Задержание на 48 часов
Подборка наиболее важных документов по запросу Задержание на 48 часов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации (новое поступление): Вина должностного лица органа власти, учреждения, предприятия
(КонсультантПлюс, 2024)"...независимо от вины... должностных лиц [органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда - ред.] судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного гражданину незаконным применением любых... мер государственного принуждения, в том числе не обусловленных привлечением к уголовной или административной ответственности... Так, суд вправе взыскать компенсацию морального вреда, причиненного, например, в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого в совершении преступления... или в результате незаконного административного задержания на срок не более 48 часов как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении... или в результате признания незаконным помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел... или в результате производства в жилище обыска или выемки, признанных незаконными... и др..."
(КонсультантПлюс, 2024)"...независимо от вины... должностных лиц [органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда - ред.] судом может быть взыскана компенсация морального вреда, причиненного гражданину незаконным применением любых... мер государственного принуждения, в том числе не обусловленных привлечением к уголовной или административной ответственности... Так, суд вправе взыскать компенсацию морального вреда, причиненного, например, в результате незаконного задержания в качестве подозреваемого в совершении преступления... или в результате незаконного административного задержания на срок не более 48 часов как меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении... или в результате признания незаконным помещения несовершеннолетнего в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел... или в результате производства в жилище обыска или выемки, признанных незаконными... и др..."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 5.35.1 "Неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей" КоАП РФ"В связи с тем, что санкция части 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает возможность назначения административного наказания в виде обязательных работ либо административного ареста, дело об административном правонарушении подлежит рассмотрению исключительно с участием лица, в отношении которого оно возбуждено, в день получения протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждении дела об административном правонарушении) и других материалов дела, а в отношении лица, подвергнутого административному задержанию, - не позднее 48 часов с момента его задержания (часть 3 статьи 25.1, часть 4 статьи 29.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях)."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Институт задержания: проблемы толкования норм УПК России
(Васильев О.Л.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 3)При таком толковании остаются неразрешенные законодательно вопросы. Важнейшим из них является вопрос об исчислении сроков процессуального задержания - с какого момента начинается их отсчет? Статья 5 УПК РФ в п. п. 11 и 15 говорит о моменте фактического задержания как о моменте лишения подозреваемого лица свободы передвижения в соответствии с УПК РФ. Значит, этот момент закон определяет как момент принятия процессуальным субъектом решения о задержании. Очевидно, что данный процессуальный момент фиксируется в протоколе задержания в его вводной части. "Полицейское" же фактическое лишение свободы передвижения, собственно, как и "гражданское" фактическое лишение свободы передвижения правонарушителя (когда граждане "задерживают" заподозренного и доставляют его в отделение) <10>, происходит не в соответствии с порядком, установленным УПК РФ, т.е. не соответствует формулировкам ст. 5 УПК РФ. В этом смысле правильно определять момент начала процессуального задержания моментом начала составления протокола задержания, который должен наступить не позднее трех часов с момента доставления лица в соответствующий правоохранительный орган. Однако законодатель в ч. 2 ст. 92 УПК РФ, согласно которой в протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания, разводит время составления протокола и время задержания, что, с одной стороны, противоречит всей изложенной выше логике толкования, но, с другой стороны, соединяя два вида задержания - "полицейское" и "процессуальное", обеспечивает выполнение требования ст. 22 Конституции РФ, которое ограничивает любое внесудебное задержание 48 часами. Думается, это искусственное законодательное подыгрывание буквальному толкованию норм Конституции РФ, которая, в действительности, должна толковаться исключительно системно, на основе разработанной национальной доктрины (хорошо известен пример буквального толкования Конституции РФ в части состязательности уголовного процесса, приведший к разрушению исторического типа уголовного судопроизводства и породивший фундаментальные неразрешимые противоречия во всей нынешней его системе). Безбоязненный отказ от такого пагубного толкования Конституции РФ и разрешение правовой коллизии между нормами УПК РФ <11> в пользу системного толкования процессуального института задержания позволяют решать и такие, например, вопросы: что делать, если задержание происходит в условиях чрезвычайных, например в ходе дальнего плавания капитаном судна, или начальником геологоразведочной партии, или начальником зимовки при нелетной погоде, или "захват" подозреваемого в тайге, или "гражданское" задержание?
(Васильев О.Л.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2024, N 3)При таком толковании остаются неразрешенные законодательно вопросы. Важнейшим из них является вопрос об исчислении сроков процессуального задержания - с какого момента начинается их отсчет? Статья 5 УПК РФ в п. п. 11 и 15 говорит о моменте фактического задержания как о моменте лишения подозреваемого лица свободы передвижения в соответствии с УПК РФ. Значит, этот момент закон определяет как момент принятия процессуальным субъектом решения о задержании. Очевидно, что данный процессуальный момент фиксируется в протоколе задержания в его вводной части. "Полицейское" же фактическое лишение свободы передвижения, собственно, как и "гражданское" фактическое лишение свободы передвижения правонарушителя (когда граждане "задерживают" заподозренного и доставляют его в отделение) <10>, происходит не в соответствии с порядком, установленным УПК РФ, т.е. не соответствует формулировкам ст. 5 УПК РФ. В этом смысле правильно определять момент начала процессуального задержания моментом начала составления протокола задержания, который должен наступить не позднее трех часов с момента доставления лица в соответствующий правоохранительный орган. Однако законодатель в ч. 2 ст. 92 УПК РФ, согласно которой в протоколе указываются дата и время составления протокола, дата, время, место, основания и мотивы задержания подозреваемого, результаты его личного обыска и другие обстоятельства его задержания, разводит время составления протокола и время задержания, что, с одной стороны, противоречит всей изложенной выше логике толкования, но, с другой стороны, соединяя два вида задержания - "полицейское" и "процессуальное", обеспечивает выполнение требования ст. 22 Конституции РФ, которое ограничивает любое внесудебное задержание 48 часами. Думается, это искусственное законодательное подыгрывание буквальному толкованию норм Конституции РФ, которая, в действительности, должна толковаться исключительно системно, на основе разработанной национальной доктрины (хорошо известен пример буквального толкования Конституции РФ в части состязательности уголовного процесса, приведший к разрушению исторического типа уголовного судопроизводства и породивший фундаментальные неразрешимые противоречия во всей нынешней его системе). Безбоязненный отказ от такого пагубного толкования Конституции РФ и разрешение правовой коллизии между нормами УПК РФ <11> в пользу системного толкования процессуального института задержания позволяют решать и такие, например, вопросы: что делать, если задержание происходит в условиях чрезвычайных, например в ходе дальнего плавания капитаном судна, или начальником геологоразведочной партии, или начальником зимовки при нелетной погоде, или "захват" подозреваемого в тайге, или "гражданское" задержание?
"Комментарий к отдельным положениям Уголовного кодекса Российской Федерации в решениях Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ"
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Нет, не подлежат, поскольку указанные коэффициенты кратности не распространяются на стадию исполнения приговора, вступившего в законную силу. В частности, они не применяются: а) к периоду направления осужденного для отбывания наказания в исправительное учреждение после вступления приговора в законную силу; б) к периоду содержания осужденного под стражей в связи с его задержанием (до 48 часов) по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 30, ч. 4 ст. 32, ч. 4 ст. 46, ч. 6 ст. 58, ч. 4 ст. 60.2, ч. 6 ст. 75.1 УИК РФ; в) к периоду заключения под стражу осужденных в порядке, предусмотренном в п. п. 18 и 18.1 ст. 397 УПК РФ, а также при отмене условного осуждения к лишению свободы или условно-досрочного освобождения; г) к периоду нахождения осужденных в следственных изоляторах в порядке, предусмотренном ст. 77.1 УИК РФ, если им не избиралась мера пресечения в виде заключения под стражу <261>.
(постатейный)
(Хромов Е.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2023)Нет, не подлежат, поскольку указанные коэффициенты кратности не распространяются на стадию исполнения приговора, вступившего в законную силу. В частности, они не применяются: а) к периоду направления осужденного для отбывания наказания в исправительное учреждение после вступления приговора в законную силу; б) к периоду содержания осужденного под стражей в связи с его задержанием (до 48 часов) по основаниям, предусмотренным ч. 2 ст. 30, ч. 4 ст. 32, ч. 4 ст. 46, ч. 6 ст. 58, ч. 4 ст. 60.2, ч. 6 ст. 75.1 УИК РФ; в) к периоду заключения под стражу осужденных в порядке, предусмотренном в п. п. 18 и 18.1 ст. 397 УПК РФ, а также при отмене условного осуждения к лишению свободы или условно-досрочного освобождения; г) к периоду нахождения осужденных в следственных изоляторах в порядке, предусмотренном ст. 77.1 УИК РФ, если им не избиралась мера пресечения в виде заключения под стражу <261>.
Нормативные акты
"Обзор практики межгосударственных органов по защите прав и основных свобод человека N 9 (2020)"
(подготовлен Верховным Судом РФ)Задержание первой заявительницы 26 апреля 2005 года
(подготовлен Верховным Судом РФ)Задержание первой заявительницы 26 апреля 2005 года
"Конституция Российской Федерации"
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
(принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)2. Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.