Земельная реформа
Подборка наиболее важных документов по запросу Земельная реформа (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 1112 "Наследство" ГК РФ"Исследовав и оценив в совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ обстоятельства по делу и имеющиеся в деле доказательства, суды, руководствуясь положениями статьи 1112 ГК РФ, Указа Президента Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР", Постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 1991 года N 86 (действующими на момент возникновения прав на спорный участок), установив, что наследодатель М. не обращался в период с 1993 года по 2003 год с заявлениями о распоряжении земельной долей в соответствии с действующим законодательством, выделении земельной доли в натуре, пришли к выводу, что указанная доля вошла в земельный участок, сформированный из невостребованных долей, который находится в ведении Администрации городского округа Луховицы Московской области, в связи с чем в иске отказали."
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 2 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации""В ходе проведения земельной реформы и с учетом положений Конституции Российской Федерации, закрепивших в том числе право частной собственности на землю (статья 9, часть 2; статья 36, части 1 и 2), федеральный законодатель предусмотрел в Земельном кодексе Российской Федерации в числе основных принципов земельного законодательства принцип платности использования земли (подпункт 7 пункта 1 статьи 1, статья 65 и др.), который подразумевает, помимо прочего, существенное сокращение сферы применения права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками. С учетом широкой распространенности данного права до начала проведения экономических преобразований института собственности в Российской Федерации в Федеральном законе "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", его статьях 2 и 3, был предусмотрен достаточный период для его переоформления - до 1 июля 2012 года, а также установлены меры экономического стимулирования, адресованные с этой целью землепользователям, включая льготный порядок расчета выкупной цены за земельный участок, находящийся в публичной собственности."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовые аспекты реализации прав на публичные земельные участки в условиях реформы законодательства о недвижимости
(Бандурина Н.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 10)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 10
(Бандурина Н.В.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 10)"Законы России: опыт, анализ, практика", 2022, N 10
Нормативные акты
Закон РСФСР от 23.11.1990 N 374-1
(ред. от 28.04.1993)
"О земельной реформе"23 ноября 1990 года N 374-1
(ред. от 28.04.1993)
"О земельной реформе"23 ноября 1990 года N 374-1
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Г.В. Совенко различает многоконтурный земельный участок и единое землепользование, которое автор определяет как самостоятельный вид земельного участка, образованного из нескольких обособленных частей участка, находящихся в пределах контура участка <1>; в качестве примера автором называются участки в составе земель сельскохозяйственного назначения, приватизированные в соответствии с Указом Президента от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" <2>.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Г.В. Совенко различает многоконтурный земельный участок и единое землепользование, которое автор определяет как самостоятельный вид земельного участка, образованного из нескольких обособленных частей участка, находящихся в пределах контура участка <1>; в качестве примера автором называются участки в составе земель сельскохозяйственного назначения, приватизированные в соответствии с Указом Президента от 27.12.1991 N 323 "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР" <2>.
Статья: Акционерные общества
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- способа создания (образования) и сферы деятельности: колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия, созданные на базе реорганизованных в соответствии с земельной реформой, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, обслуживающие и сервисные предприятия для сельскохозяйственных производителей (п. 4 ст. 1 Закона об акционерных обществах).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- способа создания (образования) и сферы деятельности: колхозы, совхозы и другие сельскохозяйственные предприятия, созданные на базе реорганизованных в соответствии с земельной реформой, а также крестьянские (фермерские) хозяйства, обслуживающие и сервисные предприятия для сельскохозяйственных производителей (п. 4 ст. 1 Закона об акционерных обществах).
Статья: Применение исковой давности к искам о признании права отсутствующим: комментарий к Постановлению Конституционного Суда РФ от 28 января 2025 года N 3-П
(Айрапетян Г.В.)
("Закон", 2025, N 4)Ответственность за достоверность документов и соблюдение процедур лежит на органах власти. Граждане, приобретавшие землю для личных нужд, не должны нести последствия ошибок, допущенных государственными структурами. Суды обязаны учитывать все обстоятельства дела, включая контекст земельной реформы и действия органов власти, чтобы избежать несправедливых выводов о недобросовестности граждан. Это соответствует принципам доверия к закону и справедливости, закрепленным в Конституции РФ.
(Айрапетян Г.В.)
("Закон", 2025, N 4)Ответственность за достоверность документов и соблюдение процедур лежит на органах власти. Граждане, приобретавшие землю для личных нужд, не должны нести последствия ошибок, допущенных государственными структурами. Суды обязаны учитывать все обстоятельства дела, включая контекст земельной реформы и действия органов власти, чтобы избежать несправедливых выводов о недобросовестности граждан. Это соответствует принципам доверия к закону и справедливости, закрепленным в Конституции РФ.
Статья: Обмен земельными участками, находящимися в различных формах собственности (глава V.2 ЗК РФ), - существующие вызовы и перспективы применения
(Башарин А.В.)
("Закон", 2024, N 3)В статье анализируется появившийся в российском земельном законодательстве в результате реформы 2015 года институт обмена земельными участками, находящимися в различных формах собственности. Автор приходит к выводу, что каждый из случаев применения этого института опосредует реализацию определенных публичных интересов. В статье демонстрируется, как институт обмена земельными участками связан с изъятием земельных участков для публичных нужд, и предлагается расширить перечень случаев, допускающих обмен земельными участками, в целях защиты собственников земельных участков, пострадавших от установления публично-правовых ограничений прав. В заключение сформулирован ряд предложений по возможному совершенствованию действующего законодательства, направленному на оптимизацию применения института обмена земельными участками.
(Башарин А.В.)
("Закон", 2024, N 3)В статье анализируется появившийся в российском земельном законодательстве в результате реформы 2015 года институт обмена земельными участками, находящимися в различных формах собственности. Автор приходит к выводу, что каждый из случаев применения этого института опосредует реализацию определенных публичных интересов. В статье демонстрируется, как институт обмена земельными участками связан с изъятием земельных участков для публичных нужд, и предлагается расширить перечень случаев, допускающих обмен земельными участками, в целях защиты собственников земельных участков, пострадавших от установления публично-правовых ограничений прав. В заключение сформулирован ряд предложений по возможному совершенствованию действующего законодательства, направленному на оптимизацию применения института обмена земельными участками.
Статья: Историко-правовой анализ становления и развития этапов платы за землеустройство (с 1917 года по настоящее время)
(Позднякова Е.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Введение: статья посвящена анализу правового регулирования платы за землеустройство за более чем столетний период развития, который показал динамику ее изменения в разные промежутки времени. Плата за землеустройство была на протяжении всего периода существования самого института землеустройства. Меняющийся политический строй отражался только на специфике ее правового регулирования. В современной России сложилась двоякая ситуация с платой за землеустройство: с одной стороны, о ней не упоминается ни в Земельном кодексе РФ, ни в ФЗ "О землеустройстве", с другой стороны - такая плата существует и оформляется в зависимости от заказчика работ, что создает определенный пробел в регулировании данного института. В преддверии принятия нового Закона "О землеустройстве" необходимо рассмотреть исторический путь развития платы за землеустройство с точки зрения оценки его преимуществ и недостатков. Цель: на основании анализа правового регулирования определить необходимость регулирования платы за землеустройство нормами действующего законодательства. Методы: исторический, логический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный. Результаты: доказано, что формирование платы за землеустройство прошло три самостоятельных этапа: первый этап - дореволюционный, но мы его выделили как генезис рассматриваемого явления, который был взят за основу и советской властью; второй этап определен историческими рамками периода с 1917 до 1990 года включительно, то есть до момента проведения земельной реформы; третий этап - это период после проведения земельной реформы и по настоящее время. Выводы: установлено существование прямой связи между финансированием платы за землеустройство из соответствующего бюджета и выполнением публичной функции государства по управлению земельным фондом страны. Обоснована гипотеза о том, что плата за землеустройство должна быть включена в качестве самостоятельного элемента в плату за землю посредством законодательного закрепления.
(Позднякова Е.А.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2025, N 2)Введение: статья посвящена анализу правового регулирования платы за землеустройство за более чем столетний период развития, который показал динамику ее изменения в разные промежутки времени. Плата за землеустройство была на протяжении всего периода существования самого института землеустройства. Меняющийся политический строй отражался только на специфике ее правового регулирования. В современной России сложилась двоякая ситуация с платой за землеустройство: с одной стороны, о ней не упоминается ни в Земельном кодексе РФ, ни в ФЗ "О землеустройстве", с другой стороны - такая плата существует и оформляется в зависимости от заказчика работ, что создает определенный пробел в регулировании данного института. В преддверии принятия нового Закона "О землеустройстве" необходимо рассмотреть исторический путь развития платы за землеустройство с точки зрения оценки его преимуществ и недостатков. Цель: на основании анализа правового регулирования определить необходимость регулирования платы за землеустройство нормами действующего законодательства. Методы: исторический, логический, сравнительно-правовой, структурно-функциональный. Результаты: доказано, что формирование платы за землеустройство прошло три самостоятельных этапа: первый этап - дореволюционный, но мы его выделили как генезис рассматриваемого явления, который был взят за основу и советской властью; второй этап определен историческими рамками периода с 1917 до 1990 года включительно, то есть до момента проведения земельной реформы; третий этап - это период после проведения земельной реформы и по настоящее время. Выводы: установлено существование прямой связи между финансированием платы за землеустройство из соответствующего бюджета и выполнением публичной функции государства по управлению земельным фондом страны. Обоснована гипотеза о том, что плата за землеустройство должна быть включена в качестве самостоятельного элемента в плату за землю посредством законодательного закрепления.
Статья: "Поместье", "вотчина", "имение", "дача", "земельный участок" в понятийном аппарате законодательных актов XVI - XVIII веков: историко-правовой анализ
(Зазолина Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)В дальнейшем введенная терминология использовалась законодателем в межевых узаконениях елизаветинского межевания. Так, в Указе Елизаветы Петровны от февраля 1752 г. <38>, регламентировавшем начало подготовки документов к мероприятиям генерального межевания, законодатель обозначал объекты земельных отношений как "недвижимые имения". Ключевым понятием и термином межевого процесса в Инструкции межевщикам от 1754 г. <39>, главного законодательного акта, регулировавшего проведение земельной реформы Елизаветы Петровны, является термин "дача". Ранее уже отмечалось, что этот термин стал впервые применяться законодателем в серии межевых узаконений (Писцовых наказов XVII в.), а также в Соборном уложении 1649 г. Анализ статей Инструкции межевщикам от 1754 г. позволяет резюмировать, что под термином "дача" законодатель понимал определенное землевладение (земельный участок), принадлежащий конкретному индивиду. Так, в тексте рассматриваемого документа встречается следующая формулировка нормы права о необходимости межевать участок на основании документов на землю: "...при размъреванiи дачъ по крепостямъ наблюдать..." <40>. О рассмотрении споров на землю при межевании сенных покосов и пашни говорилось следующее: "...когда за спорами придется размъривать земли по дачамъ, то сначала намърять пашню и сенные покосы..." <41>. Также в Инструкции межевщикам от 1754 г. законодатель использовал такое словосочетание, как "межеванныя и немежеванныя дачи" <42>, обозначающее землевладения, которые подверглись обмеру (межеванию), и те участки, которые еще не измерялись. Интересна формулировка, применяемая законодателем при регламентации правил межевания и оформления излишней примерной земли, обнаруженной у собственника: "Излишнiя, прiмерныя земли, найденныя въ срединъ дачи, оставлятъ за владъльцемъ..." <43>.
(Зазолина Е.В.)
("Сибирское юридическое обозрение", 2025, N 3)В дальнейшем введенная терминология использовалась законодателем в межевых узаконениях елизаветинского межевания. Так, в Указе Елизаветы Петровны от февраля 1752 г. <38>, регламентировавшем начало подготовки документов к мероприятиям генерального межевания, законодатель обозначал объекты земельных отношений как "недвижимые имения". Ключевым понятием и термином межевого процесса в Инструкции межевщикам от 1754 г. <39>, главного законодательного акта, регулировавшего проведение земельной реформы Елизаветы Петровны, является термин "дача". Ранее уже отмечалось, что этот термин стал впервые применяться законодателем в серии межевых узаконений (Писцовых наказов XVII в.), а также в Соборном уложении 1649 г. Анализ статей Инструкции межевщикам от 1754 г. позволяет резюмировать, что под термином "дача" законодатель понимал определенное землевладение (земельный участок), принадлежащий конкретному индивиду. Так, в тексте рассматриваемого документа встречается следующая формулировка нормы права о необходимости межевать участок на основании документов на землю: "...при размъреванiи дачъ по крепостямъ наблюдать..." <40>. О рассмотрении споров на землю при межевании сенных покосов и пашни говорилось следующее: "...когда за спорами придется размъривать земли по дачамъ, то сначала намърять пашню и сенные покосы..." <41>. Также в Инструкции межевщикам от 1754 г. законодатель использовал такое словосочетание, как "межеванныя и немежеванныя дачи" <42>, обозначающее землевладения, которые подверглись обмеру (межеванию), и те участки, которые еще не измерялись. Интересна формулировка, применяемая законодателем при регламентации правил межевания и оформления излишней примерной земли, обнаруженной у собственника: "Излишнiя, прiмерныя земли, найденныя въ срединъ дачи, оставлятъ за владъльцемъ..." <43>.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Исторически права на земельные доли возникли в результате аграрной реформы, начавшейся в 1991 г., когда у бывших колхозов и совхозов были изъяты все сельскохозяйственные угодья. 10% этих сельскохозяйственных угодий были перечислены в фонд перераспределения земель, а оставшиеся 90% переданы в коллективно-долевую собственность бывших работников колхозов и совхозов. Земельная доля не имела денежного выражения, а выражалась в условных балло-гектарах или гектарах, что нашло отражение и в действующем законодательстве.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Исторически права на земельные доли возникли в результате аграрной реформы, начавшейся в 1991 г., когда у бывших колхозов и совхозов были изъяты все сельскохозяйственные угодья. 10% этих сельскохозяйственных угодий были перечислены в фонд перераспределения земель, а оставшиеся 90% переданы в коллективно-долевую собственность бывших работников колхозов и совхозов. Земельная доля не имела денежного выражения, а выражалась в условных балло-гектарах или гектарах, что нашло отражение и в действующем законодательстве.
"Комментарий к Федеральному закону от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Первые нормы, регулирующие приватизационные процессы, были закреплены в таких законодательных актах, как Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде, принятые Верховным Советом СССР 23 ноября 1989 г. N 810-1 <34> (ст. 10), Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" <35>, Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. N 374-1 "О земельной реформе" <36>, Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. N 443-1 "О собственности в РСФСР" <37> (ст. 4), и ряде других.
(постатейный)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2025)Первые нормы, регулирующие приватизационные процессы, были закреплены в таких законодательных актах, как Основы законодательства Союза ССР и союзных республик об аренде, принятые Верховным Советом СССР 23 ноября 1989 г. N 810-1 <34> (ст. 10), Закон РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" <35>, Закон РСФСР от 23 ноября 1990 г. N 374-1 "О земельной реформе" <36>, Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. N 443-1 "О собственности в РСФСР" <37> (ст. 4), и ряде других.