Запрет рыболовных сетей
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрет рыболовных сетей (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное постановление Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 09.04.2024 N 77-1435/2024 (УИД 38RS0017-01-2023-000512-25)
Приговор: По ч. 3 ст. 256 УК РФ (незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов).
Постановление: Приговор оставлен без изменения.Ссылки в жалобах на то, что рыболовная сеть, описанная в протоколе осмотра места происшествия, по своим характеристикам отличается от указанной в приговоре, не свидетельствуют о недопустимости протокола осмотра и о неверном определении запрещенного орудия лова, использованного осужденными, о чем обоснованно сделан вывод в приговоре.
Приговор: По ч. 3 ст. 256 УК РФ (незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов).
Постановление: Приговор оставлен без изменения.Ссылки в жалобах на то, что рыболовная сеть, описанная в протоколе осмотра места происшествия, по своим характеристикам отличается от указанной в приговоре, не свидетельствуют о недопустимости протокола осмотра и о неверном определении запрещенного орудия лова, использованного осужденными, о чем обоснованно сделан вывод в приговоре.
Постановление Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14.03.2024 N П16-654/2024 (УИД 41MS0024-01-2023-001813-18)
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ за нарушение правил охоты, рыболовства.
Решение: Удовлетворено.Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 20 часов 30 минут У. находился на <адрес> в географических координатах <данные изъяты>,то есть непосредственно на водном объекте в границе водоохранной зоны <данные изъяты>, и имел при себе запрещенное орудие лова - сеть ставную (длина 40 метров, высота 4 метра, ячея 65*65 мм), не зарегистрированную в установленном порядке в органах Рыболовства, без путевки на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, тем самым нарушил пункт 48 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 6 мая 2022 года N 285.
Категория спора: Привлечение к административной ответственности.
Требования уполномоченного органа: О привлечении к ответственности по ч. 2 ст. 8.37 КоАП РФ за нарушение правил охоты, рыболовства.
Решение: Удовлетворено.Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ в 20 часов 30 минут У. находился на <адрес> в географических координатах <данные изъяты>,то есть непосредственно на водном объекте в границе водоохранной зоны <данные изъяты>, и имел при себе запрещенное орудие лова - сеть ставную (длина 40 метров, высота 4 метра, ячея 65*65 мм), не зарегистрированную в установленном порядке в органах Рыболовства, без путевки на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, тем самым нарушил пункт 48 Правил рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, утвержденных приказом Минсельхоза России от 6 мая 2022 года N 285.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Деятельность Франции в сфере охраны морской окружающей среды: правовые аспекты
(Войтович Е.А., Попов Г.Е.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Огромное значение для сохранения морских экосистем имеет регулирование рыболовства, с одной стороны, являющегося важной составляющей экономик прибрежных государств, с другой стороны, негативно влияющего на морскую окружающую среду. Политика Франции в этой сфере направлена на выполнение стратегически важных целей и ведется на трех уровнях: на международном уровне (одна из целей - достижение ЦУР 14); на уровне Европейского союза, где Франция следует политике ЕС в области рыболовства <20>, которая нацелена в том числе и на выполнение ЦУР 14; и на национальном уровне в целях обеспечения устойчивого рыболовства при сохранении биоразнообразия. Как пример можно привести ст. L436-5 Экологического кодекса, которая устанавливает общие запреты при осуществлении рыболовного промысла, такие как: размеры сетей, разрешенное время для рыбалки, разрешенное количество пойманных рыб и другое. Так, в июле 2021 г. были пойманы рыбаки, незаконно выловившие более тонны голубого тунца <21> в Санари-сюр-Мер. В январе 2023 г. состоялся судебный процесс, истцами в котором выступили зоозащитные организации. По решению суда рыбаки были оштрафованы на сумму 2 500 евро, а также с них была взыскана компенсация за причинение вреда природе в размере 100 евро в пользу правозащитных организаций.
(Войтович Е.А., Попов Г.Е.)
("Экологическое право", 2024, N 2)Огромное значение для сохранения морских экосистем имеет регулирование рыболовства, с одной стороны, являющегося важной составляющей экономик прибрежных государств, с другой стороны, негативно влияющего на морскую окружающую среду. Политика Франции в этой сфере направлена на выполнение стратегически важных целей и ведется на трех уровнях: на международном уровне (одна из целей - достижение ЦУР 14); на уровне Европейского союза, где Франция следует политике ЕС в области рыболовства <20>, которая нацелена в том числе и на выполнение ЦУР 14; и на национальном уровне в целях обеспечения устойчивого рыболовства при сохранении биоразнообразия. Как пример можно привести ст. L436-5 Экологического кодекса, которая устанавливает общие запреты при осуществлении рыболовного промысла, такие как: размеры сетей, разрешенное время для рыбалки, разрешенное количество пойманных рыб и другое. Так, в июле 2021 г. были пойманы рыбаки, незаконно выловившие более тонны голубого тунца <21> в Санари-сюр-Мер. В январе 2023 г. состоялся судебный процесс, истцами в котором выступили зоозащитные организации. По решению суда рыбаки были оштрафованы на сумму 2 500 евро, а также с них была взыскана компенсация за причинение вреда природе в размере 100 евро в пользу правозащитных организаций.
Статья: Нерестовый запрет: понятие, сроки
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Эти правила содержат схожие запреты на добычу рыбных ресурсов в нерестовый период (например, запрет на применение одностенных ставных сетей и наживных крючьев (донных ярусов), на добычу всеми орудиями добычи (вылова), за исключением одной поплавочной или донной удочкой с берега, на добычу донными сетями и тралами, на добычу отдельных видов рыб, подводную охоту, на добычу водорослей, использование маломерных и прогулочных судов).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Эти правила содержат схожие запреты на добычу рыбных ресурсов в нерестовый период (например, запрет на применение одностенных ставных сетей и наживных крючьев (донных ярусов), на добычу всеми орудиями добычи (вылова), за исключением одной поплавочной или донной удочкой с берега, на добычу донными сетями и тралами, на добычу отдельных видов рыб, подводную охоту, на добычу водорослей, использование маломерных и прогулочных судов).
Нормативные акты
"Обзор судебной практики по вопросам применения законодательства об охране окружающей среды"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)В соответствии со статьей 50.2 Закона о рыболовстве в целях обеспечения сохранения анадромных видов рыб (к каковым относятся, в частности, кета, чавыча и нерка) на миграционных путях к местам нереста запрещается применение плавных (дрифтерных) сетей при осуществлении промышленного рыболовства анадромных видов рыб во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)В соответствии со статьей 50.2 Закона о рыболовстве в целях обеспечения сохранения анадромных видов рыб (к каковым относятся, в частности, кета, чавыча и нерка) на миграционных путях к местам нереста запрещается применение плавных (дрифтерных) сетей при осуществлении промышленного рыболовства анадромных видов рыб во внутренних морских водах Российской Федерации, в территориальном море Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
"Обзор практики применения судами положений главы 26 Уголовного кодекса Российской Федерации об экологических преступлениях"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Как следует из обвинительного акта, Х. и Ш. вменялось то, что они группой лиц по предварительному сговору на самоходном транспортном плавающем средстве - лодке "Казанка 6М" с лодочным мотором марки "Ветерок 8", находясь на участке реки Волги, который является местом нереста видов рыб, обитающих в нем, установили запрещенное орудие лова - рыболовецкую сеть длиной 90 м, высотой 1,5 м, с размером ячейки 55 x 55 мм. Затем они совместно, по предварительному сговору осуществили незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов (рыб), извлекли из воды ранее установленную ими сеть вместе с попавшей в нее рыбой: лещ - 4 экземпляра, карась серебряный - 2 экземпляра, густера - 1 экземпляр, берш - 1 экземпляр, причинив водным биологическим ресурсам Российской Федерации ущерб на общую сумму 7000 руб.
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.06.2022)Как следует из обвинительного акта, Х. и Ш. вменялось то, что они группой лиц по предварительному сговору на самоходном транспортном плавающем средстве - лодке "Казанка 6М" с лодочным мотором марки "Ветерок 8", находясь на участке реки Волги, который является местом нереста видов рыб, обитающих в нем, установили запрещенное орудие лова - рыболовецкую сеть длиной 90 м, высотой 1,5 м, с размером ячейки 55 x 55 мм. Затем они совместно, по предварительному сговору осуществили незаконную добычу (вылов) водных биологических ресурсов (рыб), извлекли из воды ранее установленную ими сеть вместе с попавшей в нее рыбой: лещ - 4 экземпляра, карась серебряный - 2 экземпляра, густера - 1 экземпляр, берш - 1 экземпляр, причинив водным биологическим ресурсам Российской Федерации ущерб на общую сумму 7000 руб.