Земельный участок под памятником
Подборка наиболее важных документов по запросу Земельный участок под памятником (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 2 "Категории особо охраняемых природных территорий, особенности их создания и развития" Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях""Положениями статей 2, 26 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ прямо предусмотрено, что режим особой охраны памятников природы, основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в их границах, устанавливаются положением об ООПТ, и, соответственно, принятие положения об особо охраняемой природной территории является обязательным в целях обеспечения ее сохранности. Таким образом, оспариваемый нормативный правовой акт вправе определять режим охраны памятника природы и виды разрешенного использования земельных участков, входящих в состав памятника природы регионального значения."
Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 34 "Зоны охраны объектов культурного наследия" Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"Из вышеуказанных норм права следует, что земельные участки, расположенные в пределах территории памятника культуры - объекта исторического и культурного наследия федерального значения, не подлежат предоставлению в целях какого-либо строительства, кроме работ по сохранению данного памятника или ансамбля и (или) их территорий."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Обзор нового законодательства и судебной практики
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Письмо Росреестра от 24 февраля 2025 г. N 14-1619-ТГ/25
(Хаустов Д.В.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Письмо Росреестра от 24 февраля 2025 г. N 14-1619-ТГ/25
Статья: Правовые последствия выявления объекта археологического наследия для собственника земельного участка
(Лаврентьев Н.В.)
("Гражданское право", 2024, N 3)Отдельных исследований, посвященных гражданско-правовому обороту археологических памятников, до настоящего времени довольно мало. Непосредственно проблем гражданско-правового оборота земельных участков и археологических памятников касались Э.Ф. Нигматуллина <3>, Е.А. Горлова и Ю.Б. Мамий <4>, М.П. Берлизов <5>, Д.В. Тропина и др. <6>. Однако введение в оборот новых земельных участков, активное расширение малоэтажного строительства <7> приводят к увеличению спорных ситуаций, связанных с выявлением на застраиваемых субъектами частного права земельных участках археологических памятников <8>.
(Лаврентьев Н.В.)
("Гражданское право", 2024, N 3)Отдельных исследований, посвященных гражданско-правовому обороту археологических памятников, до настоящего времени довольно мало. Непосредственно проблем гражданско-правового оборота земельных участков и археологических памятников касались Э.Ф. Нигматуллина <3>, Е.А. Горлова и Ю.Б. Мамий <4>, М.П. Берлизов <5>, Д.В. Тропина и др. <6>. Однако введение в оборот новых земельных участков, активное расширение малоэтажного строительства <7> приводят к увеличению спорных ситуаций, связанных с выявлением на застраиваемых субъектами частного права земельных участках археологических памятников <8>.
Нормативные акты
Федеральный закон от 01.05.2016 N 119-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
"Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"21. Для проведения земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ и иных работ на земельных участках, предоставленных гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом, проведение в отношении таких земельных участков государственной историко-культурной экспертизы в целях определения наличия или отсутствия на таких земельных участках объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации либо объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, не требуется.
(ред. от 31.07.2025)
"Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в Арктической зоне Российской Федерации и на других территориях Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"21. Для проведения земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ и иных работ на земельных участках, предоставленных гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с настоящим Федеральным законом, проведение в отношении таких земельных участков государственной историко-культурной экспертизы в целях определения наличия или отсутствия на таких земельных участках объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации либо объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, не требуется.
Федеральный закон от 25.06.2002 N 73-ФЗ
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)14. Памятники и ансамбли, находящиеся в общей собственности, включая памятники и ансамбли, относящиеся к жилищному фонду, а также земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей разделу не подлежат. Выдел собственникам их доли в натуре не осуществляется.
(ред. от 26.12.2024)
"Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
(с изм. и доп., вступ. в силу с 13.01.2025)14. Памятники и ансамбли, находящиеся в общей собственности, включая памятники и ансамбли, относящиеся к жилищному фонду, а также земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей разделу не подлежат. Выдел собственникам их доли в натуре не осуществляется.
"Роль муниципального контроля в развитии комфортной городской среды: монография"
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)При создании ООПТ местного значения одним из проблемных вопросов является постановка данных территорий на кадастровый учет и предоставление сведений о границах, входящих в пределы этих территорий. Так, по исковому заявлению прокурора Стародубского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Мохоновской сельской администрации Стародубского муниципального района Брянской области о понуждении к организации и обеспечению установления и описания границ особо охраняемой природной территории местного значения "Роща", с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, к представлению в Управление Росприроднадзора по Брянской области сведений о границах и географических координатах центра указанной ООПТ для внесения в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий местного значения Брянской области, районный суд вынес решение об удовлетворении требований прокурора <1>. По иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора г. Екатеринбурга на администрацию города возложена обязанность установить и описать границы ООПТ местного значения городской парк "Парк им. Павлика Морозова" с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятников природы, для постановки указанных ООПТ местного значения на государственный кадастровый учет <2>.
(Нарутто С.В., Ряшин М.П.)
(отв. ред. С.В. Нарутто)
("НОРМА", "ИНФРА-М", 2024)При создании ООПТ местного значения одним из проблемных вопросов является постановка данных территорий на кадастровый учет и предоставление сведений о границах, входящих в пределы этих территорий. Так, по исковому заявлению прокурора Стародубского района в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Мохоновской сельской администрации Стародубского муниципального района Брянской области о понуждении к организации и обеспечению установления и описания границ особо охраняемой природной территории местного значения "Роща", с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, к представлению в Управление Росприроднадзора по Брянской области сведений о границах и географических координатах центра указанной ООПТ для внесения в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий местного значения Брянской области, районный суд вынес решение об удовлетворении требований прокурора <1>. По иску Свердловского межрайонного природоохранного прокурора г. Екатеринбурга на администрацию города возложена обязанность установить и описать границы ООПТ местного значения городской парк "Парк им. Павлика Морозова" с указанием координат и отображением указанных границ на картографических материалах, предоставить в орган государственного кадастрового учета документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы территории памятников природы, для постановки указанных ООПТ местного значения на государственный кадастровый учет <2>.
Статья: Об уточнении подхода к разработке мер административного регулирования, применяемых в целях охраны объектов культурного наследия
(Прокошева Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Стимулирующие административные меры в виде налоговых льгот, освобождения собственников (владельцев) объектов культурного наследия от коммунальных платежей, предоставления в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся под памятниками, в свою очередь, создают дополнительную экономическую заинтересованность участников отношений в реализации культурно-инвестиционного проекта.
(Прокошева Е.А.)
("Административное право и процесс", 2025, N 5)Стимулирующие административные меры в виде налоговых льгот, освобождения собственников (владельцев) объектов культурного наследия от коммунальных платежей, предоставления в безвозмездное пользование земельных участков, находящихся под памятниками, в свою очередь, создают дополнительную экономическую заинтересованность участников отношений в реализации культурно-инвестиционного проекта.
Статья: Памятник природы
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- наименования и юридический адрес собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, на которых расположен памятник природы и его охранная зона, а также наименование и юридический адрес физических и юридических лиц, взявших на себя обязательство по охране памятника природы и обеспечению установленного для него режима.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)- наименования и юридический адрес собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, на которых расположен памятник природы и его охранная зона, а также наименование и юридический адрес физических и юридических лиц, взявших на себя обязательство по охране памятника природы и обеспечению установленного для него режима.
Ситуация: Можно ли согласовать возведение пристройки к многоквартирному дому?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если многоквартирный дом расположен на территории, в границах которой предусматриваются требования к архитектурно-градостроительному облику объектов капитального строительства, необходимо согласовать в установленном порядке архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительства с уполномоченным органом местного самоуправления. Исключение составляют, в частности, многоквартирные дома, расположенные на земельных участках, действие градостроительного регламента на которые не распространяется (например, в границах территорий памятников и ансамблей, являющихся объектами культурного наследия) (п. 1 ч. 4 ст. 36, ч. 1, 2, 5 ст. 40.1 ГрК РФ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Если многоквартирный дом расположен на территории, в границах которой предусматриваются требования к архитектурно-градостроительному облику объектов капитального строительства, необходимо согласовать в установленном порядке архитектурно-градостроительный облик объекта капитального строительства с уполномоченным органом местного самоуправления. Исключение составляют, в частности, многоквартирные дома, расположенные на земельных участках, действие градостроительного регламента на которые не распространяется (например, в границах территорий памятников и ансамблей, являющихся объектами культурного наследия) (п. 1 ч. 4 ст. 36, ч. 1, 2, 5 ст. 40.1 ГрК РФ).
"Объекты земельных правоотношений: монография"
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Высший Арбитражный Суд РФ (далее - ВАС РФ) решения нижестоящих судов отменил и отказал в удовлетворении требований общества, сославшись на то, что после победы в конкурсе на заключение договора аренды спорного земельного участка общество заказало землеустроительное дело, одним из разделов которого являлась информация о нахождении спорного земельного участка в зоне охраны памятника истории и культуры. Заключив договор аренды спорного земельного участка и перезаключив его впоследствии без каких-либо возражений и не оспорив эти договоры, общество согласилось с таким режимом спорного участка, что свидетельствует об отсутствии нарушения каких-либо прав общества действиями кадастровой палаты и оснований, предусмотренных ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), для признания этих действий незаконными.
(Мельников Н.Н.)
("ИНФРА-М", 2024)Высший Арбитражный Суд РФ (далее - ВАС РФ) решения нижестоящих судов отменил и отказал в удовлетворении требований общества, сославшись на то, что после победы в конкурсе на заключение договора аренды спорного земельного участка общество заказало землеустроительное дело, одним из разделов которого являлась информация о нахождении спорного земельного участка в зоне охраны памятника истории и культуры. Заключив договор аренды спорного земельного участка и перезаключив его впоследствии без каких-либо возражений и не оспорив эти договоры, общество согласилось с таким режимом спорного участка, что свидетельствует об отсутствии нарушения каких-либо прав общества действиями кадастровой палаты и оснований, предусмотренных ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), для признания этих действий незаконными.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. В ч. 4 комментируемой статьи перечислены виды земельных участков, на которые не распространяется действие градостроительного регламента. Так, действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособления которых принимаются в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия; в границах территорий общего пользования; предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами; предоставленные для добычи полезных ископаемых.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)4. В ч. 4 комментируемой статьи перечислены виды земельных участков, на которые не распространяется действие градостроительного регламента. Так, действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий памятников и ансамблей, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ, а также в границах территорий памятников или ансамблей, которые являются выявленными объектами культурного наследия и решения о режиме содержания, параметрах реставрации, консервации, воссоздания, ремонта и приспособления которых принимаются в порядке, установленном законодательством РФ об охране объектов культурного наследия; в границах территорий общего пользования; предназначенные для размещения линейных объектов и (или) занятые линейными объектами; предоставленные для добычи полезных ископаемых.