Закупки у взаимозависимых лиц
Подборка наиболее важных документов по запросу Закупки у взаимозависимых лиц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 52 "Порядок исчисления налога, страховых взносов" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, пени, штраф, указав на создание обществом схемы уклонения от налогообложения, направленной на получение налоговой выгоды вследствие дробления бизнеса, с участием взаимозависимых организаций, применяющих специальные налоговые режимы ЕНВД и УСН. Суд признал доначисление неправомерным, указав, что наличие взаимозависимости налогоплательщиков само по себе не свидетельствует об отсутствии у налогового органа обязанности по доказыванию обстоятельств того, каким образом данный факт повлиял на те или иные результаты правоотношений взаимозависимых юридических лиц. Суд отметил, что организации первоначально были созданы задолго до проверяемого периода, при этом часть из них была создана независимыми лицами, сам налогоплательщик задолго до проверяемого периода прекратил осуществлять розничную торговлю, сочтя ее экономически нецелесообразной, налогоплательщик применял общую систему налогообложения и занимался оптовой торговлей, включающей закупки, хранение и поставки преимущественно алкогольной продукции, а также иных продуктов питания и сопутствующих товаров, как до создания взаимозависимых лиц, так и после, все хозяйствующие субъекты самостоятельно ведут бухгалтерский, налоговый, кадровый и складской учет, самостоятельно несут свои текущие расходы по деятельности, имеют обособленное имущество (транспортные средства, недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности или на праве аренды, и т.д.), имеют различных поставщиков и покупателей, собственных сотрудников. Налоговый орган не установил фактов сокрытия или вывода на счета взаимозависимых лиц выручки, полученной от осуществления оптовой и розничной торговли, фактов зачисления выручки одной организации на счета других организаций, совершения транзитных операций между организациями, нехарактерных финансовых операций, вывода финансовых средств на счета физических лиц учредителей. Суд отметил, что налоговый орган не установил совокупность обстоятельств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, не представил доказательств того, что имущество взаимозависимых лиц использовалось как единая производственная база.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Налоговый орган доначислил НДС, пени, штраф, указав на создание обществом схемы уклонения от налогообложения, направленной на получение налоговой выгоды вследствие дробления бизнеса, с участием взаимозависимых организаций, применяющих специальные налоговые режимы ЕНВД и УСН. Суд признал доначисление неправомерным, указав, что наличие взаимозависимости налогоплательщиков само по себе не свидетельствует об отсутствии у налогового органа обязанности по доказыванию обстоятельств того, каким образом данный факт повлиял на те или иные результаты правоотношений взаимозависимых юридических лиц. Суд отметил, что организации первоначально были созданы задолго до проверяемого периода, при этом часть из них была создана независимыми лицами, сам налогоплательщик задолго до проверяемого периода прекратил осуществлять розничную торговлю, сочтя ее экономически нецелесообразной, налогоплательщик применял общую систему налогообложения и занимался оптовой торговлей, включающей закупки, хранение и поставки преимущественно алкогольной продукции, а также иных продуктов питания и сопутствующих товаров, как до создания взаимозависимых лиц, так и после, все хозяйствующие субъекты самостоятельно ведут бухгалтерский, налоговый, кадровый и складской учет, самостоятельно несут свои текущие расходы по деятельности, имеют обособленное имущество (транспортные средства, недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности или на праве аренды, и т.д.), имеют различных поставщиков и покупателей, собственных сотрудников. Налоговый орган не установил фактов сокрытия или вывода на счета взаимозависимых лиц выручки, полученной от осуществления оптовой и розничной торговли, фактов зачисления выручки одной организации на счета других организаций, совершения транзитных операций между организациями, нехарактерных финансовых операций, вывода финансовых средств на счета физических лиц учредителей. Суд отметил, что налоговый орган не установил совокупность обстоятельств, свидетельствующих о получении налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды, не представил доказательств того, что имущество взаимозависимых лиц использовалось как единая производственная база.
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 172 "Порядок применения налоговых вычетов" главы 21 "Налог на добавленную стоимость" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Инспекцией установлены обстоятельства, свидетельствующие о создании формального документооборота группой аффилированных, взаимозависимых лиц в отношении перехода права собственности на спорные отходы, а именно: передача отходов налогоплательщику являлась формальной, так как контрагент продолжал реализацию результатов переработки отходов, при этом закупка шлака для осуществления переработки не осуществлялась.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Инспекцией установлены обстоятельства, свидетельствующие о создании формального документооборота группой аффилированных, взаимозависимых лиц в отношении перехода права собственности на спорные отходы, а именно: передача отходов налогоплательщику являлась формальной, так как контрагент продолжал реализацию результатов переработки отходов, при этом закупка шлака для осуществления переработки не осуществлялась.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Какие меры противодействия коррупции предусмотрены в сфере закупок по Закону N 44-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2024)Участие в закупках аффилированных с заказчиком лиц Законом N 44-ФЗ прямо не запрещено. Однако необходимо учитывать, в частности, указанные выше ограничения, касающиеся состава комиссии, требования к участникам закупки об отсутствии конфликта интересов.
(КонсультантПлюс, 2024)Участие в закупках аффилированных с заказчиком лиц Законом N 44-ФЗ прямо не запрещено. Однако необходимо учитывать, в частности, указанные выше ограничения, касающиеся состава комиссии, требования к участникам закупки об отсутствии конфликта интересов.
Готовое решение: Каким требованиям должен соответствовать участник закупки по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2024)3. Могут ли аффилированные с заказчиком лица принимать участие в закупках по Закону N 223-ФЗ
(КонсультантПлюс, 2024)3. Могут ли аффилированные с заказчиком лица принимать участие в закупках по Закону N 223-ФЗ
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о применении пункта 9 части 1 статьи 31 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016)Частью 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ установлены запреты на осуществление организатором закупки или заказчиком действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе на координацию деятельности участников закупки, создание преимущественных условий участия в закупке для отдельных ее участников (в том числе путем открытия доступа к информации), нарушение порядка определения победителя закупки. По смыслу указанных норм не допускаются к участию в аукционе лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов. Аналогичный запрет установлен частью 1 статьи 1, частью 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 28.09.2016)Частью 1 статьи 17 Закона N 135-ФЗ установлены запреты на осуществление организатором закупки или заказчиком действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе на координацию деятельности участников закупки, создание преимущественных условий участия в закупке для отдельных ее участников (в том числе путем открытия доступа к информации), нарушение порядка определения победителя закупки. По смыслу указанных норм не допускаются к участию в аукционе лица, аффилированность которых сама по себе создает условия для конфликта интересов. Аналогичный запрет установлен частью 1 статьи 1, частью 2 статьи 8 Закона N 44-ФЗ.
Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2024)9) отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:
(ред. от 08.08.2024)
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2024)9) отсутствие обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика (руководитель заказчика, член комиссии по осуществлению закупок, руководитель контрактной службы заказчика, контрактный управляющий), его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии (отец, мать, дедушка, бабушка, сын, дочь, внук, внучка), полнородный или неполнородный (имеющий общих с должностным лицом заказчика отца или мать) брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является: