Закупки 223-фз без торгов
Подборка наиболее важных документов по запросу Закупки 223-фз без торгов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2024 N 08АП-3620/2024 по делу N А75-19864/2023
Требование: О взыскании убытков в виде упущенной выгоды и реального ущерба, связанного с перечислением банку вознаграждения за предоставление банковской гарантии.
Решение: Требование удовлетворено в части.Как следует из материалов дела, данное обстоятельство обусловлено тем, что в нарушение условий договора и требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" предприятие без проведения торгов заключило с ИП Алиевым М.Г. аналогичный договор от 16.01.2023N 43 на поставку витаминизированного хлеба и хлебобулочных изделий.
Требование: О взыскании убытков в виде упущенной выгоды и реального ущерба, связанного с перечислением банку вознаграждения за предоставление банковской гарантии.
Решение: Требование удовлетворено в части.Как следует из материалов дела, данное обстоятельство обусловлено тем, что в нарушение условий договора и требований Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" предприятие без проведения торгов заключило с ИП Алиевым М.Г. аналогичный договор от 16.01.2023N 43 на поставку витаминизированного хлеба и хлебобулочных изделий.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Заключение договора при закупках по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)Между тем в Федеральном законе N 223-ФЗ содержится явно выраженный направленный на противодействие злоупотреблениям в сфере закупок запрет на заключение сделок в обход предусмотренных конкурентных способов, без использования которых нарушаются права неопределенного круга третьих лиц - потенциальных участников торгов, в связи с чем заключение спорного договора без соблюдения конкурентных процедур, предусмотренных Федеральным законом N 223-ФЗ, свидетельствует о нарушении таким договором явно выраженного запрета, установленного законом.
(КонсультантПлюс, 2025)Между тем в Федеральном законе N 223-ФЗ содержится явно выраженный направленный на противодействие злоупотреблениям в сфере закупок запрет на заключение сделок в обход предусмотренных конкурентных способов, без использования которых нарушаются права неопределенного круга третьих лиц - потенциальных участников торгов, в связи с чем заключение спорного договора без соблюдения конкурентных процедур, предусмотренных Федеральным законом N 223-ФЗ, свидетельствует о нарушении таким договором явно выраженного запрета, установленного законом.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Как провести закупку по 223-ФЗ у единственного поставщика
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. В каких случаях провести закупку у единственного поставщика и заключить договор без проведения торгов по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2025)1.1. В каких случаях провести закупку у единственного поставщика и заключить договор без проведения торгов по Закону N 223-ФЗ
"Настольная книга специалиста по корпоративным закупкам"
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Если положение о закупке в срок, предусмотренный Законом 223-ФЗ, не было утверждено и размещено в ЕИС, то на заказчика с этого момента начинает распространяться Закон 44-ФЗ в объеме, предусмотренном ч. 5.1 ст. 8 Закона 223-ФЗ. А до этого момента закупки заказчика регулируются исключительно нормами ГК РФ, что позволяет заключить без проведения торгов необходимое количество договоров для закрытия основных потребностей заказчика в продукции на первое время и обеспечить бесперебойную работу в переходный период.
(Байрашев В.Р., Исютин-Федотков Д.В.)
("Проспект", 2025)Если положение о закупке в срок, предусмотренный Законом 223-ФЗ, не было утверждено и размещено в ЕИС, то на заказчика с этого момента начинает распространяться Закон 44-ФЗ в объеме, предусмотренном ч. 5.1 ст. 8 Закона 223-ФЗ. А до этого момента закупки заказчика регулируются исключительно нормами ГК РФ, что позволяет заключить без проведения торгов необходимое количество договоров для закрытия основных потребностей заказчика в продукции на первое время и обеспечить бесперебойную работу в переходный период.
Нормативные акты
Информационное письмо Росавиации от 14.08.2025 N Исх-29322/04
<О внесении сертифицированного светосигнального оборудования в реестр российской промышленной продукции>Согласно пункту 347 приложения N 2 Постановления светосигнальное оборудование (далее - ССО) относится к оборудованию радиоэлектронной промышленности (ОКПД2 - 27.90.70 Устройства электрической сигнализации, электрооборудование для обеспечения безопасности или управления движением на железных дорогах, трамвайных путях, автомобильных дорогах, внутренних водных путях, площадках для парковки, в портовых сооружениях или на аэродромах), в отношении которого в соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 1 Постановления установлено ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
<О внесении сертифицированного светосигнального оборудования в реестр российской промышленной продукции>Согласно пункту 347 приложения N 2 Постановления светосигнальное оборудование (далее - ССО) относится к оборудованию радиоэлектронной промышленности (ОКПД2 - 27.90.70 Устройства электрической сигнализации, электрооборудование для обеспечения безопасности или управления движением на железных дорогах, трамвайных путях, автомобильных дорогах, внутренних водных путях, площадках для парковки, в портовых сооружениях или на аэродромах), в отношении которого в соответствии с абзацами третьим и четвертым пункта 1 Постановления установлено ограничение закупок товаров (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и преимущество в отношении товаров российского происхождения (в том числе поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг).
Путеводитель по спорам в сфере госзаказа: Формирование документов для закупки по Закону N 223-ФЗ.
Можно ли при закупке по Закону N 223-ФЗ требовать представить в составе заявки справку из налогового органа
(КонсультантПлюс, 2025)...Суды пришли к обоснованному выводу о том, что в действиях организатора торгов по установлению... ненадлежащего дискриминационного требования о предоставлении... справки... фактически являющегося неисполнимым, имеется нарушение п. 2 ч. 1 [ст. 3], ч. 9 ст. 3.2, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки".
Можно ли при закупке по Закону N 223-ФЗ требовать представить в составе заявки справку из налогового органа
(КонсультантПлюс, 2025)...Суды пришли к обоснованному выводу о том, что в действиях организатора торгов по установлению... ненадлежащего дискриминационного требования о предоставлении... справки... фактически являющегося неисполнимым, имеется нарушение п. 2 ч. 1 [ст. 3], ч. 9 ст. 3.2, п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, выразившееся в несоблюдении принципа равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки".
Готовое решение: При каких условиях договор, заключенный в рамках Закона N 223-ФЗ, может быть признан недействительным
(КонсультантПлюс, 2025)с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), в то время как соответствующее основание для выбора этого способа закупки не предусмотрено положением о закупке заказчика (ст. 168 ГК РФ, ч. 1 ст. 2, ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ);
(КонсультантПлюс, 2025)с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), в то время как соответствующее основание для выбора этого способа закупки не предусмотрено положением о закупке заказчика (ст. 168 ГК РФ, ч. 1 ст. 2, ст. 3.6 Закона N 223-ФЗ);
Статья: Обеспечение реализации конституционного принципа добросовестной конкуренции при электронной контрактации товаров, работ, услуг
(Аношина А.Я.)
("Современное право", 2024, N 5)В настоящее время электронные закупки осуществляются в соответствии с Федеральными законами N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, в которых раскрываются порядок и условия отбора операторов электронных площадок, формируются принципы контрактации продукции товаров, работ, услуг, организации электронного документооборота. В Законе N 44-ФЗ подчеркивается необходимость соблюдения принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных закупок, формулируются методологические подходы к формированию начальной (максимальной) цены, стоимости поставок.
(Аношина А.Я.)
("Современное право", 2024, N 5)В настоящее время электронные закупки осуществляются в соответствии с Федеральными законами N 44-ФЗ и N 223-ФЗ, в которых раскрываются порядок и условия отбора операторов электронных площадок, формируются принципы контрактации продукции товаров, работ, услуг, организации электронного документооборота. В Законе N 44-ФЗ подчеркивается необходимость соблюдения принципа ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных закупок, формулируются методологические подходы к формированию начальной (максимальной) цены, стоимости поставок.
Статья: Административная практика
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 8)Таким образом, требования ПП РФ N 301, по сути, затрагивают лишь техническую составляющую проведения закупок в части неразмещения соответствующей информации на указанном ресурсе, при сохранении иных условий проведения закупочных процедур.
("Вестник Института госзакупок", 2022, N 8)Таким образом, требования ПП РФ N 301, по сути, затрагивают лишь техническую составляющую проведения закупок в части неразмещения соответствующей информации на указанном ресурсе, при сохранении иных условий проведения закупочных процедур.
"Обзор судебной практики в сфере закупок по 223-ФЗ (декабрь 2024 года)"
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)"Таким образом, проведение Аукциона на закупку медицинских изделий с конкретным торговым наименованием без возможности поставить такие же медицинские изделия с другим торговым наименованием, учитывая, что Закон о закупках обязывает заказчиков указывать товарный знак только в случае сопровождения такого указания словами "или эквивалент", свидетельствует о существенном нарушении норм Закона о закупках и Закона о контрактной системе.
(Управление контроля размещения государственного заказа ФАС России)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)"Таким образом, проведение Аукциона на закупку медицинских изделий с конкретным торговым наименованием без возможности поставить такие же медицинские изделия с другим торговым наименованием, учитывая, что Закон о закупках обязывает заказчиков указывать товарный знак только в случае сопровождения такого указания словами "или эквивалент", свидетельствует о существенном нарушении норм Закона о закупках и Закона о контрактной системе.
Статья: Актуальные вопросы противодействия коррупции при осуществлении публичных и корпоративных закупок
(Степанова Е.Е.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)По сути, односторонний отказ заказчика от заключения договора по результатам торгов можно рассматривать как отмену конкурентной закупки. Но, согласно ч. 5 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, такая отмена возможна до окончания подачи заявок для участия в данной конкурентной закупке <4>. Однако если в торгах принял участие только один участник, а в положении о закупке прямо предусмотрено, что в этом случае заказчик - организатор торгов отказывается от заключения договора с единственным участником, для того чтобы провести повторную конкурентную процедуру, то нарушение со стороны заказчика отсутствует, что подтвердил и Конституционный Суд России в Постановлении от 23 декабря 2022 г. N 57-П <5>.
(Степанова Е.Е.)
("Конкурентное право", 2024, N 4)По сути, односторонний отказ заказчика от заключения договора по результатам торгов можно рассматривать как отмену конкурентной закупки. Но, согласно ч. 5 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ, такая отмена возможна до окончания подачи заявок для участия в данной конкурентной закупке <4>. Однако если в торгах принял участие только один участник, а в положении о закупке прямо предусмотрено, что в этом случае заказчик - организатор торгов отказывается от заключения договора с единственным участником, для того чтобы провести повторную конкурентную процедуру, то нарушение со стороны заказчика отсутствует, что подтвердил и Конституционный Суд России в Постановлении от 23 декабря 2022 г. N 57-П <5>.
Статья: Об арбитрабельности споров, вытекающих из отношений, регулируемых Федеральным законом "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц"
(Шиткина И.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 9)В текущий момент вследствие опубликования ФАС России вышеупомянутого письма формируется отрицательная для заказчиков судебная практика <5> относительно неправомерности включения в проект договора в составе извещения о конкурентной закупке, проводимой по правилам, установленным Законом N 223-ФЗ, третейской оговорки без альтернативного условия о возможности рассмотрения спора арбитражным судом. Такая позиция противоречит идее развития третейского разбирательства и не способствует быстрому и качественному рассмотрению споров третейскими судами в интересах предпринимательского сообщества.
(Шиткина И.С.)
("Вестник экономического правосудия Российской Федерации", 2024, N 9)В текущий момент вследствие опубликования ФАС России вышеупомянутого письма формируется отрицательная для заказчиков судебная практика <5> относительно неправомерности включения в проект договора в составе извещения о конкурентной закупке, проводимой по правилам, установленным Законом N 223-ФЗ, третейской оговорки без альтернативного условия о возможности рассмотрения спора арбитражным судом. Такая позиция противоречит идее развития третейского разбирательства и не способствует быстрому и качественному рассмотрению споров третейскими судами в интересах предпринимательского сообщества.
Статья: Виды комплексного развития территорий
(Кирсанов А.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 4)В связи с этим следует иметь в виду еще одно ограничение. На государственные компании и хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, распространяются требования Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
(Кирсанов А.Р.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2021, N 4)В связи с этим следует иметь в виду еще одно ограничение. На государственные компании и хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в совокупности превышает пятьдесят процентов, распространяются требования Федерального закона от 18 июля 2011 года N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
Статья: Установление требований к участникам корпоративных закупок. Административная ответственность члена закупочной комиссии
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 9)24 апреля 2018 г. организатором размещено извещение об открытом запросе предложений в электронной форме. В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ заказчиком разработана и утверждена закупочная документация, в которой определен состав документов, подлежащих представлению участниками закупки в составе своих заявок.
(Беляева О.)
("Прогосзаказ.рф", 2021, N 9)24 апреля 2018 г. организатором размещено извещение об открытом запросе предложений в электронной форме. В соответствии с п. 2 ч. 10 ст. 4 Закона N 223-ФЗ заказчиком разработана и утверждена закупочная документация, в которой определен состав документов, подлежащих представлению участниками закупки в составе своих заявок.
Статья: Специальный правовой режим малого и среднего бизнеса в контексте поиска перспективных направлений поддержки иных сегментов отечественной экономики
(Ершова И.В., Трофимова Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)Вопрос о правовой природе экономической активности самозанятых продолжает оставаться дискуссионным <13>, однако независимо от правовой квалификации их деятельности плательщикам налога на профессиональный доход, имеющим собственное дело, необходима не только удобная форма взаимодействия с государством по вопросам легитимации и налогообложения, но и поддержка, оказание которой может способствовать сохранению и росту бизнеса. Этим было обусловлено предоставление самозанятым возможности участвовать в закупках в режиме, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <14> (далее - Закон о закупках) для субъектов МСП, и признание их в соответствии со ст. 14.1 Закона о МСП получателями мер поддержки, предназначенной для малого и среднего бизнеса, без отнесения к субъектам микропредпринимательства. В 2022 г. физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", были предоставлены привилегии, касающиеся размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами МСП <15>, что подтверждает ранее избранный законодателем подход в отношении распространения на самозанятых отдельных элементов льготного режима деятельности субъектов МСП.
(Ершова И.В., Трофимова Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 2)Вопрос о правовой природе экономической активности самозанятых продолжает оставаться дискуссионным <13>, однако независимо от правовой квалификации их деятельности плательщикам налога на профессиональный доход, имеющим собственное дело, необходима не только удобная форма взаимодействия с государством по вопросам легитимации и налогообложения, но и поддержка, оказание которой может способствовать сохранению и росту бизнеса. Этим было обусловлено предоставление самозанятым возможности участвовать в закупках в режиме, предусмотренном Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" <14> (далее - Закон о закупках) для субъектов МСП, и признание их в соответствии со ст. 14.1 Закона о МСП получателями мер поддержки, предназначенной для малого и среднего бизнеса, без отнесения к субъектам микропредпринимательства. В 2022 г. физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями и применяющими специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", были предоставлены привилегии, касающиеся размещения нестационарных торговых объектов, используемых субъектами МСП <15>, что подтверждает ранее избранный законодателем подход в отношении распространения на самозанятых отдельных элементов льготного режима деятельности субъектов МСП.