Задержка рейса неустойка
Подборка наиболее важных документов по запросу Задержка рейса неустойка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Форма: Исковое заявление в суд общей юрисдикции о взыскании убытков вследствие задержки авиарейса, неустойки и компенсации морального вреда
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)По расписанию самолет должен был вылететь из аэропорта _____________________ в ___ час. ___ мин. Но в связи с _________________________________ (причины задержки) вылет состоялся только в __ час. __ мин., что подтверждается ___________________________.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2021)По расписанию самолет должен был вылететь из аэропорта _____________________ в ___ час. ___ мин. Но в связи с _________________________________ (причины задержки) вылет состоялся только в __ час. __ мин., что подтверждается ___________________________.
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2012 год: Статья 120 "Ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза" Воздушного кодекса РФ
(Р.Б. Касенов)Суд отказал в удовлетворении иска потребителя к перевозчику о взыскании провозной платы, неустойки, убытков, компенсации морального вреда. Как установлено, причина задержки рейса связана с имеющими место обстоятельствами непреодолимой силы, согласно представленному в материалы дела акту затруднение наземного обследования воздушного судна произошло вследствие неблагоприятных метеорологических условий: переохлажденный дождь, гололед (ст. 120 Воздушного кодекса РФ).
(Р.Б. Касенов)Суд отказал в удовлетворении иска потребителя к перевозчику о взыскании провозной платы, неустойки, убытков, компенсации морального вреда. Как установлено, причина задержки рейса связана с имеющими место обстоятельствами непреодолимой силы, согласно представленному в материалы дела акту затруднение наземного обследования воздушного судна произошло вследствие неблагоприятных метеорологических условий: переохлажденный дождь, гололед (ст. 120 Воздушного кодекса РФ).
Подборка судебных решений за 2017 год: Статья 120 "Ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза" Воздушного кодекса РФ
(Р.Б. Касенов)Как указал суд, одним из обстоятельств, исключающих ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза, являются обстоятельства, не зависящие от перевозчика, в том числе необходимость устранения неисправности судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна (ст. 120 ВК РФ). В рассматриваемом деле обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения гражданского дела в суде, были таковыми, что просрочка доставки пассажиров в пункт назначения в установленное договором перевозки время являлась следствием соблюдения перевозчиком условий безопасности полета воздушного судна, а также исключения риска угрозы жизни и здоровью пассажиров. Ответчик как авиаперевозчик принял возможные оперативные меры по устранению указанной неполадки в максимально приемлемый срок (время задержки рейса составило 1 час 0 минут). Таким образом, суд отказал в удовлетворении требований истца о взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения услуги, стоимости авиабилета, услуг транспортной компании, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа.
(Р.Б. Касенов)Как указал суд, одним из обстоятельств, исключающих ответственность перевозчика за просрочку доставки пассажира, багажа или груза, являются обстоятельства, не зависящие от перевозчика, в том числе необходимость устранения неисправности судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна (ст. 120 ВК РФ). В рассматриваемом деле обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения гражданского дела в суде, были таковыми, что просрочка доставки пассажиров в пункт назначения в установленное договором перевозки время являлась следствием соблюдения перевозчиком условий безопасности полета воздушного судна, а также исключения риска угрозы жизни и здоровью пассажиров. Ответчик как авиаперевозчик принял возможные оперативные меры по устранению указанной неполадки в максимально приемлемый срок (время задержки рейса составило 1 час 0 минут). Таким образом, суд отказал в удовлетворении требований истца о взыскании неустойки за нарушение сроков выполнения услуги, стоимости авиабилета, услуг транспортной компании, неустойки, компенсации морального вреда, штрафа.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Неустойка как мера ответственности перевозчика в транспортных обязательствах
(Милохова А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 12)Далее под требование о полном возмещении убытков за задержку вылета попал уже авиаперевозчик. Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили требование пассажира о взыскании в его пользу 96 518 руб., которые ему пришлось потратить на приобретение новых билетов на стыковочный рейс из-за задержки перевозчиком первого рейса. То есть помимо штрафа, размер которого составляет 25 руб. за каждый час просрочки, что, конечно же, нельзя признать адекватным, суды признали право пассажира на возмещение убытков в полном объеме, фактически реализовав конструкцию штрафной неустойки за просрочку доставки пассажира. При этом суды уже не смотрят на причины задержки - неисправность воздушного судна, которая по смыслу ст. 120 Воздушного кодекса РФ исключает даже такую минимальную меру ответственности, как уплату установленного законом штрафа. Однако с выводом судов не согласилась Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, и, сделав довольно противоречивый вывод относительно исключительности неустойки за просрочку доставки пассажира, отправила дело на новое рассмотрение в предыдущую инстанцию в ином составе судей <16>.
(Милохова А.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2023, N 12)Далее под требование о полном возмещении убытков за задержку вылета попал уже авиаперевозчик. Суды первой и апелляционной инстанции удовлетворили требование пассажира о взыскании в его пользу 96 518 руб., которые ему пришлось потратить на приобретение новых билетов на стыковочный рейс из-за задержки перевозчиком первого рейса. То есть помимо штрафа, размер которого составляет 25 руб. за каждый час просрочки, что, конечно же, нельзя признать адекватным, суды признали право пассажира на возмещение убытков в полном объеме, фактически реализовав конструкцию штрафной неустойки за просрочку доставки пассажира. При этом суды уже не смотрят на причины задержки - неисправность воздушного судна, которая по смыслу ст. 120 Воздушного кодекса РФ исключает даже такую минимальную меру ответственности, как уплату установленного законом штрафа. Однако с выводом судов не согласилась Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, и, сделав довольно противоречивый вывод относительно исключительности неустойки за просрочку доставки пассажира, отправила дело на новое рассмотрение в предыдущую инстанцию в ином составе судей <16>.
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Так, согласно ст. 108 ВК при немотивированном отказе пассажира от воздушной перевозки, возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке: 1) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс; 2) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки с нарушением указанных выше сроков, но до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере двадцати пяти процентов уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира; 3) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата; 4) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается. В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки и уведомления об этом перевозчика до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс пассажиру возвращается уплаченная провозная плата.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Так, согласно ст. 108 ВК при немотивированном отказе пассажира от воздушной перевозки, возврат пассажиру провозной платы осуществляется в следующем порядке: 1) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о возврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата (за исключением суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира) при условии, что пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки не позднее чем за двадцать четыре часа до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс; 2) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки с нарушением указанных выше сроков, но до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата с взысканием неустойки в размере двадцати пяти процентов уплаченной за воздушную перевозку пассажира провозной платы и суммы расходов перевозчика, фактически понесенных им и связанных с исполнением обязательств по договору воздушной перевозки пассажира; 3) если пассажир уведомил перевозчика об отказе от воздушной перевозки после окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс, пассажиру не возвращается уплаченная за воздушную перевозку провозная плата; 4) если пассажиром заключен договор воздушной перевозки пассажира, предусматривающий условие о невозврате провозной платы при расторжении договора воздушной перевозки пассажира, уплаченная за воздушную перевозку пассажира провозная плата не возвращается. В случае вынужденного отказа пассажира от воздушной перевозки и уведомления об этом перевозчика до окончания времени регистрации пассажиров на указанный в билете рейс пассажиру возвращается уплаченная провозная плата.
Нормативные акты
"Тарифное руководство N 5-Р. Часть 1. Правила перевозок пассажиров и багажа"
(утв. Минречфлотом РСФСР)Если, несмотря на принятые меры, все же произошло удлинение рейсооборота по вине Туристской организации, то она оплачивает Пароходству за все время задержки по плановой стоимости содержания судна. При перерыве или удлинении рейса по вине Пароходства последнее обеспечивает питание в этот период и доставку туристов в конечный пункт без дополнительной платы.
(утв. Минречфлотом РСФСР)Если, несмотря на принятые меры, все же произошло удлинение рейсооборота по вине Туристской организации, то она оплачивает Пароходству за все время задержки по плановой стоимости содержания судна. При перерыве или удлинении рейса по вине Пароходства последнее обеспечивает питание в этот период и доставку туристов в конечный пункт без дополнительной платы.
Заключение ПУ Аппарата ГД ФС РФ
"По проекту федерального закона N 607995-7 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"
(первое чтение)Кроме того, обращаем внимание на Регламент (ЕС) N 261/2004 Европейского парламента и Совета, которым устанавливаются минимальные права пассажиров в случае отказа в посадке против их воли, отмены или задержки их рейса. При этом указанный Регламент особое внимание уделяет своевременному информированию пассажира о любых обстоятельствах, которые касаются его авиарейса, и минимизации негативных последствий для пассажира, которому отказали в посадке на авиарейс.
"По проекту федерального закона N 607995-7 "О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации"
(первое чтение)Кроме того, обращаем внимание на Регламент (ЕС) N 261/2004 Европейского парламента и Совета, которым устанавливаются минимальные права пассажиров в случае отказа в посадке против их воли, отмены или задержки их рейса. При этом указанный Регламент особое внимание уделяет своевременному информированию пассажира о любых обстоятельствах, которые касаются его авиарейса, и минимизации негативных последствий для пассажира, которому отказали в посадке на авиарейс.