Замещение судьи
Подборка наиболее важных документов по запросу Замещение судьи (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1 "Лица, на которых распространяется действие настоящего Закона" Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей""Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I не предусматривает возможности зачета в выслугу лет времени предшествующей службы в учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, а также в органах и учреждениях прокуратуры, в таможенных органах, периоды работы судьей и замещения государственных должностей Российской Федерации."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Федеральный закон от 17.12.1998 N 188-ФЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О мировых судьях в Российской Федерации"Статья 8. Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение временно отсутствующего мирового судьи
(ред. от 23.07.2025)
"О мировых судьях в Российской Федерации"Статья 8. Прекращение, приостановление полномочий мирового судьи и замещение временно отсутствующего мирового судьи
Федеральный конституционный закон от 07.02.2011 N 1-ФКЗ
(ред. от 23.07.2025)
"О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"Статья 36. Замещение временно отсутствующего председателя районного суда или судей этого суда
(ред. от 23.07.2025)
"О судах общей юрисдикции в Российской Федерации"Статья 36. Замещение временно отсутствующего председателя районного суда или судей этого суда
Статья: Рекомендации Пленума Верховного Суда РФ по применению положений ч. 6 ст. 15 УК РФ
(Мозина Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Наряду с отмеченной позитивной оценкой специальная литература содержит немало критических замечаний относительно обозначенного законодательного решения. Смысл таких замечаний чаще всего сводится к указанию на то, что часть 6 ст. 15 УК РФ "обладает коррупциогенным характером", "противоречит Конституции РФ", "ставит с ног на голову устоявшиеся десятилетиями аксиомы науки уголовного права", "способна внести смуту в уголовное законодательство", "создает благоприятные условия для нарушения основополагающих принципов уголовного права", "создает судье простор для произвола" и т.п. <7>. Считаем, что подобные высказывания исследователей этой нормы не подкреплены основательными доводами. Во-первых, в отечественном уголовном законодательстве с момента его принятия можно обнаружить инструмент, который уже позволяет суду в целях реализации принципа справедливости корректировать императивную законодательную волю. Речь идет об институте назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК РФ), который разрешает суду при наличии ряда условий исправить в сторону уменьшения нижний предел наказания, определенный соответствующей статьей Особенной части УК РФ; либо выбрать более мягкий вид наказания, который конкретная статья не предполагает; либо отказаться от реализации дополнительного вида наказания, установленного в качестве обязательного. Как видим, часть 6 ст. 15 УК РФ является примером продолжающегося развития уголовного права в сторону уменьшения уголовной репрессии и расширения полномочий суда в вопросе индивидуализации уголовной ответственности. Во-вторых, упреки в том, что данное нормативное установление несет потенциально коррупциогенный характер, не соответствуют действительности. Так, количество судей, работников суда, осужденных за совершение взятки, в первом полугодии 2023 г., - один; в 2022 г. - три; в 2021 г. - три; в 2020 г. - три; в 2019 г. - один; в 2018 г. - один; в 2017 г. - три; в 2016 г. - три; в 2015 г. - четыре; в 2014 г. - ноль; в 2013 г. - ноль <8>. Информация о преступлениях, совершенных работниками судебного корпуса, дает основание говорить, что, к сожалению, среди представителей этой профессии есть отдельные граждане, которые склонны пренебрегать запретом, содержащимся в ст. 290 УК РФ. Однако вышеприведенные данные свидетельствуют скорее о том, что предоставленное суду право на понижение ранга вредоносного деяния не способствовало распространению среди сотрудников судебной системы такого преступления коррупционной направленности, как получение взятки. По-прежнему количество данных преступлений, совершенных судьями, работниками суда, находится на социально терпимом уровне. В-третьих, сложившийся на страницах научной литературы стереотип, что часть 6 ст. 15 УК РФ непременно будет способствовать судейскому произволу, создает впечатление, что российский суд априори склонен злоупотреблять своим правом. Полагаем, что сегодня государство стремится создать все условия для осуществления правосудия компетентными, независимыми, справедливыми и беспристрастными судьями, которые осознают свою почетную миссию и всю важность ответственности перед обществом. К тому же увлечение идеями о сокращении объемов судейского усмотрения в состоянии привести общество к скорому замещению судьи искусственным интеллектом.
(Мозина Е.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 2)Наряду с отмеченной позитивной оценкой специальная литература содержит немало критических замечаний относительно обозначенного законодательного решения. Смысл таких замечаний чаще всего сводится к указанию на то, что часть 6 ст. 15 УК РФ "обладает коррупциогенным характером", "противоречит Конституции РФ", "ставит с ног на голову устоявшиеся десятилетиями аксиомы науки уголовного права", "способна внести смуту в уголовное законодательство", "создает благоприятные условия для нарушения основополагающих принципов уголовного права", "создает судье простор для произвола" и т.п. <7>. Считаем, что подобные высказывания исследователей этой нормы не подкреплены основательными доводами. Во-первых, в отечественном уголовном законодательстве с момента его принятия можно обнаружить инструмент, который уже позволяет суду в целях реализации принципа справедливости корректировать императивную законодательную волю. Речь идет об институте назначения более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64 УК РФ), который разрешает суду при наличии ряда условий исправить в сторону уменьшения нижний предел наказания, определенный соответствующей статьей Особенной части УК РФ; либо выбрать более мягкий вид наказания, который конкретная статья не предполагает; либо отказаться от реализации дополнительного вида наказания, установленного в качестве обязательного. Как видим, часть 6 ст. 15 УК РФ является примером продолжающегося развития уголовного права в сторону уменьшения уголовной репрессии и расширения полномочий суда в вопросе индивидуализации уголовной ответственности. Во-вторых, упреки в том, что данное нормативное установление несет потенциально коррупциогенный характер, не соответствуют действительности. Так, количество судей, работников суда, осужденных за совершение взятки, в первом полугодии 2023 г., - один; в 2022 г. - три; в 2021 г. - три; в 2020 г. - три; в 2019 г. - один; в 2018 г. - один; в 2017 г. - три; в 2016 г. - три; в 2015 г. - четыре; в 2014 г. - ноль; в 2013 г. - ноль <8>. Информация о преступлениях, совершенных работниками судебного корпуса, дает основание говорить, что, к сожалению, среди представителей этой профессии есть отдельные граждане, которые склонны пренебрегать запретом, содержащимся в ст. 290 УК РФ. Однако вышеприведенные данные свидетельствуют скорее о том, что предоставленное суду право на понижение ранга вредоносного деяния не способствовало распространению среди сотрудников судебной системы такого преступления коррупционной направленности, как получение взятки. По-прежнему количество данных преступлений, совершенных судьями, работниками суда, находится на социально терпимом уровне. В-третьих, сложившийся на страницах научной литературы стереотип, что часть 6 ст. 15 УК РФ непременно будет способствовать судейскому произволу, создает впечатление, что российский суд априори склонен злоупотреблять своим правом. Полагаем, что сегодня государство стремится создать все условия для осуществления правосудия компетентными, независимыми, справедливыми и беспристрастными судьями, которые осознают свою почетную миссию и всю важность ответственности перед обществом. К тому же увлечение идеями о сокращении объемов судейского усмотрения в состоянии привести общество к скорому замещению судьи искусственным интеллектом.
"Судебные и правоохранительные органы: курс лекций: в 2 т."
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Урегулирован порядок замещения отсутствующих мировых судей по аналогии с судебным районом, в котором создана одна должность мирового судьи, что способствует обеспечению непрерывной работы судебных участков, оперативной и качественной судебной защите прав граждан и организаций.
(том 1)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Загорский Г.И., Попов К.И.)
(под ред. Г.И. Загорского)
("Проспект", 2023)Урегулирован порядок замещения отсутствующих мировых судей по аналогии с судебным районом, в котором создана одна должность мирового судьи, что способствует обеспечению непрерывной работы судебных участков, оперативной и качественной судебной защите прав граждан и организаций.
Ситуация: В каком порядке назначается пенсия судье?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В такой стаж, например, входит время работы в аппаратах судов общей юрисдикции или арбитражных судов на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, стажером судьи или исполнявшим обязанности судьи, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката. Время такой работы включается в стаж работы в качестве судьи, если эта работа предшествовала назначению (избранию) на должность судьи (абз. 4 п. 3.1, абз. 3 п. 3.2, п. 3.3 Инструкции).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В такой стаж, например, входит время работы в аппаратах судов общей юрисдикции или арбитражных судов на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, стажером судьи или исполнявшим обязанности судьи, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката. Время такой работы включается в стаж работы в качестве судьи, если эта работа предшествовала назначению (избранию) на должность судьи (абз. 4 п. 3.1, абз. 3 п. 3.2, п. 3.3 Инструкции).
Статья: О заключении замещающих договоров подряда и взыскании с подрядчика разницы в ценах
(Тимонина И.И.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Кроме того, судьи учли: заказчик заключил замещающий договор за пять месяцев до расторжения договора с первоначальным подрядчиком. При этом заказчик не смог пояснить причины привлечения другого подрядчика в период действия первого договора.
(Тимонина И.И.)
("Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2023, N 1)Кроме того, судьи учли: заказчик заключил замещающий договор за пять месяцев до расторжения договора с первоначальным подрядчиком. При этом заказчик не смог пояснить причины привлечения другого подрядчика в период действия первого договора.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросам замещения вакантной должности судьи, вакантных должностей государственной службы в аппарате суда.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)д) номера телефонов, по которым можно получить информацию по вопросам замещения вакантной должности судьи, вакантных должностей государственной службы в аппарате суда.
Статья: Понятие "педагогическая деятельность" в законодательстве и правоприменительной практике: комплексный анализ содержания
(Усачева Е.А.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)<18> О возможности замещения судьей, пребывающим в отставке, должности заместителя директора правового колледжа института права и управления, входящего в структуру государственного автономного образовательного учреждения высшего образования: заключение комиссии Совета судей Российской Федерации по этике от 24 января 2022 г. N 1-КЭ // СПС "КонсультантПлюс".
(Усачева Е.А.)
("Legal Bulletin", 2025, N 2)<18> О возможности замещения судьей, пребывающим в отставке, должности заместителя директора правового колледжа института права и управления, входящего в структуру государственного автономного образовательного учреждения высшего образования: заключение комиссии Совета судей Российской Федерации по этике от 24 января 2022 г. N 1-КЭ // СПС "КонсультантПлюс".
"Российские процессуалисты о праве, законе и судебной практике: к 20-летию Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: монография"
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Тем не менее, полагаем, внедрение в судопроизводство элементов электронного правосудия не должно привести к цифровой трансформации процедуры разрешения юридических конфликтов. Конфликты в области человеческих отношений должны разрешаться в результате интеллектуальной деятельности человека, но не в виртуальной среде. В связи с этим важно определить четкий барьер, отграничивающий использование цифровых технологий в качестве средства, инструмента, обеспечивающего деятельность по осуществлению правосудия, вплоть до реализации функций электронного консультанта судьи и подготовки проектов судебных актов, от замещения интеллектуальной работы судьи цифровыми технологиями.
(отв. ред. В.В. Молчанов)
("Статут", 2023)Тем не менее, полагаем, внедрение в судопроизводство элементов электронного правосудия не должно привести к цифровой трансформации процедуры разрешения юридических конфликтов. Конфликты в области человеческих отношений должны разрешаться в результате интеллектуальной деятельности человека, но не в виртуальной среде. В связи с этим важно определить четкий барьер, отграничивающий использование цифровых технологий в качестве средства, инструмента, обеспечивающего деятельность по осуществлению правосудия, вплоть до реализации функций электронного консультанта судьи и подготовки проектов судебных актов, от замещения интеллектуальной работы судьи цифровыми технологиями.