Запрет движения транспортных средств
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрет движения транспортных средств (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 29 "Обязанности пользователей автомобильными дорогами и иных лиц, осуществляющих использование автомобильных дорог" Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации""То обстоятельство, что транспортное средство перевозило жидкий груз, который в период транспортировки меняет свое положение, что могло привести к повышенным нагрузкам на отдельные оси грузового транспорта, само по себе не порождает неустранимые сомнения в результатах взвешивания, поскольку статья 29 федерального закона от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации", устанавливающая запрет на движение транспортного средства с превышением установленных нагрузок на ось или допустимой массы транспортного средства без специального разрешения, исключений для транспортных средств, перевозящих жидкий груз, не содержит."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 12.12 "Проезд на запрещающий сигнал светофора или на запрещающий жест регулировщика" КоАП РФ"Однако, вопреки утверждению судьи областного суда, выключенный световой сигнал светофора, не означает запрещение движения в направлении, регулируемом этой секцией (пункт 6.3 Правил), и не запрещает движение транспортных средств.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Что грозит за управление неисправным автомобилем или когда эксплуатация автомобиля запрещена?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Неисправности, при которых запрещено движение ТС
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Неисправности, при которых запрещено движение ТС
Статья: Будет ли основанием для освобождения от ответственности перевозчика недостача, возникшая в результате хищения или умышленной порчи груза третьими лицами?
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2024, N 7)- утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли в результате ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не в период просрочки исполнения перевозчиком своих обязательств;
(Аржанникова Н.)
("Жилищное право", 2024, N 7)- утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли в результате ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не в период просрочки исполнения перевозчиком своих обязательств;
Нормативные акты
Федеральный закон от 08.11.2007 N 259-ФЗ
(ред. от 07.06.2025)
"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"2) временных ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по не зависящим от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причинам;
(ред. от 07.06.2025)
"Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"2) временных ограничения или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, введенных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, по не зависящим от перевозчика, фрахтовщика, грузоотправителя, грузополучателя, фрахтователя причинам;
Федеральный закон от 13.07.2015 N 220-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
"Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)11. Под систематическим нарушением установленного расписания понимается невыполнение перевозчиком в течение календарного месяца более двадцати пяти процентов рейсов, предусмотренных расписанием, выявленное на основании анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации. К невыполненным рейсам не относятся рейсы, которые не были выполнены вследствие дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине иных участников дорожного движения, снижения скорости движения транспортных средств, вызванного неблагоприятными погодными условиями или образовавшимися заторами на автомобильных дорогах, временного ограничения или запрета на движение транспортных средств в приграничной зоне, прекращения деятельности автовокзала или автостанции.
(ред. от 08.08.2024)
"Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)11. Под систематическим нарушением установленного расписания понимается невыполнение перевозчиком в течение календарного месяца более двадцати пяти процентов рейсов, предусмотренных расписанием, выявленное на основании анализа результатов мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, рассмотрения или предварительной проверки поступивших в органы государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации. К невыполненным рейсам не относятся рейсы, которые не были выполнены вследствие дорожно-транспортных происшествий, произошедших по вине иных участников дорожного движения, снижения скорости движения транспортных средств, вызванного неблагоприятными погодными условиями или образовавшимися заторами на автомобильных дорогах, временного ограничения или запрета на движение транспортных средств в приграничной зоне, прекращения деятельности автовокзала или автостанции.
"Научно-практический комментарий к Водному кодексу Российской Федерации"
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)По общему правилу в водоохранных зонах запрещаются движение и стоянка транспортных средств, за исключением движения транспортных средств по дорогам и их стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. Не распространяется действие данного запрета также на специальные транспортные средства.
(постатейный)
(отв. ред. Д.О. Сиваков)
("КОНТРАКТ", 2025)По общему правилу в водоохранных зонах запрещаются движение и стоянка транспортных средств, за исключением движения транспортных средств по дорогам и их стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие. Не распространяется действие данного запрета также на специальные транспортные средства.
Ситуация: Какова ответственность за стоянку у водоемов?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В границах водоохранных зон, в частности, запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (п. 4 ч. 15, ч. 16.2 ст. 65 ВК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В границах водоохранных зон, в частности, запрещается движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие (п. 4 ч. 15, ч. 16.2 ст. 65 ВК РФ).
Статья: Требования в области обеспечения безопасности людей на водных объектах
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- устанавливаемые на наплавных мостах дорожные знаки, информирующие об ограничениях грузоподъемности, о скорости движения, запрете остановки транспортных средств, об интервалах между ними и о преимуществах встречного движения, должны соответствовать требованиям безопасности людей на водных объектах, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- устанавливаемые на наплавных мостах дорожные знаки, информирующие об ограничениях грузоподъемности, о скорости движения, запрете остановки транспортных средств, об интервалах между ними и о преимуществах встречного движения, должны соответствовать требованиям безопасности людей на водных объектах, утвержденным уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Путеводитель по сделкам. Перевозка груза. Общая информация- ограничений или запрета движения транспортных средств по автомобильным дорогам, если они введены в порядке, установленном законодательством РФ, не в период просрочки исполнения перевозчиком своих обязательств;
"Предпринимательское право: учебник: в 2 т."
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Наличие обстоятельств, названных в первой группе, свидетельствует о том, что нарушение выполнения заявки на перевозку имело место при таких условиях, которые исключают ответственность перевозчика либо грузоотправителя. Обстоятельства второй группы возникают в связи с распоряжением компетентных органов, обязывающих или дающих право перевозчику не подавать под перевозку в соответствии с заявкой перевозочные средства, а грузоотправителя не производить погрузку груза в связи с запрещением или ограничением погрузки грузов в определенных направлениях. это могут такие обстоятельства как, например, временные ограничение или запрет движения водных судов, временные ограничение или запрет движения транспортных средств по автомобильным дорогам и т.п. При подобных обстоятельствах имеет место не нарушение обязательства перевозчиком или грузоотправителем, а освобождение их от обязанности его исполнения.
(том 2)
(6-е издание, переработанное и дополненное)
(под ред. В.Ф. Попондопуло)
("Проспект", 2023)Наличие обстоятельств, названных в первой группе, свидетельствует о том, что нарушение выполнения заявки на перевозку имело место при таких условиях, которые исключают ответственность перевозчика либо грузоотправителя. Обстоятельства второй группы возникают в связи с распоряжением компетентных органов, обязывающих или дающих право перевозчику не подавать под перевозку в соответствии с заявкой перевозочные средства, а грузоотправителя не производить погрузку груза в связи с запрещением или ограничением погрузки грузов в определенных направлениях. это могут такие обстоятельства как, например, временные ограничение или запрет движения водных судов, временные ограничение или запрет движения транспортных средств по автомобильным дорогам и т.п. При подобных обстоятельствах имеет место не нарушение обязательства перевозчиком или грузоотправителем, а освобождение их от обязанности его исполнения.
Ситуация: Что грозит за несоблюдение требования дорожного знака "Въезд запрещен"?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)на участках дорог или проезжих частей с односторонним движением для запрещения движения транспортных средств во встречном направлении, в том числе после всех боковых выездов;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)на участках дорог или проезжих частей с односторонним движением для запрещения движения транспортных средств во встречном направлении, в том числе после всех боковых выездов;
Статья: Ограничение движения и стоянки транспортных средств в водоохранных зонах: дефекты правового регулирования
(Менкенов А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Исследуя соразмерность запрета движения и стоянки транспортных средств вне дорог с твердым покрытием целям охраны поверхностных водных объектов от загрязнения, также следует учесть, что многие деревни, села, станицы, города возникли и исторически развивались вдоль водных путей. При этом до настоящего времени большое число населенных пунктов не имеет централизованных ливневых систем водоотведения и набережных, а также дорог с твердым покрытием. Между тем необходимость доставки грузов, перевозки пассажиров обусловливает необходимость движения на автомобильном транспорте по улицам, расположенным в водоохранных зонах и при этом не имеющим дорог с твердым покрытием, однако в рамках действующего правового регулирования движение по таким улицам разрешено только специальным транспортным средствам. Следовательно, публичный интерес защиты поверхностных водных объектов от загрязнения (шире - обеспечения благоприятного качества окружающей среды) вступает в противоречие с законными интересами жителей зданий, полностью или частично расположенных в водоохранных зонах, подъезд к которым по дорогам, имеющим твердое покрытие, органами публичной власти не обеспечен.
(Менкенов А.В.)
("Актуальные проблемы российского права", 2023, N 3)Исследуя соразмерность запрета движения и стоянки транспортных средств вне дорог с твердым покрытием целям охраны поверхностных водных объектов от загрязнения, также следует учесть, что многие деревни, села, станицы, города возникли и исторически развивались вдоль водных путей. При этом до настоящего времени большое число населенных пунктов не имеет централизованных ливневых систем водоотведения и набережных, а также дорог с твердым покрытием. Между тем необходимость доставки грузов, перевозки пассажиров обусловливает необходимость движения на автомобильном транспорте по улицам, расположенным в водоохранных зонах и при этом не имеющим дорог с твердым покрытием, однако в рамках действующего правового регулирования движение по таким улицам разрешено только специальным транспортным средствам. Следовательно, публичный интерес защиты поверхностных водных объектов от загрязнения (шире - обеспечения благоприятного качества окружающей среды) вступает в противоречие с законными интересами жителей зданий, полностью или частично расположенных в водоохранных зонах, подъезд к которым по дорогам, имеющим твердое покрытие, органами публичной власти не обеспечен.
"Рассмотрение уголовного дела в особом порядке судебного разбирательства: научно-практическое пособие"
(Качалов В.И., Качалова О.В., Марковичева Е.В.)
("Проспект", 2023)5 марта 2022 г. около 10 часов 30 минут Белая И.А., управляя автомобилем марки Peugeot Partner II, регистрационный знак "N регион", принадлежащим ей на праве личной собственности, перевозя в своем автомобиле пассажиров Белого Алексея Сергеевича, Борисова Игоря Юрьевича, Кузнецову Ольгу Борисовну, осуществляла движение по автодороге "г. N - Южное" в сторону г. N со скоростью около 90 км/ч. Белая И.А., неосторожно относясь к жизни и здоровью участников дорожного движения, нарушила требования: абзаца 1 п. 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, согласно которому "участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда"; п. 9.9 ПДД РФ, согласно которому "запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных п. п. 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения"; абзаца 1 п. 10.1 ПДД РФ, согласно которому "водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения, скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил", зная указанные нормы ПДД РФ, о чем свидетельствует наличие водительского удостоверения... выданного 10.02.2016, при указанных выше обстоятельствах, не учитывая особенности и состояние транспортного средства, дорожные условия, в частности видимость в направлении движения, и скорость, которая должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований ПДД, создавая опасность для движения и неосторожно относясь к возможности причинения вреда участникам дорожного движения, двигаясь со скоростью около 90 км/ч, не убедившись в безопасности совершения обгона попутного транспортного средства, выехала на полосу встречного движения, где, обнаружив движущийся во встречном движении автомобиль, вернулась на занимаемую полосу движения, после чего не справилась с управлением своего транспортного средства, не приняла своевременных мер по снижению скорости вплоть до остановки и допустила выезд на обочину, что привело к потере контроля за движением и заносу управляемого автомобиля с последующим его съездом в кювет.
(Качалов В.И., Качалова О.В., Марковичева Е.В.)
("Проспект", 2023)5 марта 2022 г. около 10 часов 30 минут Белая И.А., управляя автомобилем марки Peugeot Partner II, регистрационный знак "N регион", принадлежащим ей на праве личной собственности, перевозя в своем автомобиле пассажиров Белого Алексея Сергеевича, Борисова Игоря Юрьевича, Кузнецову Ольгу Борисовну, осуществляла движение по автодороге "г. N - Южное" в сторону г. N со скоростью около 90 км/ч. Белая И.А., неосторожно относясь к жизни и здоровью участников дорожного движения, нарушила требования: абзаца 1 п. 1.5 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, согласно которому "участники дорожного движения должны действовать таким образом, чтобы не создавать опасности для движения и не причинять вреда"; п. 9.9 ПДД РФ, согласно которому "запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных п. п. 12.1, 24.2 - 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения"; абзаца 1 п. 10.1 ПДД РФ, согласно которому "водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения, скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил", зная указанные нормы ПДД РФ, о чем свидетельствует наличие водительского удостоверения... выданного 10.02.2016, при указанных выше обстоятельствах, не учитывая особенности и состояние транспортного средства, дорожные условия, в частности видимость в направлении движения, и скорость, которая должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований ПДД, создавая опасность для движения и неосторожно относясь к возможности причинения вреда участникам дорожного движения, двигаясь со скоростью около 90 км/ч, не убедившись в безопасности совершения обгона попутного транспортного средства, выехала на полосу встречного движения, где, обнаружив движущийся во встречном движении автомобиль, вернулась на занимаемую полосу движения, после чего не справилась с управлением своего транспортного средства, не приняла своевременных мер по снижению скорости вплоть до остановки и допустила выезд на обочину, что привело к потере контроля за движением и заносу управляемого автомобиля с последующим его съездом в кювет.