Заключение предпроверочного анализа
Подборка наиболее важных документов по запросу Заключение предпроверочного анализа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 171 "Налоговые вычеты" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество (заказчик) заключило с контрагентом договор, которым контрагент (перевозчик) гарантировал, что является добросовестным налогоплательщиком. Согласно протоколу рабочей встречи, проведенной налоговым органом, в ходе предпроверочного анализа общества были установлены признаки нарушения положений ст. 54.1 НК РФ по сделкам с данным контрагентом. В связи с этим общество представило в налоговый орган уточненные декларации по НДС, уменьшив налоговые вычеты. Полагая, что указанные суммы являются убытками, причиненными недостоверностью заверений, данных в договоре, общество обратилось в суд с иском к контрагенту о взыскании убытков. Суд в удовлетворении требований общества отказал. Суд указал, что решение налогового органа, оформленное протоколом проведения рабочей встречи, носит рекомендательный характер, общество само не воспользовалось правом на принятие к вычету НДС, самостоятельно представив уточненную декларацию по НДС. Общество не представило доказательств того, что налоговый орган отказал в принятии к вычету НДС в связи с допущенными контрагентом нарушениями, требовал представить уточненную налоговую декларацию по НДС, доначислил НДС, привлек общество к ответственности.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Общество (заказчик) заключило с контрагентом договор, которым контрагент (перевозчик) гарантировал, что является добросовестным налогоплательщиком. Согласно протоколу рабочей встречи, проведенной налоговым органом, в ходе предпроверочного анализа общества были установлены признаки нарушения положений ст. 54.1 НК РФ по сделкам с данным контрагентом. В связи с этим общество представило в налоговый орган уточненные декларации по НДС, уменьшив налоговые вычеты. Полагая, что указанные суммы являются убытками, причиненными недостоверностью заверений, данных в договоре, общество обратилось в суд с иском к контрагенту о взыскании убытков. Суд в удовлетворении требований общества отказал. Суд указал, что решение налогового органа, оформленное протоколом проведения рабочей встречи, носит рекомендательный характер, общество само не воспользовалось правом на принятие к вычету НДС, самостоятельно представив уточненную декларацию по НДС. Общество не представило доказательств того, что налоговый орган отказал в принятии к вычету НДС в связи с допущенными контрагентом нарушениями, требовал представить уточненную налоговую декларацию по НДС, доначислил НДС, привлек общество к ответственности.
Кассационное определение Первого кассационного суда общей юрисдикции от 30.05.2022 N 88а-11978/2022
Категория спора: НДС.
Требования налогоплательщика: О признании недействительным решения о доначислении НДС.
Обстоятельства: Истица настаивала на том, что предъявленный налогоплательщику НДС был уплачен в бюджет контрагентами, что исключает возникновение ущерба для бюджета.
Решение: Отказано.Ссылки административного истца на непоследовательность позиции налогового органа, выразившуюся в том, что в ходе процедуры ликвидации юридическое лицо1 и юридическое лицо2 со стороны налогового органа был проведен предпроверочный анализ деятельности общества, по итогам которого не было установлено признаков совершения налогового правонарушения, а затем налоговый орган пришел к противоположному выводу, сами по себе не свидетельствуют об ошибочности заключения налогового органа о получении ФИО2 необоснованной налоговой выгоды в виде применения налоговых вычетов по НДС.
Категория спора: НДС.
Требования налогоплательщика: О признании недействительным решения о доначислении НДС.
Обстоятельства: Истица настаивала на том, что предъявленный налогоплательщику НДС был уплачен в бюджет контрагентами, что исключает возникновение ущерба для бюджета.
Решение: Отказано.Ссылки административного истца на непоследовательность позиции налогового органа, выразившуюся в том, что в ходе процедуры ликвидации юридическое лицо1 и юридическое лицо2 со стороны налогового органа был проведен предпроверочный анализ деятельности общества, по итогам которого не было установлено признаков совершения налогового правонарушения, а затем налоговый орган пришел к противоположному выводу, сами по себе не свидетельствуют об ошибочности заключения налогового органа о получении ФИО2 необоснованной налоговой выгоды в виде применения налоговых вычетов по НДС.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Развитие налогового мониторинга как формы налогового контроля посредством риск-ориентированного подхода
(Давлетбаев А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)В практике деятельности налоговых органов используется предпроверочный анализ, заключающийся в сборе налоговым органом информации о налогоплательщике, в отношении которого будет проводиться налоговый контроль. Следует отметить, что Налоговый кодекс Российской Федерации <5> (далее - НК РФ) не закрепляет такого контрольного мероприятия, как предпроверочный анализ, он регламентируется лишь во внутренних актах ФНС. Вместе с тем проведение предпроверочного анализа в рамках применения риск-ориентированного подхода является обоснованным, поскольку, опираясь на программно-аналитические комплексы ("Сводный запрос", "САИ-ВИ", "СУР АСК НДС-2", "ВНП-процесс" и др.), сотрудники налоговых органов, осуществляющие предпроверочный анализ, могут осуществлять выбор подконтрольных субъектов в зависимости от отнесения их к определенному уровню риска, который традиционно рассматривается применительно к конкретной отрасли. В этой связи представляется целесообразным в целях защиты прав и законных интересов налогоплательщиков закрепить предпроверочный анализ в качестве контрольного мероприятия в рамках налогового контроля непосредственно в НК РФ, где подробно регламентировать порядок, сроки его проведения, права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков.
(Давлетбаев А.А.)
("Безопасность бизнеса", 2022, N 6)В практике деятельности налоговых органов используется предпроверочный анализ, заключающийся в сборе налоговым органом информации о налогоплательщике, в отношении которого будет проводиться налоговый контроль. Следует отметить, что Налоговый кодекс Российской Федерации <5> (далее - НК РФ) не закрепляет такого контрольного мероприятия, как предпроверочный анализ, он регламентируется лишь во внутренних актах ФНС. Вместе с тем проведение предпроверочного анализа в рамках применения риск-ориентированного подхода является обоснованным, поскольку, опираясь на программно-аналитические комплексы ("Сводный запрос", "САИ-ВИ", "СУР АСК НДС-2", "ВНП-процесс" и др.), сотрудники налоговых органов, осуществляющие предпроверочный анализ, могут осуществлять выбор подконтрольных субъектов в зависимости от отнесения их к определенному уровню риска, который традиционно рассматривается применительно к конкретной отрасли. В этой связи представляется целесообразным в целях защиты прав и законных интересов налогоплательщиков закрепить предпроверочный анализ в качестве контрольного мероприятия в рамках налогового контроля непосредственно в НК РФ, где подробно регламентировать порядок, сроки его проведения, права и обязанности налоговых органов и налогоплательщиков.
Статья: Предпроверочный анализ деятельности налогоплательщиков как самостоятельная форма налогового контроля
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)Во-вторых, предпроверочный анализ может стать подготовительным этапом взаимосогласительной процедуры заключения медиационного соглашения с налоговым органом при условии внесения в НК РФ изменений, регулирующих порядок проведения медиации в налоговых отношениях.
(Ногина О.А.)
("Закон", 2022, N 11)Во-вторых, предпроверочный анализ может стать подготовительным этапом взаимосогласительной процедуры заключения медиационного соглашения с налоговым органом при условии внесения в НК РФ изменений, регулирующих порядок проведения медиации в налоговых отношениях.
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622
(с изм. от 15.01.2019)
"О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок"Руководитель проверяющей группы (бригады) на основании Заключения, составленного по результатам предпроверочного анализа, и предложений сотрудников проверяющей бригады средствами программного комплекса АИС составляет программу проведения выездной налоговой проверки, согласовывает ее с начальником отдела выездных проверок.
(с изм. от 15.01.2019)
"О рекомендациях по проведению выездных налоговых проверок"Руководитель проверяющей группы (бригады) на основании Заключения, составленного по результатам предпроверочного анализа, и предложений сотрудников проверяющей бригады средствами программного комплекса АИС составляет программу проведения выездной налоговой проверки, согласовывает ее с начальником отдела выездных проверок.