Законотворчество субъектов рф

Подборка наиболее важных документов по запросу Законотворчество субъектов рф (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Традиционные семейные ценности, семейные обычаи и традиции в системе источников семейного права Российской Федерации
(Рабец А.М.)
("Цивилист", 2024, N 4)
Таким образом, традиционные семейные ценности, семейные обычаи и традиции, как подчеркивается в науке семейного права, были и остаются источниками семейного права, поскольку они не только выработали и закрепили важнейшие принципы семейного права, но и разработали приемлемые механизмы разрешения семейных конфликтов. Они могут использоваться судами для правильного толкования законодательства, для поиска оптимального правового решения <28>. Однако было бы не только весьма желательно, но и необходимо закрепить традиционные семейные ценности, семейный обычай и семейную традицию (в широком, обобщающем значении) в качестве источника семейного права не только применительно к законотворчеству субъектов РФ, но и для регулирования семейных отношений на всей территории Российской Федерации, включив соответствующие положения в ст. 3 СК РФ. Представляется целесообразным отражение указанных неправовых социальных регуляторов в соответствующих постановлениях Пленума Верховного Суда РФ, с тем чтобы суды могли бы ссылаться на них при разрешении конкретных семейных споров. Что касается традиционных семейных ценностей, то упоминание о них должно иметь место не только в гл. 1 и 2 СК РФ, но и в целом ряде положений, регулирующих конкретные семейные отношения, в которых неправовые социальные регуляторы могут быть совмещены с нормами права, усиливать и дополнять их.
Статья: Развитие межбюджетных отношений в рамках бюджетно-налоговой политики, направленной на обеспечение финансовой устойчивости субъектов Российской Федерации
(Рябова Е.В.)
("Журнал российского права", 2023, N 7)
Возможность органов государственной власти субъектов РФ принимать законодательные, политические и управленческие решения по обеспечению сбалансированности своих бюджетов с учетом исполнения всех действующих расходных обязательств обусловлена в том числе принципом самостоятельности бюджетов <14>, в соответствии с которым формирование доходов, расходов и осуществление бюджетного процесса в отношении регионального бюджета находятся в зоне ответственности субъекта РФ, а не федерального законодателя. Формирование и поддержание финансового обеспечения расходных обязательств регионов в полном объеме, в свою очередь, зависят от достаточности источников региональных доходов, в связи с чем в последние годы Российской Федерацией проводится последовательная политика по нивелированию федеральных льгот по региональным налогам <15>. Данная мера, с одной стороны, расширяет полномочия органов государственной власти субъектов РФ, позволяя им проводить собственную фискальную политику посредством опережающего и параллельного законотворчества субъектов РФ <16>, но, с другой стороны, не позволяет России проводить единую налоговую политику в отношении отдельных категорий населения. Например, вопрос о предоставлении налоговых льгот по транспортному налогу, относящемуся в силу ст. 14 НК РФ к региональным налогам, налогоплательщикам - физическим лицам определенной социальной категории, например ветеранам боевых действий в связи с проведением специальной военной операции на Украине, формально может быть разрешен как федеральным законодателем, так и региональными, однако первое противоречило бы сложившейся политической тенденции. С одной стороны, вопрос установления налоговой льготы по транспортному налогу ветеранам боевых действий имеет общефедеральное значение, поскольку является следствием проведения военных действий в рамках общефедеральной функции государства, с другой стороны, установление налоговых льгот по региональным налогам независимо от категории налогоплательщиков находится в зоне совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов и, учитывая текущий политический курс на упразднение налоговых льгот по региональным и местным налогам, подлежит разрешению с учетом дискреции регионального законодателя <17>.

Нормативные акты

Постановление Конституционного Суда РФ от 02.07.2018 N 27-П
"По делу о проверке конституционности абзаца второго части 6 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с запросом Законодательного Собрания Ростовской области"
Такое законодательное решение вопроса о должностных лицах, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, - тем более что их принятие является правом, а не обязанностью субъекта Российской Федерации - согласуется с конституционными основами федеративного устройства Российской Федерации, учитывает прямо предусмотренную Конституцией Российской Федерации (статья 132, часть 2) возможность наделения законом органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств, не препятствует собственному законотворчеству субъектов Российской Федерации по вопросам административной ответственности за нарушения общественного порядка и общественной безопасности, не ограничивает их в самостоятельной организации производства по делам о таких административных правонарушениях, в том числе в части его процессуального обеспечения, и вместе с тем позволяет передавать осуществление полномочий по составлению протоколов об указанных административных правонарушениях должностным лицам органов внутренних дел (полиции) посредством заключения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации соглашений с компетентным федеральным органом исполнительной власти (статья 78, часть 3, Конституции Российской Федерации).
Постановление Конституционного Суда РФ от 14.02.2013 N 4-П
"По делу о проверке конституционности Федерального закона "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы и жалобой гражданина Э.В. Савенко"
Разумеется, что из этого не вытекает безусловная обязанность Государственной Думы удовлетворить все заявленные субъектами Российской Федерации требования. Проведение соответствующих процедур предполагает выяснение и обсуждение мнений субъектов Российской Федерации для выработки возможно более согласованного проекта федерального закона. Федерализм невозможен без активного непосредственного участия в законотворчестве субъектов, находящихся в составе Федерации. Если участие субъектов Федерации в федеральном законодательном процессе окажется слишком незначительным, это может ослабить у них стремление к развитию собственной законодательной базы и вообще поставить под сомнение федеративный характер государства.