Заявление на возврат излишне уплаченного налога на имущество физических лиц
Подборка наиболее важных документов по запросу Заявление на возврат излишне уплаченного налога на имущество физических лиц (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 402 "Налоговая база" главы 32 "Налог на имущество физических лиц" НК РФ
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, принадлежащее ему нежилое здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Спор о размере кадастровой стоимости отсутствует. На основании заявления налогоплательщика был произведен перерасчет (уменьшение) налога на имущество физических лиц, при этом излишне уплаченная сумма была зачтена в счет уплаты налогов за последующий период.
(АО "Центр экономических экспертиз "Налоги и финансовое право")Как указал суд, признавая позицию налогоплательщика неправомерной, принадлежащее ему нежилое здание включено в Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость. Спор о размере кадастровой стоимости отсутствует. На основании заявления налогоплательщика был произведен перерасчет (уменьшение) налога на имущество физических лиц, при этом излишне уплаченная сумма была зачтена в счет уплаты налогов за последующий период.
Подборка судебных решений за 2021 год: Статья 78 "Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа" НК РФ
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Физическое лицо - налогоплательщик уплатило в 2013 году налог на имущество физических лиц за 2012 год на основании налогового уведомления. В 2015 году налоговый орган предоставил налогоплательщику льготу по налогу на имущество физических лиц и произвел перерасчет налога за 2012 - 2013 годы, в результате чего у налогоплательщика образовалась переплата. В 2020 году налогоплательщик обратился в налоговый орган, а затем в суд с заявлением о возврате переплаты. И налоговый орган, и суд отказали в возврате излишне уплаченного налога, поскольку с момента его уплаты прошло более трех лет. ВС РФ отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение. ВС РФ указал, что на налоговые органы возложены обязанности, предусмотренные подп. 7, 9 п. 1 ст. 32, п. 3 ст. 78 НК РФ, по направлению налогоплательщику извещения о ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога, однако доказательств исполнения налоговым органом своей обязанности по информированию налогоплательщика не представлено, как и доказательств того, что физическое лицо подавало заявление о перерасчете ранее уплаченного налога, что могло бы свидетельствовать о его осведомленности о имеющейся у него переплате. Отсутствие сведений о переплате у налогоплательщика ввиду неисполнения налоговым органом обязанности по их направлению, особенно в случае, когда оплата налога производится на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом, препятствует гражданину избрать способ использования переплаты, в том числе своевременно принять решение о реализации своего права на возврат сумм излишне уплаченного налога.
(Юридическая компания "TAXOLOGY")Физическое лицо - налогоплательщик уплатило в 2013 году налог на имущество физических лиц за 2012 год на основании налогового уведомления. В 2015 году налоговый орган предоставил налогоплательщику льготу по налогу на имущество физических лиц и произвел перерасчет налога за 2012 - 2013 годы, в результате чего у налогоплательщика образовалась переплата. В 2020 году налогоплательщик обратился в налоговый орган, а затем в суд с заявлением о возврате переплаты. И налоговый орган, и суд отказали в возврате излишне уплаченного налога, поскольку с момента его уплаты прошло более трех лет. ВС РФ отменил решения нижестоящих судов и направил дело на новое рассмотрение. ВС РФ указал, что на налоговые органы возложены обязанности, предусмотренные подп. 7, 9 п. 1 ст. 32, п. 3 ст. 78 НК РФ, по направлению налогоплательщику извещения о ставшем известном налоговому органу факте излишней уплаты налога, однако доказательств исполнения налоговым органом своей обязанности по информированию налогоплательщика не представлено, как и доказательств того, что физическое лицо подавало заявление о перерасчете ранее уплаченного налога, что могло бы свидетельствовать о его осведомленности о имеющейся у него переплате. Отсутствие сведений о переплате у налогоплательщика ввиду неисполнения налоговым органом обязанности по их направлению, особенно в случае, когда оплата налога производится на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом, препятствует гражданину избрать способ использования переплаты, в том числе своевременно принять решение о реализации своего права на возврат сумм излишне уплаченного налога.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об НДФЛ при продаже недвижимого имущества; о подаче уточненной налоговой декларации, зачете и возврате сумм излишне уплаченного налога.
(Письмо Минфина России от 19.08.2022 N 03-04-08/81070)Вопрос: Об НДФЛ при продаже недвижимого имущества; о подаче уточненной налоговой декларации, зачете и возврате сумм излишне уплаченного налога.
(Письмо Минфина России от 19.08.2022 N 03-04-08/81070)Вопрос: Об НДФЛ при продаже недвижимого имущества; о подаче уточненной налоговой декларации, зачете и возврате сумм излишне уплаченного налога.
"Налоговое право: Курс лекций"
(Тютин Д.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Тем не менее и в настоящее время решение некоторых вопросов, связанных с возвратом излишне уплаченного (взысканного) налога, следует осуществлять с применением норм гражданского права. Так, НК РФ вообще не регулирует вопросов наследственного правопреемства физических лиц в отношении излишне уплаченного (взысканного) налога, хотя применительно к реорганизуемым юридическим лицам в п. 10 ст. 50 НК РФ предусмотрены специальные нормы. Однако это не означает, что право на возврат налога прекращается со смертью физического лица. Излишне уплаченный (взысканный) налог следует рассматривать как имущество наследодателя, находящееся у публично-правового образования. Соответственно, наследники имеют полное право на получение данного имущества в порядке разд. V ГК РФ. Косвенно указанный подход подтверждается в ч. 1 ст. 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. "О таможенном регулировании в Российской Федерации": излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
(Тютин Д.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2020)Тем не менее и в настоящее время решение некоторых вопросов, связанных с возвратом излишне уплаченного (взысканного) налога, следует осуществлять с применением норм гражданского права. Так, НК РФ вообще не регулирует вопросов наследственного правопреемства физических лиц в отношении излишне уплаченного (взысканного) налога, хотя применительно к реорганизуемым юридическим лицам в п. 10 ст. 50 НК РФ предусмотрены специальные нормы. Однако это не означает, что право на возврат налога прекращается со смертью физического лица. Излишне уплаченный (взысканный) налог следует рассматривать как имущество наследодателя, находящееся у публично-правового образования. Соответственно, наследники имеют полное право на получение данного имущества в порядке разд. V ГК РФ. Косвенно указанный подход подтверждается в ч. 1 ст. 147 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. "О таможенном регулировании в Российской Федерации": излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).
Нормативные акты
<Письмо> ФНС России от 27.11.2018 N БС-4-21/22899@
"О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019"При этом следует учитывать положения пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса (в редакции Закона N 334-ФЗ), согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц для налогоплательщиков - физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.
"О применении для налогообложения сведений о кадастровой стоимости, установленной решениями комиссии или суда с 01.01.2019"При этом следует учитывать положения пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса (в редакции Закона N 334-ФЗ), согласно которому перерасчет сумм ранее исчисленного земельного налога и налога на имущество физических лиц для налогоплательщиков - физических лиц будет осуществляться не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, а также положения пункта 7 статьи 78 Налогового кодекса, устанавливающего трехлетний срок для подачи заявления о зачете (возврате) излишне уплаченного налога.
<Письмо> ФНС России от 29.06.2017 N СА-4-7/12540@
<О направлении для использования в работе обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2017 года по вопросам налогообложения>15. Полномочие налоговых органов без соответствующего заявления и согласия на то налогоплательщика произвести зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по другим налогам позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога.
<О направлении для использования в работе обзора правовых позиций, отраженных в судебных актах Конституционного Суда Российской Федерации и Верховного Суда Российской Федерации, принятых во втором квартале 2017 года по вопросам налогообложения>15. Полномочие налоговых органов без соответствующего заявления и согласия на то налогоплательщика произвести зачет излишне уплаченной суммы налога в счет погашения недоимки по другим налогам позволяет оперативно и эффективно удовлетворить имущественное притязание государства и способствует скорейшему исполнению конституционной обязанности налогоплательщика по уплате налога.