Застройка садового участка
Подборка наиболее важных документов по запросу Застройка садового участка (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 394 "Налоговая ставка" главы 31 "Земельный налог" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель приобрел земельные участки и передал их в аренду дачному некоммерческому партнерству, занимавшемуся проектированием территории под размещение садовых участков. Согласно плану застройки часть принадлежащих предпринимателю земельных участков предназначена для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов и эксплуатации жилищного фонда в соответствии с нормами и правилами застройки жилых территорий (обеспечение парковками, зонами отдыха, детскими площадками, коммунальными объектами, объектами инфраструктуры), часть участков будет использована под ИЖС. Суд поддержал вывод налогового органа о необходимости уплачивать земельный налог по ставке 1,5, а не 0,3 процента. Верховный Суд РФ указал, что налогоплательщики не вправе применять пониженную ставку налога в случаях, когда они и вовсе не имеют намерения приступать к индивидуальному жилому строительству, но используют соответствующие земельные участки в своей предпринимательской деятельности как активы, рассчитывая на получение прибыли от их реализации, либо на использование земельных участков в качестве объектов залога (ипотеки) и т.п. В данном случае характер сделок с имуществом, а именно приобретение единого земельного участка с последующим разделением его на множество земельных участков, переоформление разрешенного вида использования земельных участков на индивидуальное жилищное строительство, количество таких земельных участков, которое объективно не может быть использовано для личных нужд, использование земельного участка при заключении соглашения об инвестировании в целях развития территории села, свидетельствует о предпринимательской цели использования земельных участков. В момент рассмотрения дела в суде участки не использовались в хозяйственной деятельности, не были заняты жилищным фондом или объектами инженерной инфраструктуры жилищного коммунального комплекса. Сами по себе предназначение земельных участков для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов и эксплуатации жилищного фонда, а также планирование органом местного самоуправления, собственником или пользователем земельного участка строительства (размещения) объектов инженерной инфраструктуры в будущем не предполагают возможности применения ставки 0,3 процента.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Предприниматель приобрел земельные участки и передал их в аренду дачному некоммерческому партнерству, занимавшемуся проектированием территории под размещение садовых участков. Согласно плану застройки часть принадлежащих предпринимателю земельных участков предназначена для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов и эксплуатации жилищного фонда в соответствии с нормами и правилами застройки жилых территорий (обеспечение парковками, зонами отдыха, детскими площадками, коммунальными объектами, объектами инфраструктуры), часть участков будет использована под ИЖС. Суд поддержал вывод налогового органа о необходимости уплачивать земельный налог по ставке 1,5, а не 0,3 процента. Верховный Суд РФ указал, что налогоплательщики не вправе применять пониженную ставку налога в случаях, когда они и вовсе не имеют намерения приступать к индивидуальному жилому строительству, но используют соответствующие земельные участки в своей предпринимательской деятельности как активы, рассчитывая на получение прибыли от их реализации, либо на использование земельных участков в качестве объектов залога (ипотеки) и т.п. В данном случае характер сделок с имуществом, а именно приобретение единого земельного участка с последующим разделением его на множество земельных участков, переоформление разрешенного вида использования земельных участков на индивидуальное жилищное строительство, количество таких земельных участков, которое объективно не может быть использовано для личных нужд, использование земельного участка при заключении соглашения об инвестировании в целях развития территории села, свидетельствует о предпринимательской цели использования земельных участков. В момент рассмотрения дела в суде участки не использовались в хозяйственной деятельности, не были заняты жилищным фондом или объектами инженерной инфраструктуры жилищного коммунального комплекса. Сами по себе предназначение земельных участков для обеспечения жизнедеятельности населенных пунктов и эксплуатации жилищного фонда, а также планирование органом местного самоуправления, собственником или пользователем земельного участка строительства (размещения) объектов инженерной инфраструктуры в будущем не предполагают возможности применения ставки 0,3 процента.
Подборка судебных решений за 2022 год: Статья 70 "Особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на объекты недвижимости в отдельных случаях" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости"Следовательно, в данном случае возможно осуществление строительства объектов капитального строительства на садовых земельных участках, не включенных в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Дачные поселки: expressis verbis в законе для собственника исходного земельного участка
(Львова С.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 2)Таким образом, изменение собственниками исходного земельного участка, образованного из земельных паев, его разрешенного использования, например с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства", инициирование образования на его базе территории ведения садоводства или дачного хозяйства посредством утверждения соответствующего проекта планировки и застройки такой территории, принятие решения о разделе исходного земельного участка в соответствии с утвержденным ОМС проектом планировки и застройки на садовые (дачные) земельные участки и земельные участки общего пользования (ныне - общего назначения), безусловно, свидетельствуют о выражении воли expressis verbis собственника исходного земельного участка на изменение его правового режима.
(Львова С.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 2)Таким образом, изменение собственниками исходного земельного участка, образованного из земельных паев, его разрешенного использования, например с "для сельскохозяйственного производства" на "для дачного строительства", инициирование образования на его базе территории ведения садоводства или дачного хозяйства посредством утверждения соответствующего проекта планировки и застройки такой территории, принятие решения о разделе исходного земельного участка в соответствии с утвержденным ОМС проектом планировки и застройки на садовые (дачные) земельные участки и земельные участки общего пользования (ныне - общего назначения), безусловно, свидетельствуют о выражении воли expressis verbis собственника исходного земельного участка на изменение его правового режима.
Статья: Категория "общее пользование" в земельном законодательстве
(Мельников Н.Н.)
("Закон", 2022, N 12)Действующее законодательство допускает включение частных земельных участков в состав территории общего пользования. О таком земельном участке говорится в ст. 55.32 ГрК РФ, и данный участок, в случае возведения на нем самовольной постройки, подлежит изъятию для публичных нужд. В одном из судебных дел <10> по иску о признании недействующими Правил землепользования и застройки в части отнесения садового земельного участка к территориальной зоне магистралей городского и районного значения, физическое лицо - собственник участка ссылался на то, что оспариваемое решение об определении границ территориальной зоны противоречит действующему законодательству, которое не допускает расположение участков, относящихся к частной собственности, в составе земель общего пользования. Однако суд с этим доводом не согласился и указал, что орган местного самоуправления принял решение в пределах своей компетенции.
(Мельников Н.Н.)
("Закон", 2022, N 12)Действующее законодательство допускает включение частных земельных участков в состав территории общего пользования. О таком земельном участке говорится в ст. 55.32 ГрК РФ, и данный участок, в случае возведения на нем самовольной постройки, подлежит изъятию для публичных нужд. В одном из судебных дел <10> по иску о признании недействующими Правил землепользования и застройки в части отнесения садового земельного участка к территориальной зоне магистралей городского и районного значения, физическое лицо - собственник участка ссылался на то, что оспариваемое решение об определении границ территориальной зоны противоречит действующему законодательству, которое не допускает расположение участков, относящихся к частной собственности, в составе земель общего пользования. Однако суд с этим доводом не согласился и указал, что орган местного самоуправления принял решение в пределах своей компетенции.
Нормативные акты
"СП 53.13330.2019. Свод правил. Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)"
(утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 14.10.2019 N 618/пр)
(ред. от 16.01.2023)6 Планировка и застройка садовых земельных участков
(утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 14.10.2019 N 618/пр)
(ред. от 16.01.2023)6 Планировка и застройка садовых земельных участков
Статья: Методика оценки земельных участков, предоставленных для пользования недрами
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)Применительно к земельным участкам нахождение аналогов необходимо конкретизировать исходя из требований земельного и градостроительного законодательства, так как именно оно отражает специфику производства объектов недвижимости как объектов гражданского оборота. Взаимозаменяемость земельных участков и других объектов недвижимости с различными видами использования возможна только в том случае, если они могут быть размещены в одной градостроительной зоне в качестве видов разрешенного использования. Размещение любых объектов даже вне населенных пунктов нормативно регулируется и основано на установлении разрешенных и запрещенных видов деятельности в конкретных зонах. Так, действует следующее требование: организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами (далее - СЗЗ) от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков <2>. В самой СЗЗ не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования. Также в таких зонах и на территории объектов ряда отраслей промышленности не допускается размещать производство лекарственных веществ, склады сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий, объекты пищевых отраслей промышленности, оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, которые могут повлиять на качество продукции.
(Волович Н.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 10)Применительно к земельным участкам нахождение аналогов необходимо конкретизировать исходя из требований земельного и градостроительного законодательства, так как именно оно отражает специфику производства объектов недвижимости как объектов гражданского оборота. Взаимозаменяемость земельных участков и других объектов недвижимости с различными видами использования возможна только в том случае, если они могут быть размещены в одной градостроительной зоне в качестве видов разрешенного использования. Размещение любых объектов даже вне населенных пунктов нормативно регулируется и основано на установлении разрешенных и запрещенных видов деятельности в конкретных зонах. Так, действует следующее требование: организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами (далее - СЗЗ) от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков <2>. В самой СЗЗ не допускается размещать жилую застройку, включая отдельные жилые дома, ландшафтно-рекреационные зоны, зоны отдыха, территории курортов, санаториев и домов отдыха, территории садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков, а также другие территории с нормируемыми показателями качества среды обитания; спортивные сооружения, детские площадки, образовательные и детские учреждения, лечебно-профилактические и оздоровительные учреждения общего пользования. Также в таких зонах и на территории объектов ряда отраслей промышленности не допускается размещать производство лекарственных веществ, склады сырья и полупродуктов для фармацевтических предприятий, объекты пищевых отраслей промышленности, оптовые склады продовольственного сырья и пищевых продуктов, комплексы водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, которые могут повлиять на качество продукции.
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Действующее законодательство допускает включение частных земельных участков в состав территории общего пользования. О таком земельном участке говорится в ст. 55.32 ГрК РФ, и данный участок в случае возведения на нем самовольной постройки подлежит изъятию для публичных нужд. При рассмотрении дела судом (Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 января 2019 г. N 48-АПГ18-33) по иску о признании недействующими правил землепользования и застройки в части отнесения садового земельного участка к территориальной зоне магистралей городского и районного значения, физическое лицо - собственник участка ссылался на то, что оспариваемый акт (решение об определении границ территориальной зоны) противоречит действующему законодательству, которое не допускает расположение участков, относящихся к частной собственности, в составе земель общего пользования. Однако суд с этим доводом не согласился и указал, что орган местного самоуправления принял решение в пределах своей компетенции.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Действующее законодательство допускает включение частных земельных участков в состав территории общего пользования. О таком земельном участке говорится в ст. 55.32 ГрК РФ, и данный участок в случае возведения на нем самовольной постройки подлежит изъятию для публичных нужд. При рассмотрении дела судом (Апелляционное определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 23 января 2019 г. N 48-АПГ18-33) по иску о признании недействующими правил землепользования и застройки в части отнесения садового земельного участка к территориальной зоне магистралей городского и районного значения, физическое лицо - собственник участка ссылался на то, что оспариваемый акт (решение об определении границ территориальной зоны) противоречит действующему законодательству, которое не допускает расположение участков, относящихся к частной собственности, в составе земель общего пользования. Однако суд с этим доводом не согласился и указал, что орган местного самоуправления принял решение в пределах своей компетенции.