Земельно-имущественные отношения
Подборка наиболее важных документов по запросу Земельно-имущественные отношения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Личное подсобное хозяйство на полевых участках: коллизии правового регулирования
(Сукало В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 7)Сукало Виталий Алексеевич, руководитель департамента земельно-имущественных отношений ООО "Сибирские аэропорты", аспирант кафедры гражданско-правовых и уголовно-правовых дисциплин Хакасского государственного университета (г. Красноярск).
(Сукало В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2023, N 7)Сукало Виталий Алексеевич, руководитель департамента земельно-имущественных отношений ООО "Сибирские аэропорты", аспирант кафедры гражданско-правовых и уголовно-правовых дисциплин Хакасского государственного университета (г. Красноярск).
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)1. Земельное законодательство регулирует отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения).
Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 486
(ред. от 14.09.2016)
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2014 N 32885)Зарегистрировано в Минюсте России 27 июня 2014 г. N 32885
(ред. от 14.09.2016)
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 21.02.05 Земельно-имущественные отношения"
(Зарегистрировано в Минюсте России 27.06.2014 N 32885)Зарегистрировано в Минюсте России 27 июня 2014 г. N 32885
Статья: Установление индивидуализирующих характеристик земельного участка в спорах о приобретательной давности
(Пархоменко Д.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 1)<13> Горбунова О.А. Приобретение прав на земельный участок на основании приобретательной давности в геоинформационном аспекте // Регулирование земельно-имущественных отношений в России: правовое и геопространственное обеспечение, оценка недвижимости, экологическая, экономическая, технологические решения: сб. материалов. IV Национально-практической конференции, 17 - 19 ноября 2020 г. Новосибирск: СГУГиТ, 2021. С. 46 - 50.
(Пархоменко Д.В.)
("Вестник арбитражной практики", 2025, N 1)<13> Горбунова О.А. Приобретение прав на земельный участок на основании приобретательной давности в геоинформационном аспекте // Регулирование земельно-имущественных отношений в России: правовое и геопространственное обеспечение, оценка недвижимости, экологическая, экономическая, технологические решения: сб. материалов. IV Национально-практической конференции, 17 - 19 ноября 2020 г. Новосибирск: СГУГиТ, 2021. С. 46 - 50.
"Недобросовестность в вещном праве: монография"
(Шереметьева Н.В.)
("Проспект", 2023)<1> Бузина Д.А., Коновалов В.Е. Земельно-имущественные отношения в период абсолютизма в России (XVIII - начало XIX века) // Уральская горная школа - регионам: материалы конференции. Екатеринбург: Издательство Уральского государственного горного университета, 2019. С. 295 - 296.
(Шереметьева Н.В.)
("Проспект", 2023)<1> Бузина Д.А., Коновалов В.Е. Земельно-имущественные отношения в период абсолютизма в России (XVIII - начало XIX века) // Уральская горная школа - регионам: материалы конференции. Екатеринбург: Издательство Уральского государственного горного университета, 2019. С. 295 - 296.
Статья: Сочетание интересов общества и частных интересов в регулировании использования земель
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 4)Справедливости ради следует отметить, что предполагавшееся "перемещение" земельных имущественных отношений в гражданское законодательство не имело бы того эффекта, какой был в США на начальном этапе построения капитализма. Сохранение в правовой системе земельного законодательства в качестве самостоятельной отрасли позволило избежать ситуации, когда частные собственники произвольно отвечали бы на вопрос, каким образом и для каких целей может быть использован земельный участок. На момент принятия части 1 ГК РФ действовал ЗК РСФСР 1991 г. (ред. от 24.12.1993) <15>, который в основе своей базировался на принципе целевого использования земель. Установив многообразие форм собственности на землю, "государство вместе с тем сохранило категоризацию земель как основной инструмент определения правового режима земельных участков" [26, с. 350]. Напомним, что правовые режимы земельных участков различного целевого назначения сформированы как "...заранее установленная законом система прав и обязанностей управления землями и землепользования в связи с использованием земельных участков для тех или иных надобностей" [11, с. 11], что не оставляет места использованию земельных участков "по своему усмотрению". Другими словами, демонополизация государственной собственности на землю не привела к полному уничтожению плановых начал в регулировании отношений по использованию земельных участков. Это обстоятельство позволило, в частности, сохранить земли сельскохозяйственного назначения как ресурс в аграрном секторе экономики, без чего современные успехи здесь были бы невозможны.
(Эйриян Г.Н.)
("Вестник Пермского университета. Юридические науки", 2021, N 4)Справедливости ради следует отметить, что предполагавшееся "перемещение" земельных имущественных отношений в гражданское законодательство не имело бы того эффекта, какой был в США на начальном этапе построения капитализма. Сохранение в правовой системе земельного законодательства в качестве самостоятельной отрасли позволило избежать ситуации, когда частные собственники произвольно отвечали бы на вопрос, каким образом и для каких целей может быть использован земельный участок. На момент принятия части 1 ГК РФ действовал ЗК РСФСР 1991 г. (ред. от 24.12.1993) <15>, который в основе своей базировался на принципе целевого использования земель. Установив многообразие форм собственности на землю, "государство вместе с тем сохранило категоризацию земель как основной инструмент определения правового режима земельных участков" [26, с. 350]. Напомним, что правовые режимы земельных участков различного целевого назначения сформированы как "...заранее установленная законом система прав и обязанностей управления землями и землепользования в связи с использованием земельных участков для тех или иных надобностей" [11, с. 11], что не оставляет места использованию земельных участков "по своему усмотрению". Другими словами, демонополизация государственной собственности на землю не привела к полному уничтожению плановых начал в регулировании отношений по использованию земельных участков. Это обстоятельство позволило, в частности, сохранить земли сельскохозяйственного назначения как ресурс в аграрном секторе экономики, без чего современные успехи здесь были бы невозможны.
Статья: Нотариальный округ на федеральной территории
(Майборода В.А.)
("Нотариус", 2021, N 1)При этом при фактическом создании нового нотариального округа практическое значение обретет вопрос о том, каким быть этому округу: будут ли в нем исключительно нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, или же это будут свойственные Краснодарскому краю нотариусы, занимающиеся частной практикой. Задаваемый вектор развития федеральной территории Президентом Российской Федерации - это ее формирование в качестве "национальной платформы работы с талантами, где сосредоточены лучшие технологии и компетенции, направленные на раскрытие способностей человека" <17>. Более того, объекты земельно-имущественных отношений, расположенных на территории Имеретинской долины, имеют юридически значимую историю регулирования специальным законодательством в рамках подготовки Зимних Олимпийских Игр 2014 г., формальная утрата значения которого не означает утраты фактического значения. Так, например, земельные ресурсы, использованные для формирования олимпийской инфраструктуры, изменили категорию земель, а разрешенные виды использования являются достаточно специфичными и приобретенными в рамках отдельных административно-правовых процедур. До земель населенных пунктов это были земли сельскохозяйственного назначения, часть которых находилась в долевой собственности, сформированной в период земельной приватизации. При этом форма собственности при подготовке к Олимпиаде перераспределена из частной в публичную через институты изъятия земель и земельных участков <18>. Комбинаторное сочетание приведенного регулирования как никакое другое является удобной площадкой для перераспределения баланса интересов в обратную сторону - от публичного к частному с использованием инструментов симуляции защиты нарушенного права. Очевидно, что правоохранительная функция нотариата, реализуемая в том числе через возможности превентивного правосудия при дальнейшем участии объектов земельных и имущественных отношений в обороте, направленном на развитие федеральной территории, будет чрезвычайно востребована самой целью сохранения сформированного баланса публичного и частного интересов на данной территории.
(Майборода В.А.)
("Нотариус", 2021, N 1)При этом при фактическом создании нового нотариального округа практическое значение обретет вопрос о том, каким быть этому округу: будут ли в нем исключительно нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе, или же это будут свойственные Краснодарскому краю нотариусы, занимающиеся частной практикой. Задаваемый вектор развития федеральной территории Президентом Российской Федерации - это ее формирование в качестве "национальной платформы работы с талантами, где сосредоточены лучшие технологии и компетенции, направленные на раскрытие способностей человека" <17>. Более того, объекты земельно-имущественных отношений, расположенных на территории Имеретинской долины, имеют юридически значимую историю регулирования специальным законодательством в рамках подготовки Зимних Олимпийских Игр 2014 г., формальная утрата значения которого не означает утраты фактического значения. Так, например, земельные ресурсы, использованные для формирования олимпийской инфраструктуры, изменили категорию земель, а разрешенные виды использования являются достаточно специфичными и приобретенными в рамках отдельных административно-правовых процедур. До земель населенных пунктов это были земли сельскохозяйственного назначения, часть которых находилась в долевой собственности, сформированной в период земельной приватизации. При этом форма собственности при подготовке к Олимпиаде перераспределена из частной в публичную через институты изъятия земель и земельных участков <18>. Комбинаторное сочетание приведенного регулирования как никакое другое является удобной площадкой для перераспределения баланса интересов в обратную сторону - от публичного к частному с использованием инструментов симуляции защиты нарушенного права. Очевидно, что правоохранительная функция нотариата, реализуемая в том числе через возможности превентивного правосудия при дальнейшем участии объектов земельных и имущественных отношений в обороте, направленном на развитие федеральной территории, будет чрезвычайно востребована самой целью сохранения сформированного баланса публичного и частного интересов на данной территории.
Статья: Правовые проблемы установления вида разрешенного использования первично образуемых земельных участков, расположенных в сфере градостроительного зонирования
(Нарышева Н.Г.)
("Закон", 2025, N 3)Так, при рассмотрении дела об оспаривании отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка суд установил, что Межведомственной комиссией по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области принято положительное решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка без указания вида права для постановки на кадастровый учет с указанием наименования территориальной зоны, в которой он расположен. После постановки на кадастровый учет заявителю рекомендовано обратиться за установлением вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с его фактическим использованием. После установления администрацией вида разрешенного использования заявителю рекомендовано обратиться за предоставлением земельного участка в аренду <6>.
(Нарышева Н.Г.)
("Закон", 2025, N 3)Так, при рассмотрении дела об оспаривании отказа в осуществлении кадастрового учета земельного участка суд установил, что Межведомственной комиссией по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области принято положительное решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка без указания вида права для постановки на кадастровый учет с указанием наименования территориальной зоны, в которой он расположен. После постановки на кадастровый учет заявителю рекомендовано обратиться за установлением вида разрешенного использования земельного участка в соответствии с его фактическим использованием. После установления администрацией вида разрешенного использования заявителю рекомендовано обратиться за предоставлением земельного участка в аренду <6>.
Статья: Трехмерный кадастр недвижимости: риски, связанные с цифровыми инновациями
(Болдырев В.А., Сварчевский К.Г., Клепалова Ю.И.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 1)Аврунев Евгений И., Гиниятов Артур И. 2020. Современное состояние и проблемы геодезического обеспечения создания и ведения трехмерного кадастра недвижимости. Регулирование земельно-имущественных отношений в России: правовое и геопространственное обеспечение, оценка недвижимости, экология, технологические решения 1: 136 - 140.
(Болдырев В.А., Сварчевский К.Г., Клепалова Ю.И.)
("Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Право", 2024, N 1)Аврунев Евгений И., Гиниятов Артур И. 2020. Современное состояние и проблемы геодезического обеспечения создания и ведения трехмерного кадастра недвижимости. Регулирование земельно-имущественных отношений в России: правовое и геопространственное обеспечение, оценка недвижимости, экология, технологические решения 1: 136 - 140.
Статья: Способы определения размера арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
(Габучева С.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Применялись при расчете арендной платы, кроме кадастровой стоимости, и другие базовые составляющие. Например, первоначальная редакция п. 6 Правил предусматривала, что арендная плата за застроенные земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Банка России, действующей на начало календарного года. Затем вместо ставки рефинансирования стала применяться ключевая ставка Банка России. При этом значительные колебания значений ключевой ставки, которая является инструментом денежно-кредитной политики и не учитывает специфику земельно-имущественных отношений, делали весь механизм расчета арендной платы в отношении земельных участков экономически нецелесообразным. В связи с этим от применения такой формулы расчета арендной платы Правительство Российской Федерации отказалось.
(Габучева С.А.)
("Хозяйство и право", 2023, N 6)Применялись при расчете арендной платы, кроме кадастровой стоимости, и другие базовые составляющие. Например, первоначальная редакция п. 6 Правил предусматривала, что арендная плата за застроенные земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, рассчитывается как произведение рыночной стоимости земельного участка и выраженной в процентах ставки рефинансирования Банка России, действующей на начало календарного года. Затем вместо ставки рефинансирования стала применяться ключевая ставка Банка России. При этом значительные колебания значений ключевой ставки, которая является инструментом денежно-кредитной политики и не учитывает специфику земельно-имущественных отношений, делали весь механизм расчета арендной платы в отношении земельных участков экономически нецелесообразным. В связи с этим от применения такой формулы расчета арендной платы Правительство Российской Федерации отказалось.
Статья: Понятие земельного участка как объекта земельных правоотношений
(Карагадян В.Д.)
("Экологическое право", 2023, N 6)<33> См.: Земельный участок как объект земельно-имущественных отношений: Учебное пособие / Сост. Р.А. Балдаева. Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2022. С. 46 - 47.
(Карагадян В.Д.)
("Экологическое право", 2023, N 6)<33> См.: Земельный участок как объект земельно-имущественных отношений: Учебное пособие / Сост. Р.А. Балдаева. Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2022. С. 46 - 47.
Статья: Реализация права рационального природопользования в развитии экологического каркаса России
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)В правовой экологии взаимодействие норм о рациональном природопользовании с нормативными требованиями к экологическому каркасу не исследовалось. В естественных науках сфера проектирования экологического каркаса, основывающаяся на рациональном природопользовании, является более разработанной, чем в юриспруденции. Представителями естественных наук признается связь рационального природопользования и экологического каркаса территории. Доказывается, что экологический каркас обеспечивает рационализацию территориальной организации природных и социально-экономических систем <2>, территориальной структуры природопользования <3>, рациональное использование территориальных природных комплексов <4>. Обосновывается способность режимов использования элементов экологического каркаса, интегрированных в систему земельно-имущественных отношений, рационализировать землепользование <5>, поэтому принципы и задачи формирования экологического каркаса должны включаться в управление рациональным землепользованием <6>. С помощью геоинформационных систем разрабатываются проекты экологических каркасов с учетом правового режима его элементов для органов государственного и муниципального управления в целях достижения рационального природопользования <7>.
(Лунева Е.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)В правовой экологии взаимодействие норм о рациональном природопользовании с нормативными требованиями к экологическому каркасу не исследовалось. В естественных науках сфера проектирования экологического каркаса, основывающаяся на рациональном природопользовании, является более разработанной, чем в юриспруденции. Представителями естественных наук признается связь рационального природопользования и экологического каркаса территории. Доказывается, что экологический каркас обеспечивает рационализацию территориальной организации природных и социально-экономических систем <2>, территориальной структуры природопользования <3>, рациональное использование территориальных природных комплексов <4>. Обосновывается способность режимов использования элементов экологического каркаса, интегрированных в систему земельно-имущественных отношений, рационализировать землепользование <5>, поэтому принципы и задачи формирования экологического каркаса должны включаться в управление рациональным землепользованием <6>. С помощью геоинформационных систем разрабатываются проекты экологических каркасов с учетом правового режима его элементов для органов государственного и муниципального управления в целях достижения рационального природопользования <7>.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)<1> В иных источниках содержится более расширенное содержание Vertrag, под которым понимается договор инвестора с органом публичной власти, предмет которого составляет множество мероприятий по реализации инвестиционного проекта по строительству, в том числе связанных с земельно-имущественными отношениями. Krautzberger M. in der praktischen , Online-Zeitschrift Umwelt- und Planungsrecht, Bonn, Berlin, 2007.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)<1> В иных источниках содержится более расширенное содержание Vertrag, под которым понимается договор инвестора с органом публичной власти, предмет которого составляет множество мероприятий по реализации инвестиционного проекта по строительству, в том числе связанных с земельно-имущественными отношениями. Krautzberger M. in der praktischen , Online-Zeitschrift Umwelt- und Planungsrecht, Bonn, Berlin, 2007.