Заключение предпроверочного анализа
Подборка наиболее важных документов по запросу Заключение предпроверочного анализа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 171 "Налоговые вычеты" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество (заказчик) заключило с контрагентом договор, которым контрагент (перевозчик) гарантировал, что является добросовестным налогоплательщиком. Согласно протоколу рабочей встречи, проведенной налоговым органом, в ходе предпроверочного анализа общества были установлены признаки нарушения положений ст. 54.1 НК РФ по сделкам с данным контрагентом. В связи с этим общество представило в налоговый орган уточненные декларации по НДС, уменьшив налоговые вычеты. Полагая, что указанные суммы являются убытками, причиненными недостоверностью заверений, данных в договоре, общество обратилось в суд с иском к контрагенту о взыскании убытков. Суд в удовлетворении требований общества отказал. Суд указал, что решение налогового органа, оформленное протоколом проведения рабочей встречи, носит рекомендательный характер, общество само не воспользовалось правом на принятие к вычету НДС, самостоятельно представив уточненную декларацию по НДС. Общество не представило доказательств того, что налоговый орган отказал в принятии к вычету НДС в связи с допущенными контрагентом нарушениями, требовал представить уточненную налоговую декларацию по НДС, доначислил НДС, привлек общество к ответственности.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество (заказчик) заключило с контрагентом договор, которым контрагент (перевозчик) гарантировал, что является добросовестным налогоплательщиком. Согласно протоколу рабочей встречи, проведенной налоговым органом, в ходе предпроверочного анализа общества были установлены признаки нарушения положений ст. 54.1 НК РФ по сделкам с данным контрагентом. В связи с этим общество представило в налоговый орган уточненные декларации по НДС, уменьшив налоговые вычеты. Полагая, что указанные суммы являются убытками, причиненными недостоверностью заверений, данных в договоре, общество обратилось в суд с иском к контрагенту о взыскании убытков. Суд в удовлетворении требований общества отказал. Суд указал, что решение налогового органа, оформленное протоколом проведения рабочей встречи, носит рекомендательный характер, общество само не воспользовалось правом на принятие к вычету НДС, самостоятельно представив уточненную декларацию по НДС. Общество не представило доказательств того, что налоговый орган отказал в принятии к вычету НДС в связи с допущенными контрагентом нарушениями, требовал представить уточненную налоговую декларацию по НДС, доначислил НДС, привлек общество к ответственности.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие налогового мониторинга как формы налогового контроля посредством риск-ориентированного подхода
(Давлетбаев А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)В практике деятельности налоговых органов используется предпроверочный анализ, заключающийся в сборе налоговым органом информации о налогоплательщике, в отношении которого будет проводиться налоговый контроль. Следует отметить, что Налоговый кодекс Российской Федерации <5> (далее - НК РФ) не закрепляет такого контрольного мероприятия, как предпроверочный анализ, он регламентируется лишь во внутренних актах ФНС. Вместе с тем проведение предпроверочного анализа в рамках применения риск-ориентированного подхода является обоснованным, поскольку, опираясь на программно-аналитические комплексы ("Сводный запрос", "САИ-ВИ", "СУР АСК НДС-2", "ВНП-процесс" и др.), сотрудники налоговых органов, осуществляющие предпроверочный анализ, могут осуществлять выбор подконтрольных субъектов в зависимости от отнесения их к определенному уровню риска, который традиционно рассматривается применительно к конкретной отрасли. В этой связи представляется целесообразным в целях защиты прав и законных интересов налогоплательщиков закрепить предпроверочный анализ в качестве контрольного мероприятия в рамках налогового контроля непосредственно в НК РФ, где подробно регламентировать порядок, сроки его проведения, права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков.
(Давлетбаев А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)В практике деятельности налоговых органов используется предпроверочный анализ, заключающийся в сборе налоговым органом информации о налогоплательщике, в отношении которого будет проводиться налоговый контроль. Следует отметить, что Налоговый кодекс Российской Федерации <5> (далее - НК РФ) не закрепляет такого контрольного мероприятия, как предпроверочный анализ, он регламентируется лишь во внутренних актах ФНС. Вместе с тем проведение предпроверочного анализа в рамках применения риск-ориентированного подхода является обоснованным, поскольку, опираясь на программно-аналитические комплексы ("Сводный запрос", "САИ-ВИ", "СУР АСК НДС-2", "ВНП-процесс" и др.), сотрудники налоговых органов, осуществляющие предпроверочный анализ, могут осуществлять выбор подконтрольных субъектов в зависимости от отнесения их к определенному уровню риска, который традиционно рассматривается применительно к конкретной отрасли. В этой связи представляется целесообразным в целях защиты прав и законных интересов налогоплательщиков закрепить предпроверочный анализ в качестве контрольного мероприятия в рамках налогового контроля непосредственно в НК РФ, где подробно регламентировать порядок, сроки его проведения, права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков.
Статья: Предпроверочный анализ деятельности налогоплательщиков как самостоятельная форма налогового контроля
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)Во-вторых, предпроверочный анализ может стать подготовительным этапом взаимосогласительной процедуры заключения медиационного соглашения с налоговым органом при условии внесения в НК РФ изменений, регулирующих порядок проведения медиации в налоговых отношениях.
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)Во-вторых, предпроверочный анализ может стать подготовительным этапом взаимосогласительной процедуры заключения медиационного соглашения с налоговым органом при условии внесения в НК РФ изменений, регулирующих порядок проведения медиации в налоговых отношениях.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622
(с изм. от 15.01.2019)
"О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок"Руководитель проверяющей группы (бригады) на основании Заключения, составленного по результатам предпроверочного анализа, и предложений сотрудников проверяющей бригады средствами программного комплекса АИС составляет программу проведения выездной налоговой проверки, согласовывает ее с начальником отдела выездных проверок.
(с изм. от 15.01.2019)
"О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок"Руководитель проверяющей группы (бригады) на основании Заключения, составленного по результатам предпроверочного анализа, и предложений сотрудников проверяющей бригады средствами программного комплекса АИС составляет программу проведения выездной налоговой проверки, согласовывает ее с начальником отдела выездных проверок.
"Методика доказывания умысла на неуплату налогов: стратегия защиты прав налогоплательщика: практические рекомендации"
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Безусловно, указанное решение требует дополнительной проработки и детализации. Предлагаемый алгоритм выглядит весьма логичным (по сравнению, например, с определением недоимки по материалам предпроверочного анализа), однако на практике могут возникнуть объективные сложности. Например, когда компанией до назначения проверки заключен предварительный договор по реализации актива с фиксацией штрафных санкций за его расторжение. Также из предлагаемой формулировки четко не следует, в каком порядке будут блокироваться расчетные операции по банковскому счету.
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Шишкин Р.Н.)
("Юстицинформ", 2023)Безусловно, указанное решение требует дополнительной проработки и детализации. Предлагаемый алгоритм выглядит весьма логичным (по сравнению, например, с определением недоимки по материалам предпроверочного анализа), однако на практике могут возникнуть объективные сложности. Например, когда компанией до назначения проверки заключен предварительный договор по реализации актива с фиксацией штрафных санкций за его расторжение. Также из предлагаемой формулировки четко не следует, в каком порядке будут блокироваться расчетные операции по банковскому счету.
Статья: О некоторых вопросах правового регулирования мероприятий налогового контроля при проведении предпроверочного анализа налогоплательщика
(Мустафаев С.М. оглы)
("Финансовое право", 2023, N 8)Планирование выездных налоговых проверок заключается в определении перечня налогоплательщиков, в отношении которых необходимо провести выездные налоговые проверки. Предпроверочный анализ относится к предварительной форме налогового контроля, главной целью которой является установление факта полноты и своевременности исполнения налоговой обязанности хозяйствующим субъектом за три года, предшествующие году проверки. Особенностью предпроверочного анализа является углубленный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика <10>.
(Мустафаев С.М. оглы)
("Финансовое право", 2023, N 8)Планирование выездных налоговых проверок заключается в определении перечня налогоплательщиков, в отношении которых необходимо провести выездные налоговые проверки. Предпроверочный анализ относится к предварительной форме налогового контроля, главной целью которой является установление факта полноты и своевременности исполнения налоговой обязанности хозяйствующим субъектом за три года, предшествующие году проверки. Особенностью предпроверочного анализа является углубленный анализ финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика <10>.
Статья: Налоговая проверка: как к ней подготовиться в 2023 году
(Сергеева И.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 1)Но в любом случае каждой выездной проверке предшествует аналитическая разработка в отношении конкретного налогоплательщика: дается заключение, составленное по результатам предпроверочного анализа и предложений сотрудников проверяющей бригады. На основании данного заключения разрабатывается программа выездной проверки в разрезе налогов и вопросов, подлежащих анализу. Программой также определяются примерные сроки проведения контрольных мероприятий и их перечень.
(Сергеева И.)
("Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности государственных (муниципальных) учреждений", 2023, N 1)Но в любом случае каждой выездной проверке предшествует аналитическая разработка в отношении конкретного налогоплательщика: дается заключение, составленное по результатам предпроверочного анализа и предложений сотрудников проверяющей бригады. На основании данного заключения разрабатывается программа выездной проверки в разрезе налогов и вопросов, подлежащих анализу. Программой также определяются примерные сроки проведения контрольных мероприятий и их перечень.
Статья: Единый налоговый счет как инструмент ускоренного погашения задолженности перед бюджетной системой
(Громов В.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)На основе данных ФНС РФ можно судить о том, что камеральные налоговые проверки не создают существенных рисков применения единого налогового счета, хотя и не исключают их. За период 2015 - 2020 гг. анализ деклараций завершался выявлением нарушений налогового законодательства в среднем только в 5% случаев. Выездные налоговые проверки, наоборот, почти всегда заканчиваются фиксацией нарушений. За тот же период времени средний процент "недобросовестности" - как отношение числа выездных проверок, выявивших нарушения, к общему числу таких проверок - достигает 97,5%, т.е. налогоплательщик, попавший под пристальное внимание налоговых органов, скорее всего, будет привлечен к ответственности. Но столь высокое значение объясняется не различиями в строгости проверок, а отбором проверяемых налогоплательщиков на основе риск-ориентированного подхода, суть которого заключается в концентрации проверочных мероприятий на деятельности, которая по результатам предпроверочного анализа отличается высоким риском нарушений. Ранжирование налогоплательщиков по уровням риска позволяет сокращать количество выездных проверок у добросовестных организаций и противодействовать злоупотреблениям там, где они фактически имеют место. Как следствие, масштаб выездных проверок оказывается небольшим, но сами проверки получаются адресными. Например, в 2015 г. с выездной проверкой сталкивался 1 из 1 000 налогоплательщиков; в 2020 г. - 1 из 10 000, в то время как количество выездных проверок в этом промежутке сократилось почти в 5 раз. Сегодня проводится примерно 6 тыс. выездных проверок в год, но еще несколько лет назад их число измерялось по стране десятками тысяч.
(Громов В.В.)
("Налоги" (журнал), 2021, N 6)На основе данных ФНС РФ можно судить о том, что камеральные налоговые проверки не создают существенных рисков применения единого налогового счета, хотя и не исключают их. За период 2015 - 2020 гг. анализ деклараций завершался выявлением нарушений налогового законодательства в среднем только в 5% случаев. Выездные налоговые проверки, наоборот, почти всегда заканчиваются фиксацией нарушений. За тот же период времени средний процент "недобросовестности" - как отношение числа выездных проверок, выявивших нарушения, к общему числу таких проверок - достигает 97,5%, т.е. налогоплательщик, попавший под пристальное внимание налоговых органов, скорее всего, будет привлечен к ответственности. Но столь высокое значение объясняется не различиями в строгости проверок, а отбором проверяемых налогоплательщиков на основе риск-ориентированного подхода, суть которого заключается в концентрации проверочных мероприятий на деятельности, которая по результатам предпроверочного анализа отличается высоким риском нарушений. Ранжирование налогоплательщиков по уровням риска позволяет сокращать количество выездных проверок у добросовестных организаций и противодействовать злоупотреблениям там, где они фактически имеют место. Как следствие, масштаб выездных проверок оказывается небольшим, но сами проверки получаются адресными. Например, в 2015 г. с выездной проверкой сталкивался 1 из 1 000 налогоплательщиков; в 2020 г. - 1 из 10 000, в то время как количество выездных проверок в этом промежутке сократилось почти в 5 раз. Сегодня проводится примерно 6 тыс. выездных проверок в год, но еще несколько лет назад их число измерялось по стране десятками тысяч.
Статья: Развитие примирительных процедур в налоговых правоотношениях
(Львова М.И., Алексеев С.Д.)
("Финансы", 2025, N 4)Представленный анализ правового регулирования примирительных процедур на примере названных государств доказывает возможность вариативного решения споров в налоговых правоотношениях, отсутствие единого унифицированного подхода к правовому институту примирительных процедур и в то же время указывает на отсутствие развитости и применения альтернативных способов разрешения налоговых конфликтов в Российской Федерации [12]. На практике известен как минимум один случай применения медиативного способа урегулирования спора применительно к налоговым правоотношениям - заключение соглашения между МИФНС России N 21 по Санкт-Петербургу и ООО "Риф". В ходе предпроверочного анализа были установлены риски неуплаты налогов со стороны общества, о чем до него была доведена соответствующая информация. После ряда консультаций с независимой стороной (медиатором) сторонами достигнуты договоренности, в соответствии с которыми налогоплательщиком в удобные для него сроки уточнены его налоговые обязательства, уплачены соответствующие суммы налога, устранены риски. Достижение соглашения позволило не только получить в бюджет суммы неуплаченных налогов, но и сократить сопутствующие издержки, связанные с проведением выездной налоговой проверки и мероприятий, направленных на взыскание потерь бюджета, в том числе в судебном порядке.
(Львова М.И., Алексеев С.Д.)
("Финансы", 2025, N 4)Представленный анализ правового регулирования примирительных процедур на примере названных государств доказывает возможность вариативного решения споров в налоговых правоотношениях, отсутствие единого унифицированного подхода к правовому институту примирительных процедур и в то же время указывает на отсутствие развитости и применения альтернативных способов разрешения налоговых конфликтов в Российской Федерации [12]. На практике известен как минимум один случай применения медиативного способа урегулирования спора применительно к налоговым правоотношениям - заключение соглашения между МИФНС России N 21 по Санкт-Петербургу и ООО "Риф". В ходе предпроверочного анализа были установлены риски неуплаты налогов со стороны общества, о чем до него была доведена соответствующая информация. После ряда консультаций с независимой стороной (медиатором) сторонами достигнуты договоренности, в соответствии с которыми налогоплательщиком в удобные для него сроки уточнены его налоговые обязательства, уплачены соответствующие суммы налога, устранены риски. Достижение соглашения позволило не только получить в бюджет суммы неуплаченных налогов, но и сократить сопутствующие издержки, связанные с проведением выездной налоговой проверки и мероприятий, направленных на взыскание потерь бюджета, в том числе в судебном порядке.
"Цифровая сущность финансового права: прошлое, настоящее, будущее: монография"
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Красюков А.В. Предпроверочный анализ как новый вид налоговой проверки // Финансовое право. 2018. N 1. С. 44 - 46.
(под ред. И.И. Кучерова, Н.А. Поветкиной)
("ИЗиСП", "Юриспруденция", 2022)Красюков А.В. Предпроверочный анализ как новый вид налоговой проверки // Финансовое право. 2018. N 1. С. 44 - 46.
Статья: К вопросу о подготовке новой редакции Налогового кодекса Российской Федерации в современных условиях
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 10)<47> Широкое распространение предпроверочных процедур в контрольной деятельности налоговых органов вызвало в том числе справедливую постановку вопроса о законодательном регулировании такой формы взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. См. подробнее: Ногина О.А. Предпроверочный анализ деятельности налогоплательщиков как самостоятельная форма налогового контроля // Закон. 2022. N 11. С. 64 - 72. DOI: 10.37239/0869-4400-2022-19-11-64-72.
(Григоров К.Н.)
("Финансовое право", 2023, N 10)<47> Широкое распространение предпроверочных процедур в контрольной деятельности налоговых органов вызвало в том числе справедливую постановку вопроса о законодательном регулировании такой формы взаимодействия налоговых органов с налогоплательщиками. См. подробнее: Ногина О.А. Предпроверочный анализ деятельности налогоплательщиков как самостоятельная форма налогового контроля // Закон. 2022. N 11. С. 64 - 72. DOI: 10.37239/0869-4400-2022-19-11-64-72.
Статья: Субсидиарная ответственность - размер имеет значение
(Некрасов А.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)В настоящее время в целях определения действительного налогового обязательства (далее - ДНО) по итогам выездной налоговой проверки или на стадии предпроверочного анализа все чаще применяется налоговая реконструкция. Теперь этот инструмент доступен и в банкротстве. Суть налоговой реконструкции и определения ДНО заключается в том, чтобы налогоплательщик, которому доначислили налоги (например, в связи с дроблением бизнеса), не переплатил "лишнего" в бюджет.
(Некрасов А.Ю.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 6)В настоящее время в целях определения действительного налогового обязательства (далее - ДНО) по итогам выездной налоговой проверки или на стадии предпроверочного анализа все чаще применяется налоговая реконструкция. Теперь этот инструмент доступен и в банкротстве. Суть налоговой реконструкции и определения ДНО заключается в том, чтобы налогоплательщик, которому доначислили налоги (например, в связи с дроблением бизнеса), не переплатил "лишнего" в бюджет.
Статья: О новейших изменениях по вопросам трансфертного ценообразования
(Пономарева К.А.)
("Закон", 2023, N 12)3. Документация может быть запрошена вне специализированной проверки по внутригрупповым сделкам, поскольку у ФНС России появляется прямо установленное в НК РФ основание запросить всю документацию налогоплательщика еще до назначения проверки по трансфертному ценообразованию, например, в рамках предпроверочного анализа, что позволит урегулировать спорные вопросы и откорректировать отчетность налогоплательщику, а также снизить риск привлечения к ответственности.
(Пономарева К.А.)
("Закон", 2023, N 12)3. Документация может быть запрошена вне специализированной проверки по внутригрупповым сделкам, поскольку у ФНС России появляется прямо установленное в НК РФ основание запросить всю документацию налогоплательщика еще до назначения проверки по трансфертному ценообразованию, например, в рамках предпроверочного анализа, что позволит урегулировать спорные вопросы и откорректировать отчетность налогоплательщику, а также снизить риск привлечения к ответственности.
Статья: Добросовестность контрагента: проблемы определения границ должной осмотрительности
(Клоницкая А.Ю., Михайлов А.В.)
("Аудитор", 2025, N 7)- Ключевым недостатком современного механизма мероприятий по проявлению должной осмотрительности является отсутствие четко выстроенной комплексной стандартной процедуры организации предпроверочного анализа, а также единой системы критериев для определения правонарушений.
(Клоницкая А.Ю., Михайлов А.В.)
("Аудитор", 2025, N 7)- Ключевым недостатком современного механизма мероприятий по проявлению должной осмотрительности является отсутствие четко выстроенной комплексной стандартной процедуры организации предпроверочного анализа, а также единой системы критериев для определения правонарушений.