Зачет налогов при банкротстве
Подборка наиболее важных документов по запросу Зачет налогов при банкротстве (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 78 "Зачет сумм денежных средств, формирующих положительное сальдо единого налогового счета" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате суммы, формирующей положительное сальдо ЕНС. Налоговый орган отказал в возврате. Суд признал отказ правомерным, так как положительное сальдо ЕНС было образовано в результате поступления денежных средств, перечисленных третьим лицом за общество в связи с уголовным делом в отношении его генерального директора. Уголовное дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного п. "б" ч. 2 ст. 199 УК РФ. Согласно п. 13.1 ст. 78 НК РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ) суммы денежных средств, уплаченные в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе РФ в результате преступлений, предусмотренных в том числе ст. 199 УК РФ, не признаются суммами излишне уплаченного налога и не подлежат зачету или возврату. Кроме того, общество находилось в состоянии банкротства и имело задолженность перед налоговым органом, включенную в реестр требований кредиторов. Следовательно, налогоплательщик не мог претендовать на возврат суммы налога.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате суммы, формирующей положительное сальдо ЕНС. Налоговый орган отказал в возврате. Суд признал отказ правомерным, так как положительное сальдо ЕНС было образовано в результате поступления денежных средств, перечисленных третьим лицом за общество в связи с уголовным делом в отношении его генерального директора. Уголовное дело возбуждено по признакам преступления, предусмотренного п. "б" ч. 2 ст. 199 УК РФ. Согласно п. 13.1 ст. 78 НК РФ (в ред. Федерального закона от 30.11.2016 N 401-ФЗ) суммы денежных средств, уплаченные в счет возмещения ущерба, причиненного бюджетной системе РФ в результате преступлений, предусмотренных в том числе ст. 199 УК РФ, не признаются суммами излишне уплаченного налога и не подлежат зачету или возврату. Кроме того, общество находилось в состоянии банкротства и имело задолженность перед налоговым органом, включенную в реестр требований кредиторов. Следовательно, налогоплательщик не мог претендовать на возврат суммы налога.
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 78 "Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик, в отношении которого возбуждена процедура банкротства, подал уточненную налоговую декларацию по земельному налогу и отдельными платежами внес сумму, превышающую размер налоговых обязательств по данному налогу. Налоговый орган произвел зачет с целью погашения других обязательств налогоплательщика. Налогоплательщик обратился в суд с требованием обязать налоговый орган вернуть излишне уплаченные суммы налога. Суд удовлетворил требования налогоплательщика, указав, что с момента введения в отношении налогоплательщика процедуры банкротства налоговый орган утратил право проводить зачет излишне уплаченного налога. Довод инспекции об отсутствии возможности иным способом взыскать задолженность суд отклонил, так как фактически налоговый орган не был лишен права получить удовлетворение за счет оставшегося имущества должника.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налогоплательщик, в отношении которого возбуждена процедура банкротства, подал уточненную налоговую декларацию по земельному налогу и отдельными платежами внес сумму, превышающую размер налоговых обязательств по данному налогу. Налоговый орган произвел зачет с целью погашения других обязательств налогоплательщика. Налогоплательщик обратился в суд с требованием обязать налоговый орган вернуть излишне уплаченные суммы налога. Суд удовлетворил требования налогоплательщика, указав, что с момента введения в отношении налогоплательщика процедуры банкротства налоговый орган утратил право проводить зачет излишне уплаченного налога. Довод инспекции об отсутствии возможности иным способом взыскать задолженность суд отклонил, так как фактически налоговый орган не был лишен права получить удовлетворение за счет оставшегося имущества должника.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Угрозы налоговой безопасности государства: правовое измерение
(Маслов К.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 2)В свою очередь, вызовы не следует смешивать с косвенными угрозами, которые уже в имеющихся обстоятельствах создают возможность причинения вреда различным охраняемым интересам, включая собственно изучаемые. Причем причинение вреда изучаемым интересам выступает не непосредственным, а побочным следствием реализации такой угрозы. Деление угроз на прямые и косвенные позволяет адекватно определить цели правового регулирования. Минимизация воздействия косвенных угроз на налоговую систему государства должна быть одной из факультативных целей правового регулирования отношений, в которых такие угрозы возникают и реализуются. Однако, подчеркнем, не единственной целью и даже не основной, поскольку такие явления прежде всего представляют собой угрозы иным экономическим и социальным интересам. Так, преднамеренное либо фиктивное банкротство организаций, предпринимателей и граждан, безусловно, вызывает возникновение безнадежной задолженности перед бюджетом, однако в первую очередь угрожает экономическим интересам всех кредиторов, влечет ухудшение экономического положения граждан, потому в регулировании банкротств целью выступает достижение баланса между интересами фискальных органов, иных кредиторов и самого должника. Такой баланс проявляется, например, в подтвержденной судебной практикой невозможности проведения зачета реестровой задолженности по налогам в процедурах банкротства, хотя НК РФ подобного запрета и не содержит.
(Маслов К.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2022, N 2)В свою очередь, вызовы не следует смешивать с косвенными угрозами, которые уже в имеющихся обстоятельствах создают возможность причинения вреда различным охраняемым интересам, включая собственно изучаемые. Причем причинение вреда изучаемым интересам выступает не непосредственным, а побочным следствием реализации такой угрозы. Деление угроз на прямые и косвенные позволяет адекватно определить цели правового регулирования. Минимизация воздействия косвенных угроз на налоговую систему государства должна быть одной из факультативных целей правового регулирования отношений, в которых такие угрозы возникают и реализуются. Однако, подчеркнем, не единственной целью и даже не основной, поскольку такие явления прежде всего представляют собой угрозы иным экономическим и социальным интересам. Так, преднамеренное либо фиктивное банкротство организаций, предпринимателей и граждан, безусловно, вызывает возникновение безнадежной задолженности перед бюджетом, однако в первую очередь угрожает экономическим интересам всех кредиторов, влечет ухудшение экономического положения граждан, потому в регулировании банкротств целью выступает достижение баланса между интересами фискальных органов, иных кредиторов и самого должника. Такой баланс проявляется, например, в подтвержденной судебной практикой невозможности проведения зачета реестровой задолженности по налогам в процедурах банкротства, хотя НК РФ подобного запрета и не содержит.
"Борьба с пробелами в Налоговом кодексе Российской Федерации и фиксированными идеями в налоговых спорах: монография"
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Истечение сроков принудительного взыскания налоговой задолженности не только влечет за собой утрату права на взыскание этой задолженности в судебном порядке, но и означает также невозможность удовлетворения этих требований налоговым органом в одностороннем порядке путем зачета сумм задавненной задолженности в счет погашения текущих требований налогоплательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов. Задавненность требования означает также невозможность его удовлетворения и в процедуре банкротства; требования, в отношении которых утрачена возможность принудительного взыскания, установлению в деле о банкротстве и включению в реестр требований кредиторов не подлежат <1>.
(Султанов А.Р.)
("Статут", 2022)Истечение сроков принудительного взыскания налоговой задолженности не только влечет за собой утрату права на взыскание этой задолженности в судебном порядке, но и означает также невозможность удовлетворения этих требований налоговым органом в одностороннем порядке путем зачета сумм задавненной задолженности в счет погашения текущих требований налогоплательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов. Задавненность требования означает также невозможность его удовлетворения и в процедуре банкротства; требования, в отношении которых утрачена возможность принудительного взыскания, установлению в деле о банкротстве и включению в реестр требований кредиторов не подлежат <1>.
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)
(ред. от 26.12.2018)Суд апелляционной инстанции признал правильными выводы суда первой инстанции о допустимости оспаривания в деле о банкротстве действий по зачету налоговых платежей по правилам об оспаривании сделок, однако пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявления конкурсного управляющего, обратив внимание на следующее.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20.12.2016)
(ред. от 26.12.2018)Суд апелляционной инстанции признал правильными выводы суда первой инстанции о допустимости оспаривания в деле о банкротстве действий по зачету налоговых платежей по правилам об оспаривании сделок, однако пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявления конкурсного управляющего, обратив внимание на следующее.
Приказ ФНС РФ от 28.05.2010 N ММВ-7-8/261@
"О внесении изменений в Приказ ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@ "О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам"
(вместе с "Методическими рекомендациями по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам", "Порядком формирования "Журнала результатов работы по зачетам и возвратам")Решение о зачете сумм налога, подлежащих возмещению, принимается с учетом результатов проведения налоговой проверки, решения вышестоящего налогового органа, решения суда, вступивших в законную силу. Специалистами отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства вносятся в графы 4 - 5, 6 - 7, 8 - 9 соответствующие данные.
"О внесении изменений в Приказ ФНС России от 25.12.2008 N ММ-3-1/683@ "О создании информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам"
(вместе с "Методическими рекомендациями по ведению информационного ресурса результатов работы по зачетам и возвратам", "Порядком формирования "Журнала результатов работы по зачетам и возвратам")Решение о зачете сумм налога, подлежащих возмещению, принимается с учетом результатов проведения налоговой проверки, решения вышестоящего налогового органа, решения суда, вступивших в законную силу. Специалистами отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства вносятся в графы 4 - 5, 6 - 7, 8 - 9 соответствующие данные.