Защита прав потребителей при оказании медицинских услуг

Подборка наиболее важных документов по запросу Защита прав потребителей при оказании медицинских услуг (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 1095 "Основания возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков товара, работы или услуги" ГК РФ"Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, основываясь на подтвержденных представленными в материалы дела доказательствах о не качественности оказанных истцу медицинских услуг по изготовлению и установке зубных протезов с учетом показаний свидетелей и объяснений сторон, в связи с чем, руководствуясь положениями статей 309, 310, 770, 1095, 1096, 1097 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 4, 37, 84, 98 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статей 12, 18, 28, 29, 36, 15, 13, Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", пункта 27 Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 года N 1006, пришел к выводу, с которым согласился и суд апелляционной инстанции, о наличии оснований для удовлетворения иска за счет ответчика ООО "Северное", отказав в иске к ИП Т. ввиду отсутствия для этого оснований."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Права пациентов по договору возмездного оказания медицинских услуг: некоторые аспекты
(Вакулина Г.А.)
("Медицинское право", 2021, N 5)
В гражданско-правовой науке под правом, принадлежащим какому-либо субъекту, понимается определенная законом мера дозволенного (возможного) поведения лица, предоставленного ему нормой права <1>. Основополагающими актами, закрепляющими права пациентов при заключении договора возмездного оказания медицинских услуг, выступают Гражданский кодекс Российской Федерации <2> (далее - ГК РФ); Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <3> (далее - Федеральный закон N 323); Закон Российской Федерации (далее также - РФ) от 7 февраля 1992 г. "О защите прав потребителей" <4>; Правила предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг <5>, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 2012 г. N 1006 (далее - Правила N 1006).
"Вред при медицинском вмешательстве: проблемы компенсации и предотвращения (сравнительно-правовое исследование)"
(Кратенко М.В.)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)
Еще в 2012 г. Верховный Суд РФ в одном из обобщений судебной практики разъяснил, что к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых медицинскими организациями в рамках как добровольного, так и обязательного медицинского страхования, Закон о защите прав потребителей применяется без каких-либо исключений и оговорок <1>. Интересно, что на момент опубликования данных разъяснений уже более полугода действовал Закон об охране здоровья 2011 г., в котором содержалась норма о применении законодательства о защите прав потребителей к отношениям по оказанию платных медицинских услуг (ч. 8 ст. 84). Последние, в свою очередь, определялись как медицинские услуги, оказываемые пациенту за счет его личных средств (или членов семьи), средств работодателей и иных средств на основании договоров, в том числе договоров ДМС. С точки зрения технологического процесса и требований к безопасности платные медицинские услуги, по замыслу законодателя, ничем не отличаются от бесплатной (гарантированной государством) медицинской помощи: должны соблюдаться те же медицинские стандарты и клинические рекомендации. Особенностью являлось лишь распространение на платные медицинские услуги законодательства о защите прав потребителей, т.е. более строгая имущественная ответственность субъекта медицинской деятельности перед пациентом или иным заказчиком медицинской услуги.

Нормативные акты

"Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021)"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.06.2021)
Обращаясь с иском в суд г. Мурманска по месту своего жительства, К. ссылалась на то, что правоотношения между сторонами спора возникли из договора оказания медицинских стоматологических услуг и иск заявлен в защиту прав потребителя.