Задержка авиарейса
Подборка наиболее важных документов по запросу Задержка авиарейса (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перспективы и риски арбитражного спора: Перевозка воздушным транспортом и сопутствующие договоры: Перечень всех ситуаций
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. По мнению Грузоотправителя, воздушная перевозка груза не состоялась в связи с отменой или задержкой рейса Перевозчиком
(КонсультантПлюс, 2025)2.1. По мнению Грузоотправителя, воздушная перевозка груза не состоялась в связи с отменой или задержкой рейса Перевозчиком
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Аренда транспортных средств.
Обязан ли арендатор, не вернувший ТС после прекращения аренды, платить за пользование им
(КонсультантПлюс, 2025)В рассматриваемом случае, возражая против требований истца, ответчик (арендатор) ссылался на то, что задержка передачи воздушных судов вызвана уклонением арендодателя от получения арендованного имущества; что ответчиком, в свою очередь, воздушные судна с 01.01.2020 и до момента передачи арендодателю не эксплуатировались.
Обязан ли арендатор, не вернувший ТС после прекращения аренды, платить за пользование им
(КонсультантПлюс, 2025)В рассматриваемом случае, возражая против требований истца, ответчик (арендатор) ссылался на то, что задержка передачи воздушных судов вызвана уклонением арендодателя от получения арендованного имущества; что ответчиком, в свою очередь, воздушные судна с 01.01.2020 и до момента передачи арендодателю не эксплуатировались.
Нормативные акты
"Воздушный кодекс Российской Федерации" от 19.03.1997 N 60-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)Статья 120. Ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза
(ред. от 04.11.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 26.11.2025)Статья 120. Ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза
"Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)" от 26.01.1996 N 14-ФЗ
(ред. от 24.06.2025)Статья 795. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира
(ред. от 24.06.2025)Статья 795. Ответственность перевозчика за задержку отправления пассажира
Вопрос: Об оплате труда работника с разъездным характером работы и сдельной оплатой труда, если он не выполнил работу в срок из-за задержки авиарейсов.
(Письмо Роструда от 16.02.2024 N ПГ/01856-6-1)Вопрос: Работник работает в разъездном режиме, перемещаясь по регионам РФ железнодорожным и авиатранспортом. Работа оплачивается по сдельной системе, то есть по факту ее выполнения. Из-за непогоды несколько авиарейсов было задержано на срок более суток и по этой причине работу невозможно было выполнить в срок. Оплату не произвели, несмотря на то что его вины не было. Правомерно ли это? Должен ли работодатель оплатить это время или ввести простой с оплатой?
(Письмо Роструда от 16.02.2024 N ПГ/01856-6-1)Вопрос: Работник работает в разъездном режиме, перемещаясь по регионам РФ железнодорожным и авиатранспортом. Работа оплачивается по сдельной системе, то есть по факту ее выполнения. Из-за непогоды несколько авиарейсов было задержано на срок более суток и по этой причине работу невозможно было выполнить в срок. Оплату не произвели, несмотря на то что его вины не было. Правомерно ли это? Должен ли работодатель оплатить это время или ввести простой с оплатой?
Ситуация: Можно ли вернуть электронный авиабилет, купленный по промоакции с условием "билет не подлежит возврату"?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Стоимость авиабилета возвращается в случае вынужденного отказа пассажира от перелета в связи с его болезнью или болезнью, а также смертью члена его семьи либо близкого родственника, задержкой отправления самолета или отменой рейса, выполнения рейса не по расписанию, изменением перевозчиком маршрута перевозки и т.д.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Стоимость авиабилета возвращается в случае вынужденного отказа пассажира от перелета в связи с его болезнью или болезнью, а также смертью члена его семьи либо близкого родственника, задержкой отправления самолета или отменой рейса, выполнения рейса не по расписанию, изменением перевозчиком маршрута перевозки и т.д.
Статья: Спор о взыскании полной или частичной стоимости авиа- или железнодорожного билета (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Во-вторых, вернуть полную стоимость провозной платы гражданин может в случае вынужденного отказа от перелета в связи с задержкой отправления воздушного судна и другими предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, которые влекут за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира. Полный перечень оснований вынужденного отказа от перевозки закреплен в п. 227 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82. Случаи, не перечисленные в этой норме, признаются добровольным отказом пассажира от перевозки (п. 229 Федеральных авиационных правил, утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82), что в свою очередь может повлечь отказ в возврате стоимости билета (например, Определение Московского городского суда от 01.06.2018 N 4г-6410/2018).
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)Во-вторых, вернуть полную стоимость провозной платы гражданин может в случае вынужденного отказа от перелета в связи с задержкой отправления воздушного судна и другими предусмотренными федеральными авиационными правилами действиями (бездействием) перевозчика, которые влекут за собой неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору воздушной перевозки пассажира. Полный перечень оснований вынужденного отказа от перевозки закреплен в п. 227 Федеральных авиационных правил "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82. Случаи, не перечисленные в этой норме, признаются добровольным отказом пассажира от перевозки (п. 229 Федеральных авиационных правил, утв. Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82), что в свою очередь может повлечь отказ в возврате стоимости билета (например, Определение Московского городского суда от 01.06.2018 N 4г-6410/2018).
"Проблемы унификации международного частного права: монография"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Варшавская система предусматривает, что перевозчик несет ответственность за вред, произошедший вследствие опоздания при воздушной перевозке пассажиров, багажа. Из анализа ст. ст. 19, 20 Варшавской конвенции следует, что ответственность авиаперевозчика за задержку при перевозке пассажира основана на вине. В деле Tours c.s. v. Transavia, рассмотренном судом Нидерландов 18 декабря 2001 г., истец требовал возмещения расходов, связанных с приобретением билетов на другой рейс, а также возмещения морального вреда, причиненного в результате задержки самолета. Суд постановил, что авиаперевозчик Transavia не может ссылаться на освобождение от ответственности, предусмотренное его Общими условиями перевозок, потому что такое освобождение от ответственности недействительно согласно ст. 23 Варшавской конвенции. Согласно Варшавской системе авиаперевозчик несет ответственность за опоздание, если только перевозчик не докажет, что он и его агенты приняли все необходимые меры для того, чтобы избежать задержки или что было невозможно предпринять такие меры. Суд постановил, что ответчик Transavia не принял всех таких необходимых мер и расходы, связанные с приобретением билетов на другой рейс, подлежат возмещению. Однако суд отказал в возмещении морального вреда <1>.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(отв. ред. Н.Г. Доронина)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2023)Варшавская система предусматривает, что перевозчик несет ответственность за вред, произошедший вследствие опоздания при воздушной перевозке пассажиров, багажа. Из анализа ст. ст. 19, 20 Варшавской конвенции следует, что ответственность авиаперевозчика за задержку при перевозке пассажира основана на вине. В деле Tours c.s. v. Transavia, рассмотренном судом Нидерландов 18 декабря 2001 г., истец требовал возмещения расходов, связанных с приобретением билетов на другой рейс, а также возмещения морального вреда, причиненного в результате задержки самолета. Суд постановил, что авиаперевозчик Transavia не может ссылаться на освобождение от ответственности, предусмотренное его Общими условиями перевозок, потому что такое освобождение от ответственности недействительно согласно ст. 23 Варшавской конвенции. Согласно Варшавской системе авиаперевозчик несет ответственность за опоздание, если только перевозчик не докажет, что он и его агенты приняли все необходимые меры для того, чтобы избежать задержки или что было невозможно предпринять такие меры. Суд постановил, что ответчик Transavia не принял всех таких необходимых мер и расходы, связанные с приобретением билетов на другой рейс, подлежат возмещению. Однако суд отказал в возмещении морального вреда <1>.
"Заработная плата"
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Помимо документов, подтверждающих расходы на проживание в месте командировки, и проездных билетов работник должен представить также оправдательные документы, подтверждающие причину задержки. В частности, таким документом может быть справка из аэропорта о причинах задержки вылета самолета из-за плохих метеорологических условий или аналогичная справка от железной дороги и т.д. (письмо Минфина России от 16.11.2006 N 03-03-04/2/244);
(25-е издание, переработанное и дополненное)
(Воробьева Е.В.)
("АйСи Групп", 2024)Помимо документов, подтверждающих расходы на проживание в месте командировки, и проездных билетов работник должен представить также оправдательные документы, подтверждающие причину задержки. В частности, таким документом может быть справка из аэропорта о причинах задержки вылета самолета из-за плохих метеорологических условий или аналогичная справка от железной дороги и т.д. (письмо Минфина России от 16.11.2006 N 03-03-04/2/244);
Статья: Овербукинг в авиаперевозках: проблемы и пути их решения
(Скучаев А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)<12> Регламент (ЕС) N 261/2004 Европейского парламента и Совета Европейского союза от 11.02.2004 об установлении общих правил в области компенсации и содействия пассажирам в случае отказа в посадке, отмены или длительной задержки авиарейса и об отмене Регламента (ЕЭС) N 295/9 // СПС "КонсультантПлюс".
(Скучаев А.А.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 12)<12> Регламент (ЕС) N 261/2004 Европейского парламента и Совета Европейского союза от 11.02.2004 об установлении общих правил в области компенсации и содействия пассажирам в случае отказа в посадке, отмены или длительной задержки авиарейса и об отмене Регламента (ЕЭС) N 295/9 // СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Туризм в Германии сегодня: социальные и правовые аспекты
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 1)Поэтому особенно неприятно и обидно, когда организационные проблемы или досадные происшествия во время путешествия портят радость долгожданного праздника. Бывает и такое, что отпуск мечты превращается в настоящий кошмар. Как отмечают аналитики в сфере туризма, чаще всего неприятности связаны с условиями проживания и отдыха: клопы или другие насекомые в номерах, отсутствие кондиционеров в местах проживания, шум в дневное или ночное время, плесень в ванной комнате, грязный бассейн, скверная еда, грязный пляж, низкий уровень обслуживания в целом <7>. Рушат планы путешественников задержки авиарейсов и внесение туроператорами по своему усмотрению изменений в условия бронирования. Речь идет, например, о размещении туристов в ином месте, чем оговаривалось. Наибольшее недовольство вызывает полное отсутствие того, что было обещано, - организованного питания, бассейна на территории, спортивного оборудования и инвентаря для активного отдыха, услуг аниматоров для детей и т.п.
(Антропова Н.А., Антропов Р.В.)
("Туризм: право и экономика", 2025, N 1)Поэтому особенно неприятно и обидно, когда организационные проблемы или досадные происшествия во время путешествия портят радость долгожданного праздника. Бывает и такое, что отпуск мечты превращается в настоящий кошмар. Как отмечают аналитики в сфере туризма, чаще всего неприятности связаны с условиями проживания и отдыха: клопы или другие насекомые в номерах, отсутствие кондиционеров в местах проживания, шум в дневное или ночное время, плесень в ванной комнате, грязный бассейн, скверная еда, грязный пляж, низкий уровень обслуживания в целом <7>. Рушат планы путешественников задержки авиарейсов и внесение туроператорами по своему усмотрению изменений в условия бронирования. Речь идет, например, о размещении туристов в ином месте, чем оговаривалось. Наибольшее недовольство вызывает полное отсутствие того, что было обещано, - организованного питания, бассейна на территории, спортивного оборудования и инвентаря для активного отдыха, услуг аниматоров для детей и т.п.
Вопрос: Приобретены два авиабилета на рейсы различных перевозчиков по маршруту Аэропорт "A" - Аэропорт "B" и Аэропорт "B" - Аэропорт "C". При вылете из Аэропорта "A" произошла задержка рейса, что привело к опозданию на рейс второго перевозчика. Обязан ли перевозчик на 1-м полетном участке компенсировать возникшие затраты?
("Официальный сайт Минтранса России", 2021)"Официальный сайт Минтранса России www.mintrans.gov.ru", 2021
("Официальный сайт Минтранса России", 2021)"Официальный сайт Минтранса России www.mintrans.gov.ru", 2021
Ситуация: Можно ли вернуть полную стоимость авиа- или железнодорожного билета?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)задержкой отправления самолета или отменой рейса, выполнения рейса не по расписанию;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)задержкой отправления самолета или отменой рейса, выполнения рейса не по расписанию;