Замена наказания в виде штрафа на обязательные работы

Подборка наиболее важных документов по запросу Замена наказания в виде штрафа на обязательные работы (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Постановление Седьмого кассационного суда общей юрисдикции от 22.05.2024 N 16-1895/2024
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином, лицом без гражданства правил въезда или режима пребывания в РФ.
Решение: Удовлетворено.
Ссылки А.Т.Д. на положения части 4 статьи 3.10 КоАП РФ, части 3.8 статьи 4.1 КоАП РФ, на необходимость их применения с учетом положений Федерального закона от 25 декабря 2023 года N 649-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", не указывают на незаконность вынесенных решений. Приведенные ранее фактические обстоятельства нахождения А.Т.Д. на территории Российской Федерации (в том, числе с учетом положений вышеуказанных норм) не свидетельствуют, что применение к А.Т.Д. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, оснований для замены наказания в соответствии с частью 3.8 статьи 4.1 КоАП РФ на административный штраф либо обязательные работы не имеется.
Постановление Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 02.08.2024 N 16-3221/2024 (УИД 78RS0014-01-2024-000952-14)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ за нарушение иностранным гражданином, лицом без гражданства правил въезда или режима пребывания в РФ.
Решение: Удовлетворено.
Ссылки защитника С. на положения части 4 статьи 3.10, части 3.8 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на необходимость их применения с учетом положений Федерального закона от 25.12.2023 N 649-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", не указывают на незаконность вынесенных решений. Приведенные ранее фактические обстоятельства нахождения С. на территории Российской Федерации (в том, числе с учетом положений вышеуказанных норм) не свидетельствуют, что применение к С. наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации является чрезмерным ограничением права на уважение частной жизни и несоразмерно целям административного наказания, оснований для замены наказания в соответствии с частью 3.8 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на административный штраф либо обязательные работы не имеется.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Особенности замены наказания в виде штрафа наказанием, альтернативным лишению свободы (краткий историко-правовой очерк)
(Ткачева С.В.)
("Российский судья", 2020, N 10)
Судебная практика свидетельствует о значительной дифференциации замены указанного вида наказания, отсутствии единообразия правоприменителей при определении вида и размера заменяемого наказания, вследствие чего наказание в конечном итоге не соответствует принципам и целям, указанным в уголовном законе, что свидетельствует о необходимости введения определенных критериев замены, которые нуждаются в серьезной проработке и внесении в закон. Как нам представляется, отправной точкой для таковой может являться законодательство советского периода, и, на наш взгляд, возможно применить алгоритм замены, основой которому может служить минимальный размер оплаты труда (далее - МРОТ), применяемый для регулирования оплаты труда и определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также для иных целей обязательного социального страхования. Думается, что в качестве переводной единицы один МРОТ должен быть равен двум месяцам принудительных работ (или 60 дней), поскольку, согласно уголовному закону, данный вид работ является наиболее строгим видом наказания, альтернативным лишению свободы. Вместе с тем соответствие дней принудительных работ иным видам наказания, не связанным с лишением свободы (обязательным работам, исправительным работам, ограничению свободы), уже установлено соответствующими статьями Уголовного кодекса, которыми и надлежит руководствоваться при замене наказания. В случае если при замене наказания в виде штрафа на обязательные работы размер замененного наказания будет превышать предельный срок данного вида наказания, то надлежит применять более строгое наказание в виде исправительных работ и т.д. К примеру, осужденному назначено наказание в виде штрафа в размере 15 тыс. руб. МРОТ по состоянию на 1 января 2020 г. составляет 12 130 руб. <16>, что, согласно нашему предложению, составляет 2 месяца принудительных работ. Делим указанную сумму на 60 дней, получаем 202,16 руб. в день. 15 000 руб. делим на 202 руб., получаем 74 дня принудительных работ. При замене наказания на обязательные работы учитываем, что один день принудительных работ равен восьми часам обязательных работ, то есть восемь часов обязательных работ умножаем на 74 дня, получаем 592 часа, а учитывая, что максимальное количество часов обязательных работ составляет 480, то назначить данное наказание невозможно, следовательно, возможно назначить исправительные работы. Для чего пользуемся той же формулой и получаем 24 дня исправительных работ (74 дня принудительных работ делим на три дня (ч. 4 ст. 50 УК РФ)). Принимая во внимание, что, согласно статистическим сведениям, приведенным в таблице, наибольший удельный вес среди назначенного наказания в виде штрафа последние три года занимает размер штрафа свыше 5 тыс. руб. и до 25 тыс. руб. (57,6%), а преступления против собственности из них занимают наибольший удельный вес, то согласно предложенной формуле основными наказаниями при замене штрафа будут обязательные работы до суммы штрафа 13 тыс. руб., свыше 13 тыс. и до 45 тыс. руб. - исправительные работы, свыше 45 тыс. руб. до 136 тыс. руб. - ограничение свободы, свыше 136 тыс. руб. - принудительные работы (см. таблицу).

Нормативные акты

Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.05.2023 N 11
"О практике рассмотрения судами уголовных дел о преступлениях против военной службы"
119. В соответствии со статьей 80 УК РФ военнослужащему, отбывающему содержание в дисциплинарной воинской части, оставшаяся не отбытой часть данного наказания, с учетом положений Общей части УК РФ о неприменении общих наказаний в виде обязательных работ, исправительных работ, ограничения свободы, принудительных работ к военнослужащим, проходящим военную службу по призыву, может быть заменена только штрафом.
Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 22.12.2015 N 58
(ред. от 18.12.2018)
"О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания"
22.6. Судам следует иметь в виду, что при замене наказания в случае злостного уклонения от его отбывания в порядке исполнения приговора, предусмотренном пунктом 2 статьи 397 УПК РФ, штраф, обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы заменяются принудительными работами без предварительной замены лишением свободы. Принудительные работы могут быть также применены при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы (статья 80 УК РФ).