Заявление о признании гражданина недееспособным
Подборка наиболее важных документов по запросу Заявление о признании гражданина недееспособным (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Ситуация: Как признать человека недееспособным?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратиться в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным могут только (ч. 2 ст. 281 ГПК РФ):
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Обратиться в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным могут только (ч. 2 ст. 281 ГПК РФ):
Нормативные акты
"Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" от 14.11.2002 N 138-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)Статья 281. Подача заявления об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами
(ред. от 31.07.2025)Статья 281. Подача заявления об ограничении дееспособности гражданина, о признании гражданина недееспособным, об ограничении или о лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своими доходами
Ситуация: Как заполнить заявление на получение загранпаспорта нового поколения?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В п. 15 отмечается подача заявления в отношении гражданина, признанного судом недееспособным или ограниченно дееспособным. В этом случае также заполняется приложение "Данные законного представителя" (п. 33.4 Административного регламента).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)В п. 15 отмечается подача заявления в отношении гражданина, признанного судом недееспособным или ограниченно дееспособным. В этом случае также заполняется приложение "Данные законного представителя" (п. 33.4 Административного регламента).
Статья: К проблеме правовой природы дел о лишении и ограничении дееспособности гражданина
(Михайлова Е.В.)
("Юрист", 2023, N 8)Кроме того, заявление о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным может быть подано в суд органом опеки и попечительства или медицинской организацией, оказывающей психиатрическую помощь. Учитывая, что орган опеки и попечительства обладает публично-правовым статусом, а медицинская организация в данном случае реализует свои публичные полномочия, то правоотношение, складывающееся между ними и гражданином, будет публично-правовым.
(Михайлова Е.В.)
("Юрист", 2023, N 8)Кроме того, заявление о признании гражданина недееспособным или ограниченно дееспособным может быть подано в суд органом опеки и попечительства или медицинской организацией, оказывающей психиатрическую помощь. Учитывая, что орган опеки и попечительства обладает публично-правовым статусом, а медицинская организация в данном случае реализует свои публичные полномочия, то правоотношение, складывающееся между ними и гражданином, будет публично-правовым.
Статья: Понятие и правовой статус гражданского истца в уголовном процессе. Комментарий к статье 44 УПК РФ
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Прокурор в данный перечень не входит. Содержащаяся в ч. 1 ст. 281 ГК РФ норма является специальной, регулирующей порядок возбуждения гражданского дела о признании гражданина недееспособным, поэтому общая норма о возбуждении гражданского дела на основании заявления прокурора, установленная ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, в данном случае не применяется. Следовательно, гражданское дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства не может быть возбуждено по заявлению прокурора. В то же время согласно ч. 1 ст. 284 ГПК РФ заявление о признании гражданина недееспособным суд рассматривает с участием прокурора, который дает по нему заключение <202>.
(Рыжаков А.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2022)Прокурор в данный перечень не входит. Содержащаяся в ч. 1 ст. 281 ГК РФ норма является специальной, регулирующей порядок возбуждения гражданского дела о признании гражданина недееспособным, поэтому общая норма о возбуждении гражданского дела на основании заявления прокурора, установленная ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, в данном случае не применяется. Следовательно, гражданское дело о признании гражданина недееспособным вследствие психического расстройства не может быть возбуждено по заявлению прокурора. В то же время согласно ч. 1 ст. 284 ГПК РФ заявление о признании гражданина недееспособным суд рассматривает с участием прокурора, который дает по нему заключение <202>.
"Комментарий к Федеральному закону от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ "Об опеке и попечительстве"
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, обозначена в п. 1 ч. 1 ст. 7 комментируемого Закона в качестве одной из основных задач органов опеки и попечительства для целей данного Закона. Для решения этой задачи ООиП наделены такими полномочиями, указанными в п. 1 - 3 ч. 1 ст. 8 комментируемого Закона, как: выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности; установление опеки или попечительства (см. комментарий к указанным статьям).
(постатейный)
(2-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Защита прав и законных интересов граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, обозначена в п. 1 ч. 1 ст. 7 комментируемого Закона в качестве одной из основных задач органов опеки и попечительства для целей данного Закона. Для решения этой задачи ООиП наделены такими полномочиями, указанными в п. 1 - 3 ч. 1 ст. 8 комментируемого Закона, как: выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности; установление опеки или попечительства (см. комментарий к указанным статьям).
Статья: Материальное и процессуальное представительство: гражданско-правовой и семейно-правовой аспекты
(Коротков Д.Б., Шершень Т.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)Вместе с тем Гражданский кодекс России не называет в числе законных представителей приемных родителей, патронатных воспитателей, равно как и медицинские организации, образовательные организации, организации, оказывающие социальные услуги, и иные аналогичные организации, в которые помещаются дети, оставшиеся без попечения родителей. Не упомянуты в этом качестве и органы опеки и попечительства, на которые в силу закона возложены разные по правовой природе полномочия: анализ содержания ст. 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" позволяет условно разграничить властно-распорядительные и представительские полномочия. Органы опеки и попечительства, реализуя возложенные на них властно-распорядительные функции, наделены следующими полномочиями: по выявлению и учету граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; по установлению опеки или попечительства; по осуществлению надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; по освобождению и отстранению опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; по выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Наряду с перечисленными полномочиями, присущими органу опеки и попечительства как органу публичной власти, следует выделить также представительские полномочия: на заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных; на обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным; на представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в т.ч. в судах), если действия опекунов или попечителей противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных. Неслучайно О.Н. Замрий именует участие органа опеки и попечительства в семейных правоотношениях как органа публичной власти "своеобразной формой публичного представительства интересов ребенка", по сути, речь идет о роли органа опеки и попечительства как представителя государства по защите прав и интересов ребенка [4, с. 150.] При осуществлении предписанных законом функций и полномочий орган опеки и попечительства вступает в правоотношения, но, как правило, субъектом семейных правоотношений не является, так как не реализует собственные права и обязанности. Орган опеки и попечительства своими действиями способствует реализации прав, свобод, законных интересов несовершеннолетних и недееспособных лиц. И здесь может быть проведена некая параллель с определением роли прокурора и суда, которые не имеют субъективных семейных прав и обязанностей при рассмотрении гражданского дела по спору, вытекающему из семейных правоотношений, они наделены властными полномочиями по разрешению возникшего спора. В то же время в случаях, определенных законом, орган опеки и попечительства может быть уполномочен на осуществление действий как законный представитель ребенка. В силу п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ обязанности по опеке и попечительству могут быть возложены непосредственно на орган опеки и попечительства, если дети признаются оставшимися без попечения родителей вследствие их смерти, болезни, длительного отсутствия или уклонения от исполнения родительских обязанностей. В таких ситуациях орган опеки и попечительства обеспечивает временное устройство несовершеннолетнего ребенка до решения вопроса о его передаче под опеку или попечительство. Если с момента выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, в течение месяца ему не был назначен опекун (попечитель), на орган опеки и попечительства по месту выявления несовершеннолетнего ребенка возлагается исполнение обязанностей опекуна или попечителя. Права и обязанности опекуна (попечителя) за органом опеки и попечительства сохраняются до назначения ребенку опекуна (попечителя) либо до устройства ребенка в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей; пока этого не произойдет, орган опеки и попечительства обязан заботиться о ребенке, защищать его права и законные интересы, принимать меры к устройству ребенка в новую семью. Семейным кодексом РФ запрещена деятельность любых юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, кроме органов опеки и попечительства. Вывод очевиден: когда ребенок признается оставшимся без попечения единственного или обоих родителей, орган опеки и попечительства, по существу возложенных на него государством полномочий, выступает в качестве единственного законного представителя несовершеннолетнего лица, хоть и не поименован в этом статусе в кодифицированных актах гражданского и семейного законодательства.
(Коротков Д.Б., Шершень Т.В.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2020, N 4)Вместе с тем Гражданский кодекс России не называет в числе законных представителей приемных родителей, патронатных воспитателей, равно как и медицинские организации, образовательные организации, организации, оказывающие социальные услуги, и иные аналогичные организации, в которые помещаются дети, оставшиеся без попечения родителей. Не упомянуты в этом качестве и органы опеки и попечительства, на которые в силу закона возложены разные по правовой природе полномочия: анализ содержания ст. 8 Федерального закона "Об опеке и попечительстве" позволяет условно разграничить властно-распорядительные и представительские полномочия. Органы опеки и попечительства, реализуя возложенные на них властно-распорядительные функции, наделены следующими полномочиями: по выявлению и учету граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства; по установлению опеки или попечительства; по осуществлению надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане; по освобождению и отстранению опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей; по выдаче разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Наряду с перечисленными полномочиями, присущими органу опеки и попечительства как органу публичной власти, следует выделить также представительские полномочия: на заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных; на обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным; на представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в т.ч. в судах), если действия опекунов или попечителей противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных. Неслучайно О.Н. Замрий именует участие органа опеки и попечительства в семейных правоотношениях как органа публичной власти "своеобразной формой публичного представительства интересов ребенка", по сути, речь идет о роли органа опеки и попечительства как представителя государства по защите прав и интересов ребенка [4, с. 150.] При осуществлении предписанных законом функций и полномочий орган опеки и попечительства вступает в правоотношения, но, как правило, субъектом семейных правоотношений не является, так как не реализует собственные права и обязанности. Орган опеки и попечительства своими действиями способствует реализации прав, свобод, законных интересов несовершеннолетних и недееспособных лиц. И здесь может быть проведена некая параллель с определением роли прокурора и суда, которые не имеют субъективных семейных прав и обязанностей при рассмотрении гражданского дела по спору, вытекающему из семейных правоотношений, они наделены властными полномочиями по разрешению возникшего спора. В то же время в случаях, определенных законом, орган опеки и попечительства может быть уполномочен на осуществление действий как законный представитель ребенка. В силу п. 1 ст. 121 Семейного кодекса РФ обязанности по опеке и попечительству могут быть возложены непосредственно на орган опеки и попечительства, если дети признаются оставшимися без попечения родителей вследствие их смерти, болезни, длительного отсутствия или уклонения от исполнения родительских обязанностей. В таких ситуациях орган опеки и попечительства обеспечивает временное устройство несовершеннолетнего ребенка до решения вопроса о его передаче под опеку или попечительство. Если с момента выявления ребенка, оставшегося без попечения родителей, в течение месяца ему не был назначен опекун (попечитель), на орган опеки и попечительства по месту выявления несовершеннолетнего ребенка возлагается исполнение обязанностей опекуна или попечителя. Права и обязанности опекуна (попечителя) за органом опеки и попечительства сохраняются до назначения ребенку опекуна (попечителя) либо до устройства ребенка в организацию для детей, оставшихся без попечения родителей; пока этого не произойдет, орган опеки и попечительства обязан заботиться о ребенке, защищать его права и законные интересы, принимать меры к устройству ребенка в новую семью. Семейным кодексом РФ запрещена деятельность любых юридических и физических лиц по выявлению и устройству детей, оставшихся без попечения родителей, кроме органов опеки и попечительства. Вывод очевиден: когда ребенок признается оставшимся без попечения единственного или обоих родителей, орган опеки и попечительства, по существу возложенных на него государством полномочий, выступает в качестве единственного законного представителя несовершеннолетнего лица, хоть и не поименован в этом статусе в кодифицированных актах гражданского и семейного законодательства.
Ситуация: Каков порядок установления опеки над инвалидом?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 2. Подготовьте заявление о признании гражданина недееспособным и необходимые документы
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Шаг 2. Подготовьте заявление о признании гражданина недееспособным и необходимые документы
"Комментарий к Федеральному закону от 1 октября 2019 г. N 328-ФЗ "О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В заявлении о признании гражданина недееспособным должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие психическое расстройство гражданина, вследствие которого он не может понимать значения своих действий и руководить ими. Такими доказательствами могут быть выписки из истории болезни, выданные в установленном порядке, справки о нахождении лица в психиатрических лечебных учреждениях, свидетельские показания. По данной категории дел в стадии подготовки к судебному заседанию судья должен назначить судебно-психиатрическую экспертизу для определения психического состояния гражданина. В случае явного уклонения гражданина, в отношении которого возбуждено дело, от прохождения экспертизы суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу (ст. 283 ГПК РФ).
(постатейный)
(под общ. ред. В.А. Гуреева)
("Статут", 2024)В заявлении о признании гражданина недееспособным должны быть изложены обстоятельства, подтверждающие психическое расстройство гражданина, вследствие которого он не может понимать значения своих действий и руководить ими. Такими доказательствами могут быть выписки из истории болезни, выданные в установленном порядке, справки о нахождении лица в психиатрических лечебных учреждениях, свидетельские показания. По данной категории дел в стадии подготовки к судебному заседанию судья должен назначить судебно-психиатрическую экспертизу для определения психического состояния гражданина. В случае явного уклонения гражданина, в отношении которого возбуждено дело, от прохождения экспертизы суд в судебном заседании с участием прокурора и психиатра может вынести определение о принудительном направлении гражданина на судебно-психиатрическую экспертизу (ст. 283 ГПК РФ).
Статья: Трансформация гражданско-правовых и процессуальных отношений с использованием искусственного интеллекта: формирование новых правовых режимов
(Вавилин Е.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 6)В литературе приводятся непосредственные примеры некоторых категорий гражданских споров, при разрешении которых уже сегодня можно было бы применять ИИ для реализации так называемого предсказанного правосудия: дела по заявлениям о признании гражданина недееспособным; дела по искам об установлении отцовства; дела по искам о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы, сумм оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) иных сумм, начисленных работнику, компенсации за задержку заработной платы в соответствии со ст. 236 ТК РФ, компенсации морального вреда; дела о восстановлении на работе при нарушении порядка увольнения <7>; дела, рассматриваемые в порядке упрощенного и приказного производства <8>.
(Вавилин Е.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2021, N 6)В литературе приводятся непосредственные примеры некоторых категорий гражданских споров, при разрешении которых уже сегодня можно было бы применять ИИ для реализации так называемого предсказанного правосудия: дела по заявлениям о признании гражданина недееспособным; дела по искам об установлении отцовства; дела по искам о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы, сумм оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) иных сумм, начисленных работнику, компенсации за задержку заработной платы в соответствии со ст. 236 ТК РФ, компенсации морального вреда; дела о восстановлении на работе при нарушении порядка увольнения <7>; дела, рассматриваемые в порядке упрощенного и приказного производства <8>.
Статья: Процессуальный статус гражданина, признанного недееспособным или ограниченно дееспособным, в делах искового производства: сравнительно-правовое исследование
(Останина Е.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)<72> Норма ст. 284 ГПК была существенно изменена Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 67-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (СЗ РФ. 2011. N 15. Ст. 2040). В Пояснительной записке к этому Закону прямо указывается, что "рассмотрение заявления о признании гражданина недееспособным без извещения и вызова этого гражданина в судебное заседание не дает лицу, в отношении которого рассматривается дело, возможности выступить в суде и предоставить доказательства с целью оспаривания фактов, изложенных заявителем. Кроме того, лицо, признанное недееспособным, долгое время может не знать о вынесенном в отношении него и вступившем в законную силу судебном решении".
(Останина Е.А.)
("Вестник гражданского процесса", 2024, N 5)<72> Норма ст. 284 ГПК была существенно изменена Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. N 67-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" (СЗ РФ. 2011. N 15. Ст. 2040). В Пояснительной записке к этому Закону прямо указывается, что "рассмотрение заявления о признании гражданина недееспособным без извещения и вызова этого гражданина в судебное заседание не дает лицу, в отношении которого рассматривается дело, возможности выступить в суде и предоставить доказательства с целью оспаривания фактов, изложенных заявителем. Кроме того, лицо, признанное недееспособным, долгое время может не знать о вынесенном в отношении него и вступившем в законную силу судебном решении".