Заполнение реестра требований кредиторов
Подборка наиболее важных документов по запросу Заполнение реестра требований кредиторов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
"Субординация требований кредиторов в процессе несостоятельности (банкротства) юридических лиц: монография"
(Родина Н.В.)
(под науч. ред. И.В. Фролова)
("Юстицинформ", 2023)<38> Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 01.09.2004 N 234 "Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов" // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
(Родина Н.В.)
(под науч. ред. И.В. Фролова)
("Юстицинформ", 2023)<38> Приказ Минэкономразвития Российской Федерации от 01.09.2004 N 234 "Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов" // Документ опубликован не был. СПС "КонсультантПлюс".
Статья: Зареестровые требования кредиторов в деле о несостоятельности (банкротстве)
(Юлова Е.С.)
(Вестник Санкт-Петербургского университета. Право, 2021, N 4)Суды отмечают, что действующие нормативные акты "не предусматривают в составе разделов реестра соответствующих частей, в которых подлежали бы отражению требования кредиторов, подлежащие удовлетворению после удовлетворения кредиторов, чьи требования включены в реестр" <36>. Действительно, Приказы Минэкономразвития РФ от 01.09.2004 N 233 "Об утверждении типовой формы реестра требований кредиторов" и N 234 "Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов" не предусматривают возможности учета в реестре требований, не отнесенных законом к первой, второй или третьей очереди реестра. Пункт 9 Общих правил ведения реестра устанавливает, что "требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра... вносятся в отдельные тетради, которые ведутся арбитражным управляющим в порядке, предусмотренном для ведения реестра". В настоящее время требования, предусмотренные п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве, - это единственный вид зареестровых требований, порядок учета которых хоть как-то нормативно закреплен. В судебной практике также преимущественно отмечается, что за реестром учитываются требования, подлежащие включению в реестр, однако заявленные с пропуском срока" <37>. Логично предположить, что на все требования, подлежащие удовлетворению после названных (постзареестровые), следует распространять аналогичный порядок учета. Однако он нуждается в серьезном развитии и детализации, о чем свидетельствует судебная практика: в одних случаях зареестровые требования включаются в "зареестровую тетрадь" <38> или "тетрадь учета зареестровых требований" <39>, а в других - в "дополнительный реестр требований кредиторов, подлежащих удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр, имущества должника" <40>. Последний вариант представляется результатом неправильного толкования Постановления Правительства РФ от 09.07.2004 N 345. Более того, есть примеры, когда требование конкурсного кредитора, заявленное с пропуском срока закрытия реестра судебным актом, включается "в третью очередь реестра требований кредиторов как подлежащее удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований, включенных в реестр" <41>. Попытки судов включить требования опоздавших кредиторов в реестр, пусть и на особых условиях, свидетельствуют о понимании ими необходимости унификации порядка учета реестровых и зареестровых требований в целях равного соблюдения прав всех кредиторов. Важность этого вопроса обусловлена и тем, что Закон о банкротстве в целом ряде случаев (абз. 7 п. 1 ст. 57, п. 1 ст. 113, абз. 2 п. 6 ст. 119, п. 4 ст. 125, п. 1 ст. 189.70) связывает возможность прекращения производства по делу о банкротстве с удовлетворением именно тех требований, которые включены в реестр. Соответственно, необоснованное включение в реестр требований, которые по своему характеру являются зареестровыми, препятствует выполнению целей института банкротства. Тем самым нарушаются права и законные интересы должника, членов его трудового коллектива, контрагентов, не заинтересованных в банкротстве должника, и иных лиц.
(Юлова Е.С.)
(Вестник Санкт-Петербургского университета. Право, 2021, N 4)Суды отмечают, что действующие нормативные акты "не предусматривают в составе разделов реестра соответствующих частей, в которых подлежали бы отражению требования кредиторов, подлежащие удовлетворению после удовлетворения кредиторов, чьи требования включены в реестр" <36>. Действительно, Приказы Минэкономразвития РФ от 01.09.2004 N 233 "Об утверждении типовой формы реестра требований кредиторов" и N 234 "Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов" не предусматривают возможности учета в реестре требований, не отнесенных законом к первой, второй или третьей очереди реестра. Пункт 9 Общих правил ведения реестра устанавливает, что "требования кредиторов, заявленные после закрытия реестра... вносятся в отдельные тетради, которые ведутся арбитражным управляющим в порядке, предусмотренном для ведения реестра". В настоящее время требования, предусмотренные п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве, - это единственный вид зареестровых требований, порядок учета которых хоть как-то нормативно закреплен. В судебной практике также преимущественно отмечается, что за реестром учитываются требования, подлежащие включению в реестр, однако заявленные с пропуском срока" <37>. Логично предположить, что на все требования, подлежащие удовлетворению после названных (постзареестровые), следует распространять аналогичный порядок учета. Однако он нуждается в серьезном развитии и детализации, о чем свидетельствует судебная практика: в одних случаях зареестровые требования включаются в "зареестровую тетрадь" <38> или "тетрадь учета зареестровых требований" <39>, а в других - в "дополнительный реестр требований кредиторов, подлежащих удовлетворению за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр, имущества должника" <40>. Последний вариант представляется результатом неправильного толкования Постановления Правительства РФ от 09.07.2004 N 345. Более того, есть примеры, когда требование конкурсного кредитора, заявленное с пропуском срока закрытия реестра судебным актом, включается "в третью очередь реестра требований кредиторов как подлежащее удовлетворению за счет имущества должника, оставшегося после удовлетворения требований, включенных в реестр" <41>. Попытки судов включить требования опоздавших кредиторов в реестр, пусть и на особых условиях, свидетельствуют о понимании ими необходимости унификации порядка учета реестровых и зареестровых требований в целях равного соблюдения прав всех кредиторов. Важность этого вопроса обусловлена и тем, что Закон о банкротстве в целом ряде случаев (абз. 7 п. 1 ст. 57, п. 1 ст. 113, абз. 2 п. 6 ст. 119, п. 4 ст. 125, п. 1 ст. 189.70) связывает возможность прекращения производства по делу о банкротстве с удовлетворением именно тех требований, которые включены в реестр. Соответственно, необоснованное включение в реестр требований, которые по своему характеру являются зареестровыми, препятствует выполнению целей института банкротства. Тем самым нарушаются права и законные интересы должника, членов его трудового коллектива, контрагентов, не заинтересованных в банкротстве должника, и иных лиц.
Нормативные акты
Приказ Минэкономразвития РФ от 01.09.2004 N 234
"Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов"МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
"Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов"МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
Решение Верховного Суда РФ от 19.02.2024 N АКПИ23-1084
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа Минэкономразвития РФ от 01.09.2004 N 234 "Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов">ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
<Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа Минэкономразвития РФ от 01.09.2004 N 234 "Об утверждении Методических рекомендаций по заполнению типовой формы реестра требований кредиторов">ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ