Закон о защите прав потребителей возврат билетов
Подборка наиболее важных документов по запросу Закон о защите прав потребителей возврат билетов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 786 "Договор перевозки пассажира" ГК РФ"Разрешая спор, суд первой инстанции, руководствуясь положениями ст. 786 ГК РФ, ст. 105 ВК РФ, п. п. 44, 233, 234, 235 Федеральных авиационных правил "Общих правил воздушных перевозок, пассажиров, багажа, грузов, и требований к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.06.2007 N 82, п. п. 116, 120 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утвержденных Приказом Минтранса России от 25.09.2008 N 155, ст. ст. 13, 22, 23, 31 Закона РФ "О защите прав потребителей", установив факт неисполнения ответчиком требований истца о возврате уплаченных за билеты денежных сумм, пришел к выводам об удовлетворении исковых требований истца о взыскании с ответчика суммы провозной платы, а также неустойки за просрочку возврата денежных средств потребителю и штрафа за неудовлетворение в добровольном порядке требований потребителя."
Определение Шестого кассационного суда общей юрисдикции от 26.04.2022 N 88-8540/2022 по делу N 2-147/2021
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки, штрафа; 2) О возврате денежных средств; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истицей были приобретены авиабилеты, однако в связи с пандемией коронавирусной инфекции поездка не состоялась.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Реализация перевозчиком предусмотренного статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации права возвратить пассажиру провозную плату с соблюдением порядка и сроков, установленных утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации Положением об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира N 991, не свидетельствует о нарушении прав пассажира, в связи с чем, на перевозчика в настоящее время не может быть возложена ответственность как в виде возврата уплаченных денежных средств на покупку провозных билетов, а соответственно, и в виде уплаты неустойки, компенсации морального вреда и штрафа, предусмотренных Законом о защите прав потребителей.
Категория спора: Возмездное оказание услуг.
Требования заказчика: 1) О взыскании неустойки, штрафа; 2) О возврате денежных средств; 3) О взыскании компенсации морального вреда.
Обстоятельства: Истицей были приобретены авиабилеты, однако в связи с пандемией коронавирусной инфекции поездка не состоялась.
Решение: 1) Отказано; 2) Отказано; 3) Отказано.Реализация перевозчиком предусмотренного статьей 107.2 Воздушного кодекса Российской Федерации права возвратить пассажиру провозную плату с соблюдением порядка и сроков, установленных утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации Положением об особенностях исполнения договора воздушной перевозки пассажира N 991, не свидетельствует о нарушении прав пассажира, в связи с чем, на перевозчика в настоящее время не может быть возложена ответственность как в виде возврата уплаченных денежных средств на покупку провозных билетов, а соответственно, и в виде уплаты неустойки, компенсации морального вреда и штрафа, предусмотренных Законом о защите прав потребителей.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Спор о взыскании полной или частичной стоимости авиа- или железнодорожного билета (на основании судебной практики Московского городского суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2024)К отношениям, связанным с приобретением авиа- или железнодорожного билета и возвратом его стоимости, применяются положения Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (п. п. 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17). Роспотребнадзор пояснил, что основу законодательства, регулирующего оказание услуг по пассажирским перевозкам, составляют нормы общегражданского законодательства, включая законодательство о защите прав потребителей (Письмо от 22.09.2010 N 01-09/1927 "О защите прав пассажиров при опоздании или задержке поезда дальнего или местного следования").
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2024)К отношениям, связанным с приобретением авиа- или железнодорожного билета и возвратом его стоимости, применяются положения Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (п. п. 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 N 17). Роспотребнадзор пояснил, что основу законодательства, регулирующего оказание услуг по пассажирским перевозкам, составляют нормы общегражданского законодательства, включая законодательство о защите прав потребителей (Письмо от 22.09.2010 N 01-09/1927 "О защите прав пассажиров при опоздании или задержке поезда дальнего или местного следования").
Статья: Отказ от услуг: туры, билеты, отели
(Рымкевич А.В.)
("Главная книга", 2022, N 19)Суд взыскал в пользу женщины не только стоимость билетов, но и существенную неустойку за несвоевременный возврат денег, штраф по Закону о защите прав потребителей и компенсацию морального вреда. Женщина представила распечатку, в которой было зафиксировано два звонка в авиакомпанию, и суд посчитал это надлежащим уведомлением <10>.
(Рымкевич А.В.)
("Главная книга", 2022, N 19)Суд взыскал в пользу женщины не только стоимость билетов, но и существенную неустойку за несвоевременный возврат денег, штраф по Закону о защите прав потребителей и компенсацию морального вреда. Женщина представила распечатку, в которой было зафиксировано два звонка в авиакомпанию, и суд посчитал это надлежащим уведомлением <10>.
Нормативные акты
Решение Верховного Суда РФ от 04.12.2023 N АКПИ23-816
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца четвертого пункта 151 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утв. приказом Министерства транспорта России от 05.09.2022 N 352>Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца четвертого пункта 151 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемая норма противоречит подпункту 3 пункта 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), ограничивает возможность потребителя осуществить возврат неиспользованного проездного билета и ущемляет его право на свободную реализацию прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и Законом о защите прав потребителей.
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим абзаца четвертого пункта 151 Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом, утв. приказом Министерства транспорта России от 05.09.2022 N 352>Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с административным исковым заявлением о признании недействующим абзаца четвертого пункта 151 Правил, ссылаясь на то, что оспариваемая норма противоречит подпункту 3 пункта 2 статьи 16 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон о защите прав потребителей), ограничивает возможность потребителя осуществить возврат неиспользованного проездного билета и ущемляет его право на свободную реализацию прав, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и Законом о защите прав потребителей.
Решение Верховного Суда РФ от 16.05.2014 N АКПИ14-307
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими пунктов 5.2.1, 5.2.2 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 395>Гражданин П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 5.2.1, 5.2.2 Положения, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 1 статьи 102, пункту 3 статьи 106, пункту 2 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 1, статье 39.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", нормам международного права и нарушает права пассажиров.
<Об оставлении без удовлетворения заявления о признании недействующими пунктов 5.2.1, 5.2.2 Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 N 395>Гражданин П. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими пунктов 5.2.1, 5.2.2 Положения, ссылаясь на то, что оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат пункту 1 статьи 102, пункту 3 статьи 106, пункту 2 статьи 64 Воздушного кодекса Российской Федерации, пункту 2 статьи 1, статье 39.1 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", нормам международного права и нарушает права пассажиров.