов наследования
(Близнец И.А., Кадовбенко В.Д.)
("Наследственное право", 2021, N 1)Информационная система "цифрового нотариата" взаимодействует в электронном формате со многими другими уполномоченными государством структурами, такими как Росреестр, МВД, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба судебных приставов, Министерство иностранных дел и другими.
(Близнец И.А., Кадовбенко В.Д.)
("Наследственное право", 2021, N 1)Информационная система "цифрового нотариата" взаимодействует в электронном формате со многими другими уполномоченными государством структурами, такими как Росреестр, МВД, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба судебных приставов, Министерство иностранных дел и другими.
Статья: ГАС "Правосудие": опыт судов общей юрисдикции Нижегородской области в применении сервисов электронного правосудия
(Щукин Ф.В., Фетисова Т.В.)
("Администратор суда", 2022, N 1)В 2018 г. Управление Судебного департамента в Нижегородской области приняло участие в опытной эксплуатации специального программного обеспечения программно-технического комплекса внешнего информационного взаимодействия (далее - ПТК ВИВ), модулей взаимодействия с Федеральной службой судебных приставов (далее - ФССП России), Федеральной налоговой службой (далее - ФНС России), Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП), Росреестром, Роскомнадзором.
(Щукин Ф.В., Фетисова Т.В.)
("Администратор суда", 2022, N 1)В 2018 г. Управление Судебного департамента в Нижегородской области приняло участие в опытной эксплуатации специального программного обеспечения программно-технического комплекса внешнего информационного взаимодействия (далее - ПТК ВИВ), модулей взаимодействия с Федеральной службой судебных приставов (далее - ФССП России), Федеральной налоговой службой (далее - ФНС России), Государственной информационной системой о государственных и муниципальных платежах (далее - ГИС ГМП), Росреестром, Роскомнадзором.
Статья: Освобождение доли в общем имуществе от наложения ареста (исключение из описи): проблемы и новеллы современной практики
(Астахова Е.Д.)
("Российский судья", 2022, N 6)<10> Приказ МНС РФ N ВГ-3-10/265, Минюста РФ N 215 от 25 июля 2000 г. "Об утверждении Порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов" (зарегистрировано в Минюсте РФ 18.08.2000 N 2362) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 35.
(Астахова Е.Д.)
("Российский судья", 2022, N 6)<10> Приказ МНС РФ N ВГ-3-10/265, Минюста РФ N 215 от 25 июля 2000 г. "Об утверждении Порядка взаимодействия налоговых органов Российской Федерации и служб судебных приставов органов юстиции субъектов Российской Федерации по принудительному исполнению постановлений налоговых органов и иных исполнительных документов" (зарегистрировано в Минюсте РФ 18.08.2000 N 2362) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 35.
Статья: Перспективы развития цифрового нотариата в России
(Каймакова Е.В.)
("Нотариус", 2024, N 2)В соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 339-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <8> регламентированы правила о хранении нотариальных документов в цифровой форме и на бумажном носителе. В нотариате назревает полный переход на электронный документооборот. Уменьшить бумажный документооборот позволят оцифровка документов, сокращение срока хранения нотариальных актов и создание официального цифрового хранилища нотариальных документов. Согласно Федеральному закону от 28 апреля 2023 г. N 145-ФЗ "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" <9> нотариальные палаты в регионах имеют право самостоятельно принимать решения о сканировании и хранении документов, которые передаются в архив, создание цифровых нотариальных архивов должно существенно упростить работу нотариата. В ЕИС уже существует сервис хранения списков участников ООО в электронном формате. Как показывает практика, такой сервис востребован, безопасен и эффективен, все большее количество предпринимателей проявляют интерес к электронному формату хранения документации в депозитарии у нотариуса. В случае возникновения споров такие документы могут служить неоспоримым доказательством в суде, поэтому в перспективе он может быть расширен под использование других документов. Государственная Дума РФ уже инициировала предложение о наделении ЕИС статусом официального архива цифровых документов нотариата. В создавшихся условиях необходимо, чтобы был создан электронный депозитарий, в котором будут храниться документы с неоспоримой юридической значимостью, это позволит решить не только вопросы хранения электронных документов, но и предоставлять доказательства в случае необходимости. Для успешной цифровизации нотариата необходимо, чтобы вовлеченные организации также перешли на электронные форматы. Нотариат взаимодействует с Единым государственным реестром ЗАГС, Единым государственным реестром юридических лиц, государственным реестром недвижимости, также нотариат имеет доступ к некоторым базам данных Федеральной службы судебных приставов, ФНС, ЦБ РФ, Центрального каталога кредитных историй и Министерства внутренних дел РФ. Можно согласиться с предложением некоторых юристов о расширении полномочий нотариата, в частности нотариусы могут стать участниками информационной системы российского реестра с целью регистрации права собственности <10>.
(Каймакова Е.В.)
("Нотариус", 2024, N 2)В соответствии с Федеральным законом от 14 июля 2022 г. N 339-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <8> регламентированы правила о хранении нотариальных документов в цифровой форме и на бумажном носителе. В нотариате назревает полный переход на электронный документооборот. Уменьшить бумажный документооборот позволят оцифровка документов, сокращение срока хранения нотариальных актов и создание официального цифрового хранилища нотариальных документов. Согласно Федеральному закону от 28 апреля 2023 г. N 145-ФЗ "О внесении изменений в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате" <9> нотариальные палаты в регионах имеют право самостоятельно принимать решения о сканировании и хранении документов, которые передаются в архив, создание цифровых нотариальных архивов должно существенно упростить работу нотариата. В ЕИС уже существует сервис хранения списков участников ООО в электронном формате. Как показывает практика, такой сервис востребован, безопасен и эффективен, все большее количество предпринимателей проявляют интерес к электронному формату хранения документации в депозитарии у нотариуса. В случае возникновения споров такие документы могут служить неоспоримым доказательством в суде, поэтому в перспективе он может быть расширен под использование других документов. Государственная Дума РФ уже инициировала предложение о наделении ЕИС статусом официального архива цифровых документов нотариата. В создавшихся условиях необходимо, чтобы был создан электронный депозитарий, в котором будут храниться документы с неоспоримой юридической значимостью, это позволит решить не только вопросы хранения электронных документов, но и предоставлять доказательства в случае необходимости. Для успешной цифровизации нотариата необходимо, чтобы вовлеченные организации также перешли на электронные форматы. Нотариат взаимодействует с Единым государственным реестром ЗАГС, Единым государственным реестром юридических лиц, государственным реестром недвижимости, также нотариат имеет доступ к некоторым базам данных Федеральной службы судебных приставов, ФНС, ЦБ РФ, Центрального каталога кредитных историй и Министерства внутренних дел РФ. Можно согласиться с предложением некоторых юристов о расширении полномочий нотариата, в частности нотариусы могут стать участниками информационной системы российского реестра с целью регистрации права собственности <10>.
Статья: Территориальные подразделения государственных органов исполнительной власти как субъекты публичной власти, создаваемые в пределах административно-территориальных единиц субъектов РФ: некоторые проблемы создания и функционирования
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)После реформы 2020 г. и конституционного разделения руководства исполнительной властью между главой государства и Правительством РФ новый Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ <11> разграничил полномочия по правовому регулированию создания и деятельности территориальных органов между указанными выше субъектами (ст. 12), однако соответствующий указ Президента России до сих пор не принят. В то же время продолжают действовать два важных нормативных акта Правительства России. Во-первых, Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный Постановлением от 19 января 2005 г. N 30 <12>, определяет виды территориальных органов в зависимости от пределов их компетенции: окружные, межрегиональные, региональные, межрайонные, районные, городские (а именно районы и крупные города являются наиболее распространенными видами административно-территориальных единиц второго уровня). Каждый территориальный орган учитывается в схеме их размещения, утверждаемой Правительством в отношении подведомственных ему органов и федеральным министерством в отношении подчиненных агентств и служб, а создание, реорганизация и упразднение каждого территориального органа осуществляются решением руководителя федерального органа исполнительной власти. И во-вторых, Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный Постановлением Правительства России от 28 июля 2005 г. N 452 <13>, дублирует ряд норм вышеотмеченного акта, а также устанавливает требования к типовым положениям о территориальных органах, а также порядок их взаимодействия. Как правило, на уровне городов и районов создаются территориальные подразделения Министерства внутренних дел, Министерства обороны (военные комиссариаты), Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) - те структуры, которые наиболее активно взаимодействуют с населением и организациями.
(Попов В.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 7)После реформы 2020 г. и конституционного разделения руководства исполнительной властью между главой государства и Правительством РФ новый Федеральный конституционный закон от 6 ноября 2020 г. N 4-ФКЗ <11> разграничил полномочия по правовому регулированию создания и деятельности территориальных органов между указанными выше субъектами (ст. 12), однако соответствующий указ Президента России до сих пор не принят. В то же время продолжают действовать два важных нормативных акта Правительства России. Во-первых, Типовой регламент взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, утвержденный Постановлением от 19 января 2005 г. N 30 <12>, определяет виды территориальных органов в зависимости от пределов их компетенции: окружные, межрегиональные, региональные, межрайонные, районные, городские (а именно районы и крупные города являются наиболее распространенными видами административно-территориальных единиц второго уровня). Каждый территориальный орган учитывается в схеме их размещения, утверждаемой Правительством в отношении подведомственных ему органов и федеральным министерством в отношении подчиненных агентств и служб, а создание, реорганизация и упразднение каждого территориального органа осуществляются решением руководителя федерального органа исполнительной власти. И во-вторых, Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный Постановлением Правительства России от 28 июля 2005 г. N 452 <13>, дублирует ряд норм вышеотмеченного акта, а также устанавливает требования к типовым положениям о территориальных органах, а также порядок их взаимодействия. Как правило, на уровне городов и районов создаются территориальные подразделения Министерства внутренних дел, Министерства обороны (военные комиссариаты), Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства, Федеральной службы судебных приставов, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) - те структуры, которые наиболее активно взаимодействуют с населением и организациями.