Земельные ресурсы отношения собственности
Подборка наиболее важных документов по запросу Земельные ресурсы отношения собственности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Определение Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 23.11.2023 N 88-24478/2023 (УИД 42RS0018-01-2022-001334-09)
Категория спора: Право собственности.
Требования: О признании права собственности на самовольную постройку.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что его брат приобрел жилой дом и прописал его в этом доме, с момента регистрации он пользуется и владеет данным жилым домом как своим собственным. Истец купил у брата по расписке дом, однако право собственности на данный дом не зарегистрировано в установленном законом порядке. Истец считает, что возведенная самовольная постройка не нарушает права и интересы других лиц.
Решение: Удовлетворено.При этом как отмечено апелляционным судом, то обстоятельство, что в Комитете градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка отсутствуют документы, на основании которых предоставлены права на земельный участок по спорному адресу не является безусловным основанием для отказа в иске в отношении признания права собственности на дом, поскольку не свидетельствует, что земельный участок под строительство не выделялся, не препятствуют приобретению по давности недвижимого имущества, обстоятельства возведения которого неизвестны.
Категория спора: Право собственности.
Требования: О признании права собственности на самовольную постройку.
Обстоятельства: Истец ссылается на то, что его брат приобрел жилой дом и прописал его в этом доме, с момента регистрации он пользуется и владеет данным жилым домом как своим собственным. Истец купил у брата по расписке дом, однако право собственности на данный дом не зарегистрировано в установленном законом порядке. Истец считает, что возведенная самовольная постройка не нарушает права и интересы других лиц.
Решение: Удовлетворено.При этом как отмечено апелляционным судом, то обстоятельство, что в Комитете градостроительства и земельных ресурсов администрации г. Новокузнецка отсутствуют документы, на основании которых предоставлены права на земельный участок по спорному адресу не является безусловным основанием для отказа в иске в отношении признания права собственности на дом, поскольку не свидетельствует, что земельный участок под строительство не выделялся, не препятствуют приобретению по давности недвижимого имущества, обстоятельства возведения которого неизвестны.
Апелляционное определение Рязанского областного суда от 04.04.2024 N 33-743/2024 (УИД 62RS0001-01-2022-003057-91)
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: Об изменении статуса жилого помещения.
Обстоятельства: Государственный кадастровый учет по заявлениям об изменении наименования объектов недвижимости был приостановлен в связи с непредставлением актов органов местного самоуправления о смене наименования здания и помещений.
Решение: Отказано.Из письма Управления земельный ресурсов и имущественных отношений Администрации г. Рязани от 21 июля 2023 г. следует, что для изменения вида разрешенного использования необходимо оформить земельный участок с кадастровым номером N в общую долевую собственность собственников жилого дома.
Категория спора: Защита прав на жилое помещение.
Требования физического лица: Об изменении статуса жилого помещения.
Обстоятельства: Государственный кадастровый учет по заявлениям об изменении наименования объектов недвижимости был приостановлен в связи с непредставлением актов органов местного самоуправления о смене наименования здания и помещений.
Решение: Отказано.Из письма Управления земельный ресурсов и имущественных отношений Администрации г. Рязани от 21 июля 2023 г. следует, что для изменения вида разрешенного использования необходимо оформить земельный участок с кадастровым номером N в общую долевую собственность собственников жилого дома.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О передаче охотничьего оружия физическому лицу в целях охоты
(Дмитриев О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<19> Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 10.10.2019.
(Дмитриев О.В.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)<19> Пояснительная записка к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты" Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям от 10.10.2019.
Статья: Правовой статус публично-правовой компании "Роскадастр"
(Алексеева Н.А., Бутчанина Д.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 2)Одной из негативных тенденций в научной среде называют риск создания естественной монополии в сфере работ с недвижимостью <13>. Так, рассматриваемые изменения законодательства не поддержали саморегулируемые организации, а именно: Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, кадастровые инженеры и другие <14>.
(Алексеева Н.А., Бутчанина Д.А.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2023, N 2)Одной из негативных тенденций в научной среде называют риск создания естественной монополии в сфере работ с недвижимостью <13>. Так, рассматриваемые изменения законодательства не поддержали саморегулируемые организации, а именно: Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, кадастровые инженеры и другие <14>.
Нормативные акты
Постановление Конституционного Суда РФ от 11.06.2024 N 29-П
"По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 6 и пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.А. Ермака"2. Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, а владение, пользование и распоряжение ею и другими природными ресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статьи 9 и 36). Исходя из этого законодательство в области регулирования земельных отношений определяет, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью и могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законом. При этом, как следует из сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 8, 17, 34 и 35, ограничения законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей (Постановление от 1 апреля 2003 года N 4-П и др.).
"По делу о проверке конституционности пункта 3 статьи 6 и пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданина И.А. Ермака"2. Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в России как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, а владение, пользование и распоряжение ею и другими природными ресурсами осуществляются собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (статьи 9 и 36). Исходя из этого законодательство в области регулирования земельных отношений определяет, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью и могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законом. При этом, как следует из сформулированной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позиции, по смыслу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 8, 17, 34 и 35, ограничения законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей (Постановление от 1 апреля 2003 года N 4-П и др.).
Постановление Конституционного Суда РФ от 23.04.2004 N 8-П
"По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы"2.2. Исходя из предписаний статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации, федеральное законодательство в области регулирования земельных отношений определяет, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью и что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается соответствующими законами.
"По делу о проверке конституционности Земельного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Мурманской областной Думы"2.2. Исходя из предписаний статей 9 и 36 Конституции Российской Федерации, федеральное законодательство в области регулирования земельных отношений определяет, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью и что земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается соответствующими законами.
Статья: Компетенция судов и подсудность споров в сфере управления земельными ресурсами
(Волкова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 5)Разрешая вопросы компетенции судов и подсудности споров в сфере управления земельными ресурсами, судам следует учитывать разъяснения, изложенные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" <13> и совместном Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" <14>. Так, суды общей юрисдикции разрешают земельные споры в отношении земельных ресурсов, предусмотренные ст. 22 ГПК РФ и возникающие из гражданских, земельных, экологических и иных правоотношений <15>. Как отмечают С.Ф. Афанасьев и Т.В. Волкова, к подведомственности судов общей юрисдикции традиционно относятся большинство земельных споров, например, связанных с "неправомерным отказом в предоставлении, изъятии земельного участка, с владением, пользованием и распоряжением земельным участком, с установлением границ (межеванием), признанием права на земельный участок, его государственной регистрацией, с обжалованием незаконных действий или правовых актов государственных и муниципальных органов, их должностных лиц, с возмещением убытков, стоимости улучшений" <16>. А мировой судья в качестве суда первой инстанции в соответствии с положениями ст. 23 ГПК РФ правомочен рассматривать дела об определении порядка пользования земельным участком, разделе между супругами совместно нажитого имущества.
(Волкова Т.В.)
("Вестник гражданского процесса", 2022, N 5)Разрешая вопросы компетенции судов и подсудности споров в сфере управления земельными ресурсами, судам следует учитывать разъяснения, изложенные в Постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. N 54 "О некоторых вопросах подсудности дел по искам о правах на недвижимое имущество" <13> и совместном Постановлении Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29 апреля 2010 г. N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" <14>. Так, суды общей юрисдикции разрешают земельные споры в отношении земельных ресурсов, предусмотренные ст. 22 ГПК РФ и возникающие из гражданских, земельных, экологических и иных правоотношений <15>. Как отмечают С.Ф. Афанасьев и Т.В. Волкова, к подведомственности судов общей юрисдикции традиционно относятся большинство земельных споров, например, связанных с "неправомерным отказом в предоставлении, изъятии земельного участка, с владением, пользованием и распоряжением земельным участком, с установлением границ (межеванием), признанием права на земельный участок, его государственной регистрацией, с обжалованием незаконных действий или правовых актов государственных и муниципальных органов, их должностных лиц, с возмещением убытков, стоимости улучшений" <16>. А мировой судья в качестве суда первой инстанции в соответствии с положениями ст. 23 ГПК РФ правомочен рассматривать дела об определении порядка пользования земельным участком, разделе между супругами совместно нажитого имущества.
Статья: К вопросу обеспечения экологической безопасности в контексте концепции устойчивого развития: сравнительный и международно-правовой аспект
(Королев С.В., Мухлынина М.М.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 4)Тема климата в России обсуждается активно, прозвучала она и в последнем Послании Президента России Федеральному собранию. Однако периодически наши зарубежные партнеры по Парижскому соглашению заявляют о том, что Россия "недостаточно амбициозна" в деле сокращения выбросов парниковых газов, а также, что Россия - один из основных мировых поставщиков "вредного" углеродного сырья. Интересна в этой связи позиция главы Комитета Государственной Думы Российской Федерации по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Н.П. Николаева, который видит в реализации климатической политики, помимо всего прочего, и "способ сдерживания России и ограничения возможностей ее развития на международных рынках. <...> Единственный путь для России - добиться лидерства в мировой климатической повестке, формируя новые смыслы, новые правила и условия взаимодействия" <23>. Правильная оценка рисков новых условий мировой климатической политики, любые адекватные шаги в сфере национального законотворчества и нормотворчества будут встречать сопротивление как со стороны российского бизнеса, так и со стороны общественности.
(Королев С.В., Мухлынина М.М.)
("Безопасность бизнеса", 2021, N 4)Тема климата в России обсуждается активно, прозвучала она и в последнем Послании Президента России Федеральному собранию. Однако периодически наши зарубежные партнеры по Парижскому соглашению заявляют о том, что Россия "недостаточно амбициозна" в деле сокращения выбросов парниковых газов, а также, что Россия - один из основных мировых поставщиков "вредного" углеродного сырья. Интересна в этой связи позиция главы Комитета Государственной Думы Российской Федерации по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Н.П. Николаева, который видит в реализации климатической политики, помимо всего прочего, и "способ сдерживания России и ограничения возможностей ее развития на международных рынках. <...> Единственный путь для России - добиться лидерства в мировой климатической повестке, формируя новые смыслы, новые правила и условия взаимодействия" <23>. Правильная оценка рисков новых условий мировой климатической политики, любые адекватные шаги в сфере национального законотворчества и нормотворчества будут встречать сопротивление как со стороны российского бизнеса, так и со стороны общественности.
Интервью: Последовательные и простые законодательные решения обеспечат защиту прав и имущественных интересов граждан
("Закон", 2021, N 11)В 2012 - 2017 гг. занимал пост заместителя руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, затем - заместителя руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.
("Закон", 2021, N 11)В 2012 - 2017 гг. занимал пост заместителя руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по земельным отношениям и строительству, затем - заместителя руководителя аппарата Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям.
Статья: Правовые проблемы модернизации института государственного управления в сфере использования и охраны земель
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Ограниченность земли как ресурса экономических отношений ставит задачу воздействия на ее распределение и использование. При отсутствии последовательного и объективного контроля со стороны публичной власти возникает риск перераспределения земельной собственности в пользу ограниченного числа социальных групп и удовлетворения ограниченного круга социальных интересов, что естественным образом приводит к дисбалансу развития. В условиях многообразия форм собственности на землю и развития рынка земли на государство должны быть возложены в том числе и функции по регулированию и управлению оборотом земельных участков в целях предотвращения негативных последствий конкуренции.
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2023, N 4)Ограниченность земли как ресурса экономических отношений ставит задачу воздействия на ее распределение и использование. При отсутствии последовательного и объективного контроля со стороны публичной власти возникает риск перераспределения земельной собственности в пользу ограниченного числа социальных групп и удовлетворения ограниченного круга социальных интересов, что естественным образом приводит к дисбалансу развития. В условиях многообразия форм собственности на землю и развития рынка земли на государство должны быть возложены в том числе и функции по регулированию и управлению оборотом земельных участков в целях предотвращения негативных последствий конкуренции.
Статья: Судебно-арбитражный концепт опосредованного владения
(Майборода В.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 12)Но пока что не будем забывать, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и не формализованные в настоящее время в качестве субъектов гражданского оборота федеральные территории (далее - публично-правовые образования) по смыслу положений п. 1 ст. 124, ст. 214, 215 ГК РФ являются собственниками земель и земельных участков, наделенных тем же объемом прав и обязанностей, что и юридические лица, если иное не вытекает из закона или особенностей этих лиц. И ведь иное вытекает как из закона, так и из особенностей этих лиц. Из закона вытекает, что общее правило о составе субъективных прав в праве собственности закреплено в п. 1 ст. 209 ГК РФ, и тут же оговорена возможность их ограничения в п. 3 в отношении земли и иных природных ресурсов. В силу п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным. То есть специальный закон отменяет общий (lex specialis derogat generali, общепризнанный принцип), и в специальном законе, п. 2 ст. ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ, правомочия публичного собственника указаны как "управление и распоряжение земельными участками, находящимися в..." соответствующей публичной собственности. А из особенностей этих лиц вытекает телеологическое понимание регулирования, в сферу которого обязательно необходимо включить реформацию собственности на землю от многоукладной к социалистической, реализованной в 1920-х годах, и ассиметричную реформу в 1990-е годы, в ходе которой обобществленная социалистическая земельная собственность преобразуется в федеральную, государственную, муниципальную, частную и иную (до сих пор не известную) формы собственности на протяжении 30 лет, т.е. жизни поколения.
(Майборода В.А.)
("Арбитражный и гражданский процесс", 2023, N 12)Но пока что не будем забывать, что Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования и не формализованные в настоящее время в качестве субъектов гражданского оборота федеральные территории (далее - публично-правовые образования) по смыслу положений п. 1 ст. 124, ст. 214, 215 ГК РФ являются собственниками земель и земельных участков, наделенных тем же объемом прав и обязанностей, что и юридические лица, если иное не вытекает из закона или особенностей этих лиц. И ведь иное вытекает как из закона, так и из особенностей этих лиц. Из закона вытекает, что общее правило о составе субъективных прав в праве собственности закреплено в п. 1 ст. 209 ГК РФ, и тут же оговорена возможность их ограничения в п. 3 в отношении земли и иных природных ресурсов. В силу п. 3 ст. 3 ЗК РФ имущественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками регулируются гражданским законодательством, если иное не предусмотрено земельным. То есть специальный закон отменяет общий (lex specialis derogat generali, общепризнанный принцип), и в специальном законе, п. 2 ст. ст. 9, 10 и 11 ЗК РФ, правомочия публичного собственника указаны как "управление и распоряжение земельными участками, находящимися в..." соответствующей публичной собственности. А из особенностей этих лиц вытекает телеологическое понимание регулирования, в сферу которого обязательно необходимо включить реформацию собственности на землю от многоукладной к социалистической, реализованной в 1920-х годах, и ассиметричную реформу в 1990-е годы, в ходе которой обобществленная социалистическая земельная собственность преобразуется в федеральную, государственную, муниципальную, частную и иную (до сих пор не известную) формы собственности на протяжении 30 лет, т.е. жизни поколения.
Статья: Субсидиарная ответственность контролирующих лиц застройщика
(Можилян С.А.)
("Гражданское право", 2021, N 3)Как следует из пояснительной записки к законопроекту Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям N 322981-7, ставшему предтечей Закона N 175-ФЗ, положения о возложении на контролирующих лиц солидарной ответственности явились результатом исполнения политики Президента РФ и Правительства РФ в области жилищного строительства <1>.
(Можилян С.А.)
("Гражданское право", 2021, N 3)Как следует из пояснительной записки к законопроекту Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям N 322981-7, ставшему предтечей Закона N 175-ФЗ, положения о возложении на контролирующих лиц солидарной ответственности явились результатом исполнения политики Президента РФ и Правительства РФ в области жилищного строительства <1>.
"Вещное право: научно-познавательный очерк"
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Поэтому в абз. 2 п. 1 ст. 20 Закона "О собственности в СССР" было установлено, что союзные республики и автономные образования осуществляют в отношении земли и природных ресурсов, находящихся на их территории, "триаду" правомочий собственника, но не только в своих интересах (как обычные собственники), но "и в интересах Союза ССР" (за которым, однако, признавались лишь права владения и пользования в отношении указанных объектов), а автономные образования осуществляют свои правомочия собственников "также и в интересах союзной республики". В результате этого никто из перечисленных субъектов ни порознь, ни даже в совокупности не имел правомочий, осуществляемых "по своему усмотрению", а потому и не мог считаться полноправным собственником с точки зрения формулировки п. 2 ст. 1 названного Закона. Одновременно в абз. 1 п. 1 ст. 20 Закона земля и другие природные ресурсы были объявлены "неотъемлемым достоянием народов, проживающих на данной территории", в силу чего эти объекты, по существу, приобрели особый правовой режим, оставаясь исключительно публичной собственностью, но не находясь в состоянии присвоенности тех или иных публично-правовых образований (что вполне удовлетворило депутатов, отстаивавших интересы автономий) <319>.
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Суханов Е.А.)
("Статут", 2024)Поэтому в абз. 2 п. 1 ст. 20 Закона "О собственности в СССР" было установлено, что союзные республики и автономные образования осуществляют в отношении земли и природных ресурсов, находящихся на их территории, "триаду" правомочий собственника, но не только в своих интересах (как обычные собственники), но "и в интересах Союза ССР" (за которым, однако, признавались лишь права владения и пользования в отношении указанных объектов), а автономные образования осуществляют свои правомочия собственников "также и в интересах союзной республики". В результате этого никто из перечисленных субъектов ни порознь, ни даже в совокупности не имел правомочий, осуществляемых "по своему усмотрению", а потому и не мог считаться полноправным собственником с точки зрения формулировки п. 2 ст. 1 названного Закона. Одновременно в абз. 1 п. 1 ст. 20 Закона земля и другие природные ресурсы были объявлены "неотъемлемым достоянием народов, проживающих на данной территории", в силу чего эти объекты, по существу, приобрели особый правовой режим, оставаясь исключительно публичной собственностью, но не находясь в состоянии присвоенности тех или иных публично-правовых образований (что вполне удовлетворило депутатов, отстаивавших интересы автономий) <319>.
Статья: Теория и практика применения норм о внесудебном банкротстве индивидуальных предпринимателей
(Рахвалова Д.О.)
("Юрист", 2023, N 1)Нормы о внесудебном банкротстве граждан вступили в силу 1 сентября 2020 г. <2> Анализ сопроводительных документов к законопроекту и разъясняющих актов позволяет сделать вывод, что этот механизм изначально планировался как вид потребительского банкротства. Например, в заключении Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям в качестве субъектов, на которых должен быть распространен новый институт, указаны "граждане, лишившиеся источников доходов и не располагающие имуществом, достаточным для удовлетворения даже минимальной части обязательств перед кредиторами" <3>. Кроме того, именно потребительскому банкротству соответствует реализация концепции fresh start и продебиторский подход. Именно поэтому концептуальное несоответствие административного банкротства общим положениям о банкротстве субъектов предпринимательской деятельности породило в профессиональных кругах в первое время обсуждение вопроса о применимости новых норм к отношениям, субъектами которых являются индивидуальные предприниматели. И хотя впоследствии в ходе правоприменительной деятельности на него был дан положительный ответ, изложенное объясняет научный интерес к вопросам законодательного регулирования внесудебного банкротства индивидуальных предпринимателей и практики применения соответствующих норм.
(Рахвалова Д.О.)
("Юрист", 2023, N 1)Нормы о внесудебном банкротстве граждан вступили в силу 1 сентября 2020 г. <2> Анализ сопроводительных документов к законопроекту и разъясняющих актов позволяет сделать вывод, что этот механизм изначально планировался как вид потребительского банкротства. Например, в заключении Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям в качестве субъектов, на которых должен быть распространен новый институт, указаны "граждане, лишившиеся источников доходов и не располагающие имуществом, достаточным для удовлетворения даже минимальной части обязательств перед кредиторами" <3>. Кроме того, именно потребительскому банкротству соответствует реализация концепции fresh start и продебиторский подход. Именно поэтому концептуальное несоответствие административного банкротства общим положениям о банкротстве субъектов предпринимательской деятельности породило в профессиональных кругах в первое время обсуждение вопроса о применимости новых норм к отношениям, субъектами которых являются индивидуальные предприниматели. И хотя впоследствии в ходе правоприменительной деятельности на него был дан положительный ответ, изложенное объясняет научный интерес к вопросам законодательного регулирования внесудебного банкротства индивидуальных предпринимателей и практики применения соответствующих норм.
Статья: Сравнительный анализ положений о правах и обязанностях граждан в сфере природопользования по конституциям России и зарубежных стран
(Боголюбов С.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 3)Типичная проблема степени конкретизации в конституциях одних правоотношений и ее отсутствия в отношении других явлений решается волей законодателя в соответствии с обычаями. Согласно ст. 58 гл. V "Экономика" Конституции Королевства Камбоджа 1993 г. в исключительную собственность государства входят земля, ископаемые ресурсы, горы, море, подводные источники, континентальный шельф, береговая линия, воздушное пространство, острова, реки, каналы, ручьи, озера, леса, природные ресурсы, экономические, культурные центры. В Кыргызстане земля, ее недра, воздушное пространство, воды, леса являются исключительной собственностью Республики, используются в целях сохранения единой экологической системы как основы жизни и деятельности народа Кыргызстана, находятся под особой охраной государства; в частной собственности не могут находиться пастбища. Показательно, что: 1) основа жизни и деятельности народа увязана с сохранением единой экологической системы, которая позиционируется с пространством Кыргызстана; 2) не часто среда обозначается как экологическая; может быть, это и есть ее искомое определение.
(Боголюбов С.А.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2021, N 3)Типичная проблема степени конкретизации в конституциях одних правоотношений и ее отсутствия в отношении других явлений решается волей законодателя в соответствии с обычаями. Согласно ст. 58 гл. V "Экономика" Конституции Королевства Камбоджа 1993 г. в исключительную собственность государства входят земля, ископаемые ресурсы, горы, море, подводные источники, континентальный шельф, береговая линия, воздушное пространство, острова, реки, каналы, ручьи, озера, леса, природные ресурсы, экономические, культурные центры. В Кыргызстане земля, ее недра, воздушное пространство, воды, леса являются исключительной собственностью Республики, используются в целях сохранения единой экологической системы как основы жизни и деятельности народа Кыргызстана, находятся под особой охраной государства; в частной собственности не могут находиться пастбища. Показательно, что: 1) основа жизни и деятельности народа увязана с сохранением единой экологической системы, которая позиционируется с пространством Кыргызстана; 2) не часто среда обозначается как экологическая; может быть, это и есть ее искомое определение.
Статья: Выявление правообладателей ранее учтенных объектов недвижимости: развитие полномочий органов местного самоуправления
(Габучева С.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)<10> Первоначальная редакция проекта федерального закона N 933979-7 содержала правовые нормы, предусматривающие возможность обращения в суд в порядке особого производства с заявлением об установлении факта принадлежности ранее учтенного объекта недвижимости правообладателю. Данная редакция была обоснованно отвергнута депутатами Государственной Думы Российской Федерации, поскольку не позволяла решать вопрос о правах на объект недвижимости. См. по этому поводу: заключение Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Государственной Думы Российской Федерации на проект федерального закона от 14 июля 2020 г. N 933979-7 // Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/933979-7.
(Габучева С.А.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2021, N 2)<10> Первоначальная редакция проекта федерального закона N 933979-7 содержала правовые нормы, предусматривающие возможность обращения в суд в порядке особого производства с заявлением об установлении факта принадлежности ранее учтенного объекта недвижимости правообладателю. Данная редакция была обоснованно отвергнута депутатами Государственной Думы Российской Федерации, поскольку не позволяла решать вопрос о правах на объект недвижимости. См. по этому поводу: заключение Комитета по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Государственной Думы Российской Федерации на проект федерального закона от 14 июля 2020 г. N 933979-7 // Официальный сайт Государственной Думы Российской Федерации. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/933979-7.