Защита прав потребителей медицинских услуг

Подборка наиболее важных документов по запросу Защита прав потребителей медицинских услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 4 "Качество товара (работы, услуги)" Закона РФ "О защите прав потребителей""Судами не исследованы и не оценены доводы истца о не качественности медицинских услуг применительно к требованиям статей 4, 10 Закона о защите прав потребителей, в частности, не установлено, была ли до пациента в доступной форме доведена информация о состоянии здоровья, необходимости пройти назначения, сроках их прохождения и последствиях их непрохождения."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: К вопросу о медиации как наиболее эффективном способе разрешения конфликтных ситуаций в ходе оказания медицинских услуг по пластической хирургии
(Арестова О.Н.)
("Медицинское право", 2023, N 4)
В тех же случаях, когда медицинская организация оказала некачественную медицинскую помощь и правда на стороне пациента, медиационный процесс позволяет избежать "судебного накала страстей" и, более того, всегда предотвратит излишние судебные расходы для медицинского учреждения или частной клиники, в том числе штрафные санкции, применяемые в силу действия гражданско-правовых норм и непосредственно регламентирующие защиту пациента - потребителя медицинской услуги.
Статья: Проблемы доказывания в медицинских спорах: сравнительный анализ права России, Беларуси и стран Евросоюза
(Кратенко М.В., Мороз В.П.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 4)
Как отмечалось выше, правоотношения по оказанию медицинской помощи могут иметь как внедоговорную, так и договорную природу. К отношениям, вытекающим из договора возмездного оказания медицинских услуг, применяются нормы Закона Республики Беларусь от 9 января 2002 г. N 90-З "О защите прав потребителей" (далее - Закон Республики Беларусь о защите прав потребителей). В пункте 9 Постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 июня 2010 г. N 4 "О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел о защите прав потребителей" разъяснено, что в делах о защите прав потребителей бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства по договору, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе). По смыслу данного разъяснения, в делах о защите прав потребителей медицинских услуг бремя доказывания правомерности своего поведения и отсутствия вины как обстоятельств, освобождающих от ответственности, лежит на исполнителе медицинской услуги. Иной подход к распределению бремени доказывания в случаях внедоговорного причинения вреда представляется нелогичным. Тем более, что в статье 964 ГК Республики Беларусь содержится прямое указание на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина вследствие недостатков товара, работы или услуги, по правилам о деликтной ответственности.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)
Обращаясь с иском в суд г. Мурманска по месту своего жительства, К. ссылалась на то, что правоотношения между сторонами спора возникли из договора оказания медицинских стоматологических услуг и иск заявлен в защиту прав потребителя.