ЗаБор на земельном участке
Подборка наиболее важных документов по запросу ЗаБор на земельном участке (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Договор купли-продажи с обременением, отлагательным условием, обратным выкупом
(КонсультантПлюс, 2025)На основании... договора... покупатель обязан за счет собственных средств в срок до... 2015 возвести по периметру земельного участка... забор...
(КонсультантПлюс, 2025)На основании... договора... покупатель обязан за счет собственных средств в срок до... 2015 возвести по периметру земельного участка... забор...
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 39.15 "Предварительное согласование предоставления земельного участка" ЗК РФТаким образом, в данном случае отказ органа местного самоуправления в предварительном согласовании предоставления земельного участка ввиду расположения на земельном участке забора, а также огорода, не может быть признан правильным и указанные обстоятельства не являются безусловным основанием для отказа в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка, так как такое основание не содержится в статьях 39.15 и 39.16 ЗК РФ."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Предъявляются ли требования к высоте забора между земельными участками?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Забор между садовыми и огородными земельными участками
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Забор между садовыми и огородными земельными участками
Нормативные акты
"Жилищный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 188-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)2. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:
(ред. от 04.11.2025)2. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относятся:
Статья: Правовая квалификация действий по разделу, выделу, объединению и перераспределению земельных участков
(Зеленин А.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 5)Действительно, будет ли установка забора, делящего земельный участок на две части, или ограждение нескольких земельных участков как одного означать, что мы совершили в отношении таких объектов действия по образованию? Ведь применительно к движимым вещам мы можем в большем числе случаев, проведя необходимые манипуляции в физическом плане, с полной уверенностью сказать, что мы разделили, объединили вещи. "Движимая вещь сама по себе имеет границы как часть той формы, которую она имела при создании" <6> и, следовательно, при разделении.
(Зеленин А.А.)
("Хозяйство и право", 2025, N 5)Действительно, будет ли установка забора, делящего земельный участок на две части, или ограждение нескольких земельных участков как одного означать, что мы совершили в отношении таких объектов действия по образованию? Ведь применительно к движимым вещам мы можем в большем числе случаев, проведя необходимые манипуляции в физическом плане, с полной уверенностью сказать, что мы разделили, объединили вещи. "Движимая вещь сама по себе имеет границы как часть той формы, которую она имела при создании" <6> и, следовательно, при разделении.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Является ли уведомление о прекращении договора аренды, заключенного или возобновленного на неопределенный срок, основанием для прекращения отношений и освобождения имущества
(КонсультантПлюс, 2025)"...Департамент земельных ресурсов г. Москвы и Префектура СЗАО г. Москвы обратились в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Общероссийской общественно-государственной организации "ДОСААФ России", при участии третьих лиц - Госинспекция по недвижимости, Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, НУ "Центральный морской клуб РОСТО" об обязании Общероссийской общественно-государственной организации "ДОСААФ России" освободить путем демонтажа от металлического забора земельный участок площадью 17 272 кв. м, кадастровый номер 77:08:0004016:9, имеющий адресный ориентир: г. Москва, ул. Лодочная, вл. 14 в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а в случае неисполнения ответчиком решения суда предоставить Префектуре СЗАО города Москвы право освобождения путем демонтажа от металлического забора земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Лодочная, вл. 14 с последующей компенсацией расходов за счет ответчика.
Является ли уведомление о прекращении договора аренды, заключенного или возобновленного на неопределенный срок, основанием для прекращения отношений и освобождения имущества
(КонсультантПлюс, 2025)"...Департамент земельных ресурсов г. Москвы и Префектура СЗАО г. Москвы обратились в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Общероссийской общественно-государственной организации "ДОСААФ России", при участии третьих лиц - Госинспекция по недвижимости, Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, НУ "Центральный морской клуб РОСТО" об обязании Общероссийской общественно-государственной организации "ДОСААФ России" освободить путем демонтажа от металлического забора земельный участок площадью 17 272 кв. м, кадастровый номер 77:08:0004016:9, имеющий адресный ориентир: г. Москва, ул. Лодочная, вл. 14 в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а в случае неисполнения ответчиком решения суда предоставить Префектуре СЗАО города Москвы право освобождения путем демонтажа от металлического забора земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Лодочная, вл. 14 с последующей компенсацией расходов за счет ответчика.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Обязан ли арендатор освободить земельный участок от временных и неузаконенных объектов при прекращении договора аренды
(КонсультантПлюс, 2025)"...Департамент земельных ресурсов г. Москвы и Префектура СЗАО г. Москвы обратились в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Общероссийской общественно-государственной организации "ДОСААФ России", при участии третьих лиц - Госинспекция по недвижимости, Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, НУ "Центральный морской клуб РОСТО" об обязании Общероссийской общественно-государственной организации "ДОСААФ России" освободить путем демонтажа от металлического забора земельный участок площадью 17 272 кв. м, кадастровый номер 77:08:0004016:9, имеющий адресный ориентир: г. Москва, ул. Лодочная, вл. 14 в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а в случае неисполнения ответчиком решения суда предоставить Префектуре СЗАО города Москвы право освобождения путем демонтажа от металлического забора земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Лодочная, вл. 14 с последующей компенсацией расходов за счет ответчика.
Обязан ли арендатор освободить земельный участок от временных и неузаконенных объектов при прекращении договора аренды
(КонсультантПлюс, 2025)"...Департамент земельных ресурсов г. Москвы и Префектура СЗАО г. Москвы обратились в Арбитражный суд г. Москвы с исковым заявлением к Общероссийской общественно-государственной организации "ДОСААФ России", при участии третьих лиц - Госинспекция по недвижимости, Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы, НУ "Центральный морской клуб РОСТО" об обязании Общероссийской общественно-государственной организации "ДОСААФ России" освободить путем демонтажа от металлического забора земельный участок площадью 17 272 кв. м, кадастровый номер 77:08:0004016:9, имеющий адресный ориентир: г. Москва, ул. Лодочная, вл. 14 в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу, а в случае неисполнения ответчиком решения суда предоставить Префектуре СЗАО города Москвы право освобождения путем демонтажа от металлического забора земельного участка по адресу: г. Москва, ул. Лодочная, вл. 14 с последующей компенсацией расходов за счет ответчика.
Статья: Спор об установлении границ земельного участка (об установлении местоположения границ земельного участка) (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Об этом свидетельствуют межевой план Земельного участка Истца, в котором в заключении кадастрового инженера указано, что границы смежного Земельного участка Ответчика пересекают границы Земельного участка Истца/заключение кадастрового инженера, согласно которому между Земельным участком Истца и Земельным участком Ответчика имеется запользование с наложением границ/заключение специалиста, представленное Истцом, согласно которому имеется наложение кадастровых границ Земельного участка Ответчика на фактические границы Земельного участка Истца, взаимное расположение границ Земельных участков по данным реестра не соответствует местоположению границ по фактическому пользованию/вступивший в законную силу судебный акт, которым установлен факт наличия реестровой ошибки при межевании Земельного участка/кадастровый паспорт Земельного участка Истца "___" ________ _____ г. N _____/выписка из ЕГРН N _____, выданная "___" ________ _____ г./заверенная копия реестрового (кадастрового) дела на Земельный участок Ответчика/землеустроительные документы, на основании которых Земельный участок Ответчика был поставлен на кадастровый учет/данные топографической съемки, согласно которой все земельные участки в массиве огорожены разделительными заборами, представляющими собой замкнутые контуры, за исключением Земельного участка Ответчика, который имеет ограждение лишь в той части участка, в которой заборы установили собственники смежных земельных участков/другие документы.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Об этом свидетельствуют межевой план Земельного участка Истца, в котором в заключении кадастрового инженера указано, что границы смежного Земельного участка Ответчика пересекают границы Земельного участка Истца/заключение кадастрового инженера, согласно которому между Земельным участком Истца и Земельным участком Ответчика имеется запользование с наложением границ/заключение специалиста, представленное Истцом, согласно которому имеется наложение кадастровых границ Земельного участка Ответчика на фактические границы Земельного участка Истца, взаимное расположение границ Земельных участков по данным реестра не соответствует местоположению границ по фактическому пользованию/вступивший в законную силу судебный акт, которым установлен факт наличия реестровой ошибки при межевании Земельного участка/кадастровый паспорт Земельного участка Истца "___" ________ _____ г. N _____/выписка из ЕГРН N _____, выданная "___" ________ _____ г./заверенная копия реестрового (кадастрового) дела на Земельный участок Ответчика/землеустроительные документы, на основании которых Земельный участок Ответчика был поставлен на кадастровый учет/данные топографической съемки, согласно которой все земельные участки в массиве огорожены разделительными заборами, представляющими собой замкнутые контуры, за исключением Земельного участка Ответчика, который имеет ограждение лишь в той части участка, в которой заборы установили собственники смежных земельных участков/другие документы.
Статья: Спор об устранении препятствий в пользовании земельным участком (на основании судебной практики Московского областного суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- Строение, расположенное на Земельном участке Ответчика, находится в аварийном состоянии, в строительных конструкциях имеются деформации, свидетельствующие об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, данная постройка накренилась на забор (с Земельным участком Истца), что привело к повреждению последнего (отклонение от вертикали). Об этом свидетельствуют заключение землеустроительной экспертизы/заключение строительно-технической экспертизы/заключение комплексной земельно-технической и строительно-технической экспертизы/заключение комплексной строительно-технической и землеустроительной экспертизы/другие документы/объяснения сторон/свидетельские показания.
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- Строение, расположенное на Земельном участке Ответчика, находится в аварийном состоянии, в строительных конструкциях имеются деформации, свидетельствующие об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, данная постройка накренилась на забор (с Земельным участком Истца), что привело к повреждению последнего (отклонение от вертикали). Об этом свидетельствуют заключение землеустроительной экспертизы/заключение строительно-технической экспертизы/заключение комплексной земельно-технической и строительно-технической экспертизы/заключение комплексной строительно-технической и землеустроительной экспертизы/другие документы/объяснения сторон/свидетельские показания.
Готовое решение: Как составить договор аренды будущей недвижимой вещи
(КонсультантПлюс, 2025)Представляется, что можно пустить арендатора на будущий земельный участок (например, находящийся на момент подписания договора в составе другого участка) для того, чтобы он подготовил землю к использованию. Например, отремонтировал забор на земельном участке или очистил его от мусора.
(КонсультантПлюс, 2025)Представляется, что можно пустить арендатора на будущий земельный участок (например, находящийся на момент подписания договора в составе другого участка) для того, чтобы он подготовил землю к использованию. Например, отремонтировал забор на земельном участке или очистил его от мусора.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Особое место в механизме осуществления муниципального контроля занимает сегодня система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона N 248-ФЗ муниципальный контроль осуществляются на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты. Под риском причинения вреда (ущерба) Закон понимает вероятность наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям <1>. Контрольный орган должен провести оценку риска причинения вреда (ущерба), т.е. определить вероятность возникновения риска и масштаба вреда (ущерба). Правовыми инструментами управления рисками являются критерии риска и индикаторы риска. При этом критерии риска - это в первую очередь инструментарий планирования деятельности органа власти с учетом рисков, а индикаторы риска - механизм, используемый для непосредственного реагирования на риски, т.е. объективные показатели принятия решения о мерах реагирования на риски и их предупреждение. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (ч. 9 ст. 23). Индикаторы риска используют для проведения внепланового контроля. С помощью индикаторов описывается конкретная ситуация, которая может возникнуть в конкретном муниципальном образовании и которая может свидетельствовать о нарушении требований и, соответственно, о необходимости провести там внеплановое контрольное мероприятие. Одним из ключевых признаков является оперативность поступающей информации. Например, в качестве индикатора может служить поступление информации о произрастании борщевика или поступление информации о самовольном занятии земельного участка, установлении забора. Показатели индикаторов должны иметь однозначно определяемое количественное значение или качественное выражение. Федеральными органами исполнительной власти утвержден ряд перечней индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) <2>. Типовые индикаторы утверждены лишь в отношении муниципального жилищного контроля <3>. Органами исполнительной власти субъектов РФ утверждаются перечни индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых для осуществления регионального государственного контроля (надзора).
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)Особое место в механизме осуществления муниципального контроля занимает сегодня система оценки и управления рисками причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям. В соответствии с ч. 1 ст. 22 Закона N 248-ФЗ муниципальный контроль осуществляются на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты. Под риском причинения вреда (ущерба) Закон понимает вероятность наступления событий, следствием которых может стать причинение вреда (ущерба) различного масштаба и тяжести охраняемым законом ценностям <1>. Контрольный орган должен провести оценку риска причинения вреда (ущерба), т.е. определить вероятность возникновения риска и масштаба вреда (ущерба). Правовыми инструментами управления рисками являются критерии риска и индикаторы риска. При этом критерии риска - это в первую очередь инструментарий планирования деятельности органа власти с учетом рисков, а индикаторы риска - механизм, используемый для непосредственного реагирования на риски, т.е. объективные показатели принятия решения о мерах реагирования на риски и их предупреждение. Индикатором риска нарушения обязательных требований является соответствие или отклонение от параметров объекта контроля, которые сами по себе не являются нарушениями обязательных требований, но с высокой степенью вероятности свидетельствуют о наличии таких нарушений и риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям (ч. 9 ст. 23). Индикаторы риска используют для проведения внепланового контроля. С помощью индикаторов описывается конкретная ситуация, которая может возникнуть в конкретном муниципальном образовании и которая может свидетельствовать о нарушении требований и, соответственно, о необходимости провести там внеплановое контрольное мероприятие. Одним из ключевых признаков является оперативность поступающей информации. Например, в качестве индикатора может служить поступление информации о произрастании борщевика или поступление информации о самовольном занятии земельного участка, установлении забора. Показатели индикаторов должны иметь однозначно определяемое количественное значение или качественное выражение. Федеральными органами исполнительной власти утвержден ряд перечней индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) <2>. Типовые индикаторы утверждены лишь в отношении муниципального жилищного контроля <3>. Органами исполнительной власти субъектов РФ утверждаются перечни индикаторов риска нарушения обязательных требований, используемых для осуществления регионального государственного контроля (надзора).
Статья: Споры об определении порядка пользования земельным участком: проблемы правоприменения
(Елисеева И.А.)
("Юрист", 2021, N 1)Следует отметить, что владение как правомочие собственника - это отношение лица к вещи как к своей, фактическое обладание вещью <11>. При определении сложившегося порядка землепользования необходимо учитывать такие сознательные действия лица, которые указывают на его отношение к земельному участку как к своему, например установку по меже земельного участка забора <12>.
(Елисеева И.А.)
("Юрист", 2021, N 1)Следует отметить, что владение как правомочие собственника - это отношение лица к вещи как к своей, фактическое обладание вещью <11>. При определении сложившегося порядка землепользования необходимо учитывать такие сознательные действия лица, которые указывают на его отношение к земельному участку как к своему, например установку по меже земельного участка забора <12>.
"Защита права собственности на недвижимое имущество в цивилистической парадигме: монография"
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2023)- требование об устранении негативных для собственника последствий, вызванных правонарушением (требование в связи с прошлым). Так, например, собственница земельного участка, расположенного на территории СНТ, более десяти лет назад самовольно выдвинула забор вглубь земельного участка общего пользования СНТ, существенно увеличив площадь принадлежащего ей участка. Московский областной суд удовлетворил требование СНТ об устранении препятствий в использовании участка общего пользования, поскольку ограждение мешало снегоуборочной технике и обслуживанию скважины <211>;
(Белова Т.В.)
(отв. ред. А.Н. Левушкин)
("Юстицинформ", 2023)- требование об устранении негативных для собственника последствий, вызванных правонарушением (требование в связи с прошлым). Так, например, собственница земельного участка, расположенного на территории СНТ, более десяти лет назад самовольно выдвинула забор вглубь земельного участка общего пользования СНТ, существенно увеличив площадь принадлежащего ей участка. Московский областной суд удовлетворил требование СНТ об устранении препятствий в использовании участка общего пользования, поскольку ограждение мешало снегоуборочной технике и обслуживанию скважины <211>;
Готовое решение: Как учесть забор при применении ФСБУ 6/2020 и ФСБУ 26/2020
(КонсультантПлюс, 2025)Забор не облагается налогом на имущество, потому что не является объектом налогообложения - недвижимым имуществом. Дело в том, что забор выполняет обслуживающую функцию по отношению к земельному участку и находящимся на нем зданиям и не может участвовать в гражданском обороте отдельно от них (Определение Верховного Суда РФ от 23.01.2015 N 305-ЭС14-7970, Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 1160/13).
(КонсультантПлюс, 2025)Забор не облагается налогом на имущество, потому что не является объектом налогообложения - недвижимым имуществом. Дело в том, что забор выполняет обслуживающую функцию по отношению к земельному участку и находящимся на нем зданиям и не может участвовать в гражданском обороте отдельно от них (Определение Верховного Суда РФ от 23.01.2015 N 305-ЭС14-7970, Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 1160/13).