Запрет занимать руководящие должности
Подборка наиболее важных документов по запросу Запрет занимать руководящие должности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Невыплата "серой" зарплаты: доказательства и последствия
(Володина И.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 5)Трудовая инспекция в случае выявления в ходе проверки нарушений трудового законодательства, содержащих признаки уголовного преступления, обязана информировать органы прокуратуры и передать материалы для возбуждения уже уголовного дела в отношении руководителей компаний (генерального директора, главного бухгалтера). Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов установлена ст. 199 и 199.1 УК РФ. По п. 1 обеих статей предусмотрен штраф до 300 000 рублей, но может быть применено и лишение свободы до 2 лет с запретом занимать руководящие должности.
(Володина И.)
("Кадровая служба и управление персоналом предприятия", 2023, N 5)Трудовая инспекция в случае выявления в ходе проверки нарушений трудового законодательства, содержащих признаки уголовного преступления, обязана информировать органы прокуратуры и передать материалы для возбуждения уже уголовного дела в отношении руководителей компаний (генерального директора, главного бухгалтера). Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов установлена ст. 199 и 199.1 УК РФ. По п. 1 обеих статей предусмотрен штраф до 300 000 рублей, но может быть применено и лишение свободы до 2 лет с запретом занимать руководящие должности.
Статья: О проблеме соотношения терминов "контроль" и "надзор" на примере властной деятельности по обеспечению конкуренции в банковской сфере
(Курдюмов М.Д.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)6. Статья 90 запрещает в течение двух лет занимать руководящие должности в банках бывшим служащим Банка России, осуществлявшим в отношении них функции контроля, надзора; категории противопоставлены через союз "или".
(Курдюмов М.Д.)
("Российская юстиция", 2021, N 2)6. Статья 90 запрещает в течение двух лет занимать руководящие должности в банках бывшим служащим Банка России, осуществлявшим в отношении них функции контроля, надзора; категории противопоставлены через союз "или".
Нормативные акты
Закон СССР от 26.05.1988 N 8998-XI
(ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998)
"О кооперации в СССР"5. Лица, которым по суду запрещено заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, не могут быть членами кооператива соответствующего вида деятельности, привлекаться к работе в нем по трудовому договору или занимать в кооперативе соответствующие должности.
(ред. от 07.03.1991, с изм. от 15.04.1998)
"О кооперации в СССР"5. Лица, которым по суду запрещено заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности, не могут быть членами кооператива соответствующего вида деятельности, привлекаться к работе в нем по трудовому договору или занимать в кооперативе соответствующие должности.
Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2019 N 29-П
"По делу о проверке конституционности положения абзаца первого пункта 1 статьи 2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина О.В. Сухова"Хотя зарубежный опыт правового регулирования свидетельствует преимущественно о возможности совмещения статуса адвоката и статуса депутата (по крайней мере, местного уровня публичной власти), осуществляющего полномочия на непостоянной основе и не занимающего руководящих должностей в представительном органе, в конкретно-исторических условиях функционирования правовой демократии в той или иной стране для регулирования, не допускающего такое совмещение, могут возникать основания. Даже оставляя в стороне высказываемые опасения по поводу использования статуса депутата, включая особые права и гарантии (депутатский иммунитет, право направления запросов и т.д.), при осуществлении адвокатской деятельности, которые могут быть устранены путем установления в законодательстве более адекватных (соразмерных) механизмов (способов) нивелирования таких рисков, законодатель вправе вводить запрет на указанное совмещение в целях предотвращения возможной коллизии между деятельностью в представительном органе местного самоуправления, т.е. исполнением долга перед избирателями, и выполнением адвокатом профессиональных обязанностей по принятым поручениям, которое согласно пункту 4 статьи 9 Кодекса профессиональной этики адвоката, принятого I Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года, должно иметь для него приоритетное над иной деятельностью значение. Такое регулирование могло бы - при обеспечении его должной обоснованности и соразмерности - рассматриваться как направленное на защиту прав других граждан: и избирателей, и лиц, прибегающих к квалифицированной юридической помощи адвокатов, т.е. как согласованное с положениями статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
"По делу о проверке конституционности положения абзаца первого пункта 1 статьи 2 Федерального закона "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина О.В. Сухова"Хотя зарубежный опыт правового регулирования свидетельствует преимущественно о возможности совмещения статуса адвоката и статуса депутата (по крайней мере, местного уровня публичной власти), осуществляющего полномочия на непостоянной основе и не занимающего руководящих должностей в представительном органе, в конкретно-исторических условиях функционирования правовой демократии в той или иной стране для регулирования, не допускающего такое совмещение, могут возникать основания. Даже оставляя в стороне высказываемые опасения по поводу использования статуса депутата, включая особые права и гарантии (депутатский иммунитет, право направления запросов и т.д.), при осуществлении адвокатской деятельности, которые могут быть устранены путем установления в законодательстве более адекватных (соразмерных) механизмов (способов) нивелирования таких рисков, законодатель вправе вводить запрет на указанное совмещение в целях предотвращения возможной коллизии между деятельностью в представительном органе местного самоуправления, т.е. исполнением долга перед избирателями, и выполнением адвокатом профессиональных обязанностей по принятым поручениям, которое согласно пункту 4 статьи 9 Кодекса профессиональной этики адвоката, принятого I Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 года, должно иметь для него приоритетное над иной деятельностью значение. Такое регулирование могло бы - при обеспечении его должной обоснованности и соразмерности - рассматриваться как направленное на защиту прав других граждан: и избирателей, и лиц, прибегающих к квалифицированной юридической помощи адвокатов, т.е. как согласованное с положениями статей 17 (часть 3) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации.
Статья: Конституционный запрет открывать счета в иностранных банках: закрепление, содержание, перспективы
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Таковы основная траектория и форма утверждения нового механизма демонстрации лояльности представителей власти интересам правопорядка, в котором они занимают руководящие должности, лояльности интересам российского народа как носителя суверенитета и источника власти. Теперь этот механизм в России стал конституционным.
(Шевердяев С.Н.)
("Конституционное и муниципальное право", 2020, N 12)Таковы основная траектория и форма утверждения нового механизма демонстрации лояльности представителей власти интересам правопорядка, в котором они занимают руководящие должности, лояльности интересам российского народа как носителя суверенитета и источника власти. Теперь этот механизм в России стал конституционным.
"Банкротство. Правовое регулирование: научно-практическое пособие"
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Законом о банкротстве определяются лица, которые не могут быть утверждены арбитражными управляющими в процедурах, применяемых в деле о банкротстве: лица, заинтересованные в отношении должника или кредиторов (ст. 19); лица, в отношении которых введены процедуры, применяемые в деле о банкротстве; лица, не возместившие убытки, причиненные должнику, кредиторам или иным лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего (ст. 20.4); лица, которые дисквалифицированы или лишены в порядке, установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности или осуществлять профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами <1>; лица, не имеющие заключенных договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве; лица, которые не имеют доступа к государственной тайне установленной формы (п. 2 ст. 20.2).
(3-е изд., переработанное и дополненное)
(Попондопуло В.Ф.)
("Проспект", 2025)Законом о банкротстве определяются лица, которые не могут быть утверждены арбитражными управляющими в процедурах, применяемых в деле о банкротстве: лица, заинтересованные в отношении должника или кредиторов (ст. 19); лица, в отношении которых введены процедуры, применяемые в деле о банкротстве; лица, не возместившие убытки, причиненные должнику, кредиторам или иным лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего (ст. 20.4); лица, которые дисквалифицированы или лишены в порядке, установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности или осуществлять профессиональную деятельность, регулируемую в соответствии с федеральными законами <1>; лица, не имеющие заключенных договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве; лица, которые не имеют доступа к государственной тайне установленной формы (п. 2 ст. 20.2).
Статья: О некоторых проблемах развития института несостоятельности (банкротства)
(Шеншин В.М., Зудин Д.С., Тиханова Ю.Ю.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 4)После признания человека несостоятельным (банкротом) он в течение пяти лет не может претендовать на банкротство. На протяжении этого времени гражданин обязан уведомлять денежно-кредитные организации о своем банкротстве при обращении за новым займом или кредитом. Существуют и другие временные ограничения. Так, в течение трех лет нельзя занимать руководящие должности в каких-либо организациях (за исключением банков и негосударственных пенсионных фондов), а если на момент признания лица банкротом он занимал руководящую должность и в его подчинении находились сотрудники, возникают соответствующие проблемы для такого гражданина. Что касается руководящих должностей в банках, банкрот не может занимать их в каких-либо отделах в течение пяти лет, а в негосударственных пенсионных фондах в течение десяти лет.
(Шеншин В.М., Зудин Д.С., Тиханова Ю.Ю.)
("Вестник арбитражной практики", 2022, N 4)После признания человека несостоятельным (банкротом) он в течение пяти лет не может претендовать на банкротство. На протяжении этого времени гражданин обязан уведомлять денежно-кредитные организации о своем банкротстве при обращении за новым займом или кредитом. Существуют и другие временные ограничения. Так, в течение трех лет нельзя занимать руководящие должности в каких-либо организациях (за исключением банков и негосударственных пенсионных фондов), а если на момент признания лица банкротом он занимал руководящую должность и в его подчинении находились сотрудники, возникают соответствующие проблемы для такого гражданина. Что касается руководящих должностей в банках, банкрот не может занимать их в каких-либо отделах в течение пяти лет, а в негосударственных пенсионных фондах в течение десяти лет.
Статья: Цифровой Китай до и в период коронавируса: особенности нормативно-правового регулирования
(Трощинский П.В.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 1)К началу эпидемии работа системы социального доверия (кредита) была налажена, и планировалось в 2020 г. запустить ее в масштабах всей Республики. По сообщению Государственного информационного центра об общественном доверии, к концу 2018 г. собрано около 14 млн 210 тыс. единиц информации о случаях нарушений, влияющих на включение физических лиц и организаций в черный список потерявших доверие. Эта информация затрагивает 3 млн 594 тыс. субъектов. Так, внесенные в список организации и лица находятся под целым рядом санкций: около 1 млн организаций не могут участвовать в тендерах; 12 800 - в правительственных закупках; 37 900 - в получении от правительства земельных наделов, финансовой поддержки и помощи в таможенных платежах по импортируемым товарам; 12 200 - выпускать акции и т.д. К концу 2018 г. суды КНР внесли в черный список 12 млн 770 тыс. физических лиц; всего по стране 17 млн 460 тыс. раз было запрещено приобретать авиабилеты; 5 млн 470 тыс. раз - железнодорожные билеты; 290 тыс. раз - занимать руководящие должности и/или быть законными представителями компаний <23>.
(Трощинский П.В.)
("Право и цифровая экономика", 2021, N 1)К началу эпидемии работа системы социального доверия (кредита) была налажена, и планировалось в 2020 г. запустить ее в масштабах всей Республики. По сообщению Государственного информационного центра об общественном доверии, к концу 2018 г. собрано около 14 млн 210 тыс. единиц информации о случаях нарушений, влияющих на включение физических лиц и организаций в черный список потерявших доверие. Эта информация затрагивает 3 млн 594 тыс. субъектов. Так, внесенные в список организации и лица находятся под целым рядом санкций: около 1 млн организаций не могут участвовать в тендерах; 12 800 - в правительственных закупках; 37 900 - в получении от правительства земельных наделов, финансовой поддержки и помощи в таможенных платежах по импортируемым товарам; 12 200 - выпускать акции и т.д. К концу 2018 г. суды КНР внесли в черный список 12 млн 770 тыс. физических лиц; всего по стране 17 млн 460 тыс. раз было запрещено приобретать авиабилеты; 5 млн 470 тыс. раз - железнодорожные билеты; 290 тыс. раз - занимать руководящие должности и/или быть законными представителями компаний <23>.
Статья: Антикоррупционное регулирование участия бывшего госслужащего в органах юридического лица
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)В зарубежной практике используются нормы о полномочиях государственных органов по возможности запрета бывшему чиновнику занимать позиции в составе органов управления организаций. При этом не делается различие между конкретными руководящими должностями в компании исходя из существа статуса занимающего их лица. Так, в январе 2022 г. МИД ФРГ запретило работу своему бывшему работнику, экс-послу, в качестве председателя наблюдательного совета новой немецкой операционной компании nord stream 2 (Северный поток-2), так как проведенный ведомством внутренний аудит показал, что его деятельность затрагивает официальные интересы <36>. В законодательстве ряда стран напрямую указаны советы директоров и другие коллегиальные органы управления юридических лиц, на работу в которых распространяются ограничения для бывших госслужащих <37>.
(Петров И.С.)
("Вестник Московского университета. Серия 11. Право", 2023, N 1)В зарубежной практике используются нормы о полномочиях государственных органов по возможности запрета бывшему чиновнику занимать позиции в составе органов управления организаций. При этом не делается различие между конкретными руководящими должностями в компании исходя из существа статуса занимающего их лица. Так, в январе 2022 г. МИД ФРГ запретило работу своему бывшему работнику, экс-послу, в качестве председателя наблюдательного совета новой немецкой операционной компании nord stream 2 (Северный поток-2), так как проведенный ведомством внутренний аудит показал, что его деятельность затрагивает официальные интересы <36>. В законодательстве ряда стран напрямую указаны советы директоров и другие коллегиальные органы управления юридических лиц, на работу в которых распространяются ограничения для бывших госслужащих <37>.
Статья: Передовые практики противодействия коррупции в Республике Беларусь
(Селивановская И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)Определены основания отказа в назначении на руководящую должность, в приеме на государственную службу: для лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, которым введен запрет на назначение ключевых должностей в течение пяти лет после такого увольнения, а также для лиц, совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо преступление аналогичной категории, сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий, которым введен пожизненный запрет занимать должности государственной службы. Предусмотрено лишение лиц, совершивших обозначенные виды преступлений, пенсионного обеспечения, наступающего в связи с выслугой лет.
(Селивановская И.А.)
("Конституционное и муниципальное право", 2023, N 11)Определены основания отказа в назначении на руководящую должность, в приеме на государственную службу: для лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, которым введен запрет на назначение ключевых должностей в течение пяти лет после такого увольнения, а также для лиц, совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо преступление аналогичной категории, сопряженное с использованием должностным лицом своих служебных полномочий, которым введен пожизненный запрет занимать должности государственной службы. Предусмотрено лишение лиц, совершивших обозначенные виды преступлений, пенсионного обеспечения, наступающего в связи с выслугой лет.
Статья: Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в Республике Узбекистан: проблемы и перспективы
(Брежнев О.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)Наряду с контролем за доходами и имуществом, Указ Президента от 6 июля 2021 г. N УП-6257 (п. 4) предусматривает запрет государственным служащим открывать счета и владеть счетами, хранить наличные денежные средства, владеть недвижимым и иным имуществом за пределами территории Узбекистана (за исключением государственных служащих, работающих за рубежом, и имущества, приобретенного до поступления на государственную службу). Данный запрет упомянут и в статье 13 Закона "О государственной гражданской службе". Он сформулирован шире, чем в российском законодательстве (где не предусмотрен запрет на владение зарубежной недвижимостью для государственных служащих, а запрет на открытие счетов в иностранных банках касается лишь определенной, достаточно узкой категории лиц, занимающих руководящие должности в государственном аппарате <7>), и порядок его применения законодательно не конкретизирован.
(Брежнев О.В.)
("Российская юстиция", 2024, N 1)Наряду с контролем за доходами и имуществом, Указ Президента от 6 июля 2021 г. N УП-6257 (п. 4) предусматривает запрет государственным служащим открывать счета и владеть счетами, хранить наличные денежные средства, владеть недвижимым и иным имуществом за пределами территории Узбекистана (за исключением государственных служащих, работающих за рубежом, и имущества, приобретенного до поступления на государственную службу). Данный запрет упомянут и в статье 13 Закона "О государственной гражданской службе". Он сформулирован шире, чем в российском законодательстве (где не предусмотрен запрет на владение зарубежной недвижимостью для государственных служащих, а запрет на открытие счетов в иностранных банках касается лишь определенной, достаточно узкой категории лиц, занимающих руководящие должности в государственном аппарате <7>), и порядок его применения законодательно не конкретизирован.
Вопрос: Каков порядок избрания (назначения) единоличного исполнительного органа акционерного общества?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, лицо, претендующее на должность единоличного исполнительного органа АО, не должно состоять в реестре дисквалифицированных лиц (ч. 2, 3 ст. 32.11 КоАП РФ). Лицу, которое подверглось дисквалификации, запрещено занимать руководящие должности в исполнительном органе организации на срок от 6 месяцев до 3 лет; дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета) (ч. 2, 3 ст. 3.11 КоАП РФ). Если на руководящем посту окажется дисквалифицированный сотрудник, работа в качестве руководителя организации будет означать неисполнение административного постановления, что может повлечь для него уголовную ответственность (ст. 315 УК РФ). Трудовой договор, заключенный с таким сотрудником, должен быть прекращен (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Кроме того, лицо, претендующее на должность единоличного исполнительного органа АО, не должно состоять в реестре дисквалифицированных лиц (ч. 2, 3 ст. 32.11 КоАП РФ). Лицу, которое подверглось дисквалификации, запрещено занимать руководящие должности в исполнительном органе организации на срок от 6 месяцев до 3 лет; дисквалификация может быть применена к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, к членам совета директоров (наблюдательного совета) (ч. 2, 3 ст. 3.11 КоАП РФ). Если на руководящем посту окажется дисквалифицированный сотрудник, работа в качестве руководителя организации будет означать неисполнение административного постановления, что может повлечь для него уголовную ответственность (ст. 315 УК РФ). Трудовой договор, заключенный с таким сотрудником, должен быть прекращен (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ).
Статья: Особенности нотариальной деятельности с участием физических лиц, в отношении которых введена процедура банкротства
(Лагодина Е.И., Беликова Л.И.)
("Нотариальный вестник", 2023, N 5)Закон устанавливает обязанность гражданина-банкрота в течение последующих пяти лет уведомлять кредитора о том, что в отношении его была проведена процедура банкротства гражданина, в случае заключения договоров займа или кредита. При этом гражданин не вправе занимать руководящие должности юридического лица в течение трех лет со дня признания его банкротом. По завершении процедуры банкротства и окончании расчетов с кредиторами арбитражный суд выносит определение о завершении реализации имущества гражданина. С этого момента запрет на совершение юридически значимых действий снимается.
(Лагодина Е.И., Беликова Л.И.)
("Нотариальный вестник", 2023, N 5)Закон устанавливает обязанность гражданина-банкрота в течение последующих пяти лет уведомлять кредитора о том, что в отношении его была проведена процедура банкротства гражданина, в случае заключения договоров займа или кредита. При этом гражданин не вправе занимать руководящие должности юридического лица в течение трех лет со дня признания его банкротом. По завершении процедуры банкротства и окончании расчетов с кредиторами арбитражный суд выносит определение о завершении реализации имущества гражданина. С этого момента запрет на совершение юридически значимых действий снимается.
Вопрос: Каков порядок назначения (избрания) на должность руководителя общества с ограниченной ответственностью?
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По смыслу п. 1 ст. 40 Закона об ООО руководителем ООО может быть не только один из участников ООО, но и любое иное лицо. При проверке такого лица перед назначением на должность нужно выяснить, не состоит ли оно в реестре дисквалифицированных (ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ). Лицу, которое подверглось дисквалификации, запрещено занимать руководящие должности в исполнительном органе организации на срок от 6 месяцев до 3 лет (ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ). Если на руководящем посту окажется дисквалифицированный сотрудник, работа в качестве руководителя организации будет означать неисполнение административного постановления, что может повлечь для него уголовную ответственность (ст. 315 УК РФ). Трудовой договор, заключенный с таким сотрудником, должен быть прекращен (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)По смыслу п. 1 ст. 40 Закона об ООО руководителем ООО может быть не только один из участников ООО, но и любое иное лицо. При проверке такого лица перед назначением на должность нужно выяснить, не состоит ли оно в реестре дисквалифицированных (ч. 2 ст. 32.11 КоАП РФ). Лицу, которое подверглось дисквалификации, запрещено занимать руководящие должности в исполнительном органе организации на срок от 6 месяцев до 3 лет (ч. 2 ст. 3.11 КоАП РФ). Если на руководящем посту окажется дисквалифицированный сотрудник, работа в качестве руководителя организации будет означать неисполнение административного постановления, что может повлечь для него уголовную ответственность (ст. 315 УК РФ). Трудовой договор, заключенный с таким сотрудником, должен быть прекращен (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ).