Юридическая подконтрольность
Подборка наиболее важных документов по запросу Юридическая подконтрольность (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Важнейшая практика по ст. 54.1 НК РФфакты юридической, экономической и иной подконтрольности (в том числе на основании взаимозависимости контрагентов);
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 54.1 "Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В таком случае вывод налогового органа об управлении расчетными счетами на основании точечного совпадения IP-адресов без установления МАС-адресов, наличия ЭЦП, логинов, паролей от системы клиент-банк не может свидетельствовать ни о подконтрольности, ни о взаимозависимости юридических лиц. Выход в Интернет с использованием диапазона совпадающих IP-адресов мог осуществляться любыми лицами с любого устройства, подключенного к конечному оборудованию.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")В таком случае вывод налогового органа об управлении расчетными счетами на основании точечного совпадения IP-адресов без установления МАС-адресов, наличия ЭЦП, логинов, паролей от системы клиент-банк не может свидетельствовать ни о подконтрольности, ни о взаимозависимости юридических лиц. Выход в Интернет с использованием диапазона совпадающих IP-адресов мог осуществляться любыми лицами с любого устройства, подключенного к конечному оборудованию.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Возможно ли расширительное толкование подконтрольности юридического лица в соответствии с частями 7, 8 статьи 11 Закона о защите конкуренции?
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
("Официальный сайт ФАС России", 2022)"Официальный сайт ФАС России https://fas.gov.ru", 2022
"Комментарий практики рассмотрения экономических споров (судебно-арбитражной практики). Выпуск 31"
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)В решениях судов не проанализированы корпоративные отношения АО "Солид-товарные рынки" и ООО "А-Ойл" и возможность оказания влияния одним юридическим лицом на другое при заключении сделок. Соглашение "организатор - исполнитель" более распространено, чем "участник - участник" торгов, но в отдельных случаях не признается нарушением закона. Антимонопольный орган вправе был в подтверждение своей позиции обратиться к ст. 14.8 Закона о защите конкуренции и внутренним документам АО "СПбМТСБ". Не исследованы вопросы о так называемой подконтрольности юридических лиц, то есть группы взаимозависимых субъектов с единым экономическим интересом.
(отв. ред. О.В. Гутников, С.А. Синицын)
("Инфотропик Медиа", 2025)В решениях судов не проанализированы корпоративные отношения АО "Солид-товарные рынки" и ООО "А-Ойл" и возможность оказания влияния одним юридическим лицом на другое при заключении сделок. Соглашение "организатор - исполнитель" более распространено, чем "участник - участник" торгов, но в отдельных случаях не признается нарушением закона. Антимонопольный орган вправе был в подтверждение своей позиции обратиться к ст. 14.8 Закона о защите конкуренции и внутренним документам АО "СПбМТСБ". Не исследованы вопросы о так называемой подконтрольности юридических лиц, то есть группы взаимозависимых субъектов с единым экономическим интересом.
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Об умышленных действиях налогоплательщика могут также свидетельствовать установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности участников, вовлеченных в налоговую схему. В данной связи во внимание принимаются обстоятельства, свидетельствующие о возможности влияния проверяемого налогоплательщика (его должностных лиц) на условия и результат экономической деятельности, манипулирования условиями, сроками и порядком осуществления расчетов по сделкам (операциям), искусственного создания условий для использования налоговых преференций <10>.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Об умышленных действиях налогоплательщика могут также свидетельствовать установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности участников, вовлеченных в налоговую схему. В данной связи во внимание принимаются обстоятельства, свидетельствующие о возможности влияния проверяемого налогоплательщика (его должностных лиц) на условия и результат экономической деятельности, манипулирования условиями, сроками и порядком осуществления расчетов по сделкам (операциям), искусственного создания условий для использования налоговых преференций <10>.
Статья: Дискреционные административные акты: проблемы определения и судебного контроля
(Шерстобоев О.Н.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Проверяемость - это определяющий шаг к подконтрольности, поэтому юридическое оформление дискреции во многом происходит благодаря судам, в руках которых на определенном этапе оказываются оспариваемые дискреционные акты. Важное значение здесь приобрело требование мотивировать властные решения администрации, без которого, как указывает В. Де Фалько, невозможно было бы определить пределы свободы усмотрения: "Этот принцип глубоко укоренился в Европе, как в Западной Европе, так и в Центральной и Восточной Европе, во всем опыте общего права, в Латинской Америке и во всех странах, которые приняли более развитые модели административного права" <29>. Не случайно к аналогичным выводам приходят представители разных правовых систем, например немецкой <30> и британской <31>. Мотивировать административный акт возможно через соотнесение его с законной целью, которой органы управления должны следовать. В России еще в начале XX в. А.И. Елистратов интерпретировал такую цель как "высший критерий" проверяемости акта: "Судья, призванный к толкованию цели закона, неизбежно поднимется от формул закона к тем общественным интересам, которым должен служить закон" <32>. Очевидно, что любые действия администрации направлены на достижение значимого в правовой системе результата, и часто он имеет легальное воплощение. Вторым важным критерием оценки правомерности дискреционного акта традиционно выступают легальные границы, в которых орган, принимающий такой акт, реализует свои полномочия.
(Шерстобоев О.Н.)
("Журнал российского права", 2022, N 6)Проверяемость - это определяющий шаг к подконтрольности, поэтому юридическое оформление дискреции во многом происходит благодаря судам, в руках которых на определенном этапе оказываются оспариваемые дискреционные акты. Важное значение здесь приобрело требование мотивировать властные решения администрации, без которого, как указывает В. Де Фалько, невозможно было бы определить пределы свободы усмотрения: "Этот принцип глубоко укоренился в Европе, как в Западной Европе, так и в Центральной и Восточной Европе, во всем опыте общего права, в Латинской Америке и во всех странах, которые приняли более развитые модели административного права" <29>. Не случайно к аналогичным выводам приходят представители разных правовых систем, например немецкой <30> и британской <31>. Мотивировать административный акт возможно через соотнесение его с законной целью, которой органы управления должны следовать. В России еще в начале XX в. А.И. Елистратов интерпретировал такую цель как "высший критерий" проверяемости акта: "Судья, призванный к толкованию цели закона, неизбежно поднимется от формул закона к тем общественным интересам, которым должен служить закон" <32>. Очевидно, что любые действия администрации направлены на достижение значимого в правовой системе результата, и часто он имеет легальное воплощение. Вторым важным критерием оценки правомерности дискреционного акта традиционно выступают легальные границы, в которых орган, принимающий такой акт, реализует свои полномочия.
Тематический выпуск: Судебная практика по налоговым и финансовым спорам. 2023 год
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)<1> Так, в письме ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@ "О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации" разъясняется, что об умышленных действиях налогоплательщика по несоблюдению правила, предусмотренного подп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ, могут свидетельствовать установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности участников, вовлеченных в налоговую схему.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2024, N 4)<1> Так, в письме ФНС России от 31.10.2017 N ЕД-4-9/22123@ "О рекомендациях по применению положений статьи 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации" разъясняется, что об умышленных действиях налогоплательщика по несоблюдению правила, предусмотренного подп. 1 п. 2 ст. 54.1 НК РФ, могут свидетельствовать установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности участников, вовлеченных в налоговую схему.
Статья: Государственное регулирование корпоративной сферы: актуальные вопросы
(Плешанова О.П.)
("Закон", 2023, N 12)Изменения в Законе N 281-ФЗ, которые вступят в силу с 1 февраля 2024 года, напротив, имеют чрезвычайный характер: появляется понятие "блокируемые лица", в отношении которых могут вводиться специальные экономические меры. В числе блокируемых лиц могут оказаться не только иностранные государства и иные иностранные лица, но и "юридические лица, подконтрольные иностранным организациям, и (или) иностранным гражданам, и (или) лицам без гражданства" (п. 2 ч. 2.1 ст. 3 Закона N 281-ФЗ). Закон уточняет, что подконтрольность юридического лица возникает при возможности со стороны иностранных лиц "прямо или косвенно (через третьих лиц, в том числе входящих в одну группу лиц) самостоятельно или совместно распоряжаться в силу участия в этом подконтрольном юридическом лице более чем 50 процентами голосов в высшем органе управления этого подконтрольного юридического лица" (ч. 2.2 ст. 3).
(Плешанова О.П.)
("Закон", 2023, N 12)Изменения в Законе N 281-ФЗ, которые вступят в силу с 1 февраля 2024 года, напротив, имеют чрезвычайный характер: появляется понятие "блокируемые лица", в отношении которых могут вводиться специальные экономические меры. В числе блокируемых лиц могут оказаться не только иностранные государства и иные иностранные лица, но и "юридические лица, подконтрольные иностранным организациям, и (или) иностранным гражданам, и (или) лицам без гражданства" (п. 2 ч. 2.1 ст. 3 Закона N 281-ФЗ). Закон уточняет, что подконтрольность юридического лица возникает при возможности со стороны иностранных лиц "прямо или косвенно (через третьих лиц, в том числе входящих в одну группу лиц) самостоятельно или совместно распоряжаться в силу участия в этом подконтрольном юридическом лице более чем 50 процентами голосов в высшем органе управления этого подконтрольного юридического лица" (ч. 2.2 ст. 3).
Статья: К вопросу о допустимости солидарной ответственности российских обществ, подконтрольных иностранным должникам, за следование антироссийским санкциям
(Бородкин В.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 1)Таким образом, по общему правилу, вне зависимости от количества участников, состояния подконтрольности, целей создания, юридическое лицо является самостоятельным субъектом имущественного оборота и как самостоятельный субъект не отвечает по обязательствам своих участников.
(Бородкин В.Г.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 1)Таким образом, по общему правилу, вне зависимости от количества участников, состояния подконтрольности, целей создания, юридическое лицо является самостоятельным субъектом имущественного оборота и как самостоятельный субъект не отвечает по обязательствам своих участников.
"Расходы в бухгалтерском и налоговом учете"
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Об умышленных действиях налогоплательщика могут свидетельствовать установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности, в том числе на основании взаимозависимости спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику, установленные факты осуществления транзитных операций между взаимозависимыми или аффилированными участниками взаимосвязанных хозяйственных операций, в том числе через посредников, с использованием особых форм расчетов и сроков платежей, а также обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников хозяйственной деятельности, и т.п.
(5-е издание, переработанное и дополненное)
(Крутякова Т.Л.)
("АйСи Групп", 2025)Об умышленных действиях налогоплательщика могут свидетельствовать установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности, в том числе на основании взаимозависимости спорных контрагентов проверяемому налогоплательщику, установленные факты осуществления транзитных операций между взаимозависимыми или аффилированными участниками взаимосвязанных хозяйственных операций, в том числе через посредников, с использованием особых форм расчетов и сроков платежей, а также обстоятельства, свидетельствующие о согласованности действий участников хозяйственной деятельности, и т.п.
"Глобальный атлас регулирования искусственного интеллекта. Вектор БРИКС"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- Подконтрольность и подчиненность человеку. Возможность возложения этической и правовой ответственности на любом из этапов жизненного цикла систем ИИ на конкретное физическое или действующее юридическое лицо. Государствам-членам следует обеспечить во всех случаях возможность возложения этической и правовой ответственности в отношении любого из этапов жизненного цикла систем ИИ, а также в случаях применения мер правовой защиты в отношении систем ИИ, на конкретные физические или действующие юридические лица. В связи с этим термин "подконтрольность" подразумевает не только контроль со стороны отдельного человека, но и в необходимых случаях инклюзивный контроль со стороны общества.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. А.В. Незнамова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)- Подконтрольность и подчиненность человеку. Возможность возложения этической и правовой ответственности на любом из этапов жизненного цикла систем ИИ на конкретное физическое или действующее юридическое лицо. Государствам-членам следует обеспечить во всех случаях возможность возложения этической и правовой ответственности в отношении любого из этапов жизненного цикла систем ИИ, а также в случаях применения мер правовой защиты в отношении систем ИИ, на конкретные физические или действующие юридические лица. В связи с этим термин "подконтрольность" подразумевает не только контроль со стороны отдельного человека, но и в необходимых случаях инклюзивный контроль со стороны общества.
Тематический выпуск: Налог на прибыль: актуальные вопросы из практики налогового консультирования
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)В таком случае вывод налогового органа об управлении расчетными счетами на основании точечного совпадения IP-адресов без установления MAC-адресов, наличия ЭЦП, логинов, паролей от системы клиент-банк не может свидетельствовать ни о подконтрольности, ни о взаимозависимости юридических лиц. Выход в Интернет с использованием диапазона совпадающих IP-адресов мог осуществляться любыми лицами с любого устройства, подключенного к конечному оборудованию.
(под ред. А.В. Брызгалина)
("Налоги и финансовое право", 2025, N 7)В таком случае вывод налогового органа об управлении расчетными счетами на основании точечного совпадения IP-адресов без установления MAC-адресов, наличия ЭЦП, логинов, паролей от системы клиент-банк не может свидетельствовать ни о подконтрольности, ни о взаимозависимости юридических лиц. Выход в Интернет с использованием диапазона совпадающих IP-адресов мог осуществляться любыми лицами с любого устройства, подключенного к конечному оборудованию.