Земельный участок публичные слушания
Подборка наиболее важных документов по запросу Земельный участок публичные слушания (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 34 Федерального закона "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации""В силу ч. 12 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 01.01.2021 орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется.
Позиции судов по спорным вопросам. Бюджетные организации: Публичные слушания, общественные обсуждения
(КонсультантПлюс, 2025)Правомерен отказ администрации муниципального образования предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка при отсутствии согласия всех соарендаторов (участников публичных слушаний)
(КонсультантПлюс, 2025)Правомерен отказ администрации муниципального образования предоставить разрешение на условно разрешенный вид использования земельного участка при отсутствии согласия всех соарендаторов (участников публичных слушаний)
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Изменение цели использования публичных земельных участков при изменении правил землепользования и застройки
(Судариков К.В.)
("Закон", 2025, N 3)второе: изменение обстоятельств было вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при должной степени заботливости и осмотрительности. Арендатор публичного земельного участка является частным лицом, которое не обладает властными полномочиями, позволяющими ему преодолевать нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, изменяющие правовой режим земельного участка. Арендатор вправе участвовать в публичных слушаниях, на которых обсуждается проект правил землепользования и застройки, и его мнение учитывается при решении вопроса об утверждении изменений. Однако регламентация процедуры проведения публичных слушаний по вопросам принятия градостроительных документов предполагает, что выраженное заинтересованным лицом мнение носит совещательный, а не обязательный характер. Так, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что публичные слушания не являются формой осуществления власти народом, а их предназначение заключается прежде всего в получении общественной оценки принимаемого нормативно-правового акта и в обеспечении открытости процесса принятия органами власти решений, непосредственно затрагивающих условия проживания и жизнедеятельности населения <19>. Поэтому само по себе внесение изменений в правила землепользования и застройки, с которыми не согласился арендатор публичного земельного участка, не является основанием для признания таких изменений незаконными. Из этого следует, что арендатор объективно не имеет легальных возможностей для преодоления сложившегося противоречия между договорной целью использования и измененным градостроительным регламентом;
(Судариков К.В.)
("Закон", 2025, N 3)второе: изменение обстоятельств было вызвано причинами, которые заинтересованная сторона не могла преодолеть после их возникновения при должной степени заботливости и осмотрительности. Арендатор публичного земельного участка является частным лицом, которое не обладает властными полномочиями, позволяющими ему преодолевать нормативно-правовые акты органов местного самоуправления, изменяющие правовой режим земельного участка. Арендатор вправе участвовать в публичных слушаниях, на которых обсуждается проект правил землепользования и застройки, и его мнение учитывается при решении вопроса об утверждении изменений. Однако регламентация процедуры проведения публичных слушаний по вопросам принятия градостроительных документов предполагает, что выраженное заинтересованным лицом мнение носит совещательный, а не обязательный характер. Так, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что публичные слушания не являются формой осуществления власти народом, а их предназначение заключается прежде всего в получении общественной оценки принимаемого нормативно-правового акта и в обеспечении открытости процесса принятия органами власти решений, непосредственно затрагивающих условия проживания и жизнедеятельности населения <19>. Поэтому само по себе внесение изменений в правила землепользования и застройки, с которыми не согласился арендатор публичного земельного участка, не является основанием для признания таких изменений незаконными. Из этого следует, что арендатор объективно не имеет легальных возможностей для преодоления сложившегося противоречия между договорной целью использования и измененным градостроительным регламентом;
Статья: ВС решал, можно ли использовать часть участка не по назначению
(Князев А.Г., Олейник И.А., Степанова Л., Сулима А., Устименко О.)
("Административное право", 2021, N 2)- до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (часть 12);
(Князев А.Г., Олейник И.А., Степанова Л., Сулима А., Устименко О.)
("Административное право", 2021, N 2)- до 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (часть 12);
Нормативные акты
"Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с изменением вида разрешенного использования земельного участка"
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)До 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (часть 12 статьи 34 Закона N 171-ФЗ).
(утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14.11.2018)До 1 января 2020 года орган местного самоуправления поселения, орган местного самоуправления городского округа обязаны внести изменения в правила землепользования и застройки в части приведения установленных градостроительным регламентом видов разрешенного использования земельных участков в соответствие с видами разрешенного использования земельных участков, предусмотренными классификатором видов разрешенного использования земельных участков. При этом проведение публичных слушаний по проекту изменений, вносимых в правила землепользования и застройки, не требуется (часть 12 статьи 34 Закона N 171-ФЗ).
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)12. Участники общественных обсуждений или публичных слушаний в целях идентификации представляют сведения о себе (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц) с приложением документов, подтверждающих такие сведения. Участники общественных обсуждений или публичных слушаний, являющиеся правообладателями соответствующих земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства и (или) помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, также представляют сведения соответственно о таких земельных участках, объектах капитального строительства, помещениях, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, из Единого государственного реестра недвижимости и иные документы, устанавливающие или удостоверяющие их права на такие земельные участки, объекты капитального строительства, помещения, являющиеся частью указанных объектов капитального строительства.
(ред. от 31.07.2025)12. Участники общественных обсуждений или публичных слушаний в целях идентификации представляют сведения о себе (фамилию, имя, отчество (при наличии), дату рождения, адрес места жительства (регистрации) - для физических лиц; наименование, основной государственный регистрационный номер, место нахождения и адрес - для юридических лиц) с приложением документов, подтверждающих такие сведения. Участники общественных обсуждений или публичных слушаний, являющиеся правообладателями соответствующих земельных участков и (или) расположенных на них объектов капитального строительства и (или) помещений, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, также представляют сведения соответственно о таких земельных участках, объектах капитального строительства, помещениях, являющихся частью указанных объектов капитального строительства, из Единого государственного реестра недвижимости и иные документы, устанавливающие или удостоверяющие их права на такие земельные участки, объекты капитального строительства, помещения, являющиеся частью указанных объектов капитального строительства.
Ситуация: Как изменить вид разрешенного использования земельного участка?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению путем проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Расходы на их проведение несет правообладатель земельного участка, для которого испрашивается изменение вида разрешенного использования.
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению путем проведения общественных обсуждений или публичных слушаний. Расходы на их проведение несет правообладатель земельного участка, для которого испрашивается изменение вида разрешенного использования.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Негативное воздействие на окружающую среду, о котором говорится в ч. 3 комментируемой статьи, противоречит праву на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ). Однако, поскольку полностью избежать его при планировании будущего использования земельного участка или объекта капитального строительства не всегда возможно (например, при строительстве промышленных предприятий, необходимых для данной территории), законодатель ограничился указанием на необходимость в таких случаях проводить общественные обсуждения или публичные слушания с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия. Очевидно, в таких случаях ставится задача убедить этих правообладателей, что потенциальная польза от их использования превысит потенциальный вред.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)3. Негативное воздействие на окружающую среду, о котором говорится в ч. 3 комментируемой статьи, противоречит праву на благоприятную окружающую среду (ст. 42 Конституции РФ). Однако, поскольку полностью избежать его при планировании будущего использования земельного участка или объекта капитального строительства не всегда возможно (например, при строительстве промышленных предприятий, необходимых для данной территории), законодатель ограничился указанием на необходимость в таких случаях проводить общественные обсуждения или публичные слушания с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия. Очевидно, в таких случаях ставится задача убедить этих правообладателей, что потенциальная польза от их использования превысит потенциальный вред.
"Юридический справочник застройщика"
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, с 01.02.2024 устанавливается правило об упрощенном изменении схем территориального планирования муниципального района: внесение изменений в части отображения границ населенных пунктов в связи с устранением пересечения границ населенного пункта с границами земельных участков осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний, а для такого изменения не требуется принятие решения о подготовке предложений о внесении соответствующих изменений, обеспечение доступа к проектам таких документов и согласование изменений в данной части. После внесения изменений схема публикуется в установленном порядке и размещается на официальном сайте в течение 10 дней со дня утверждения. Данные правила применяются также в отношении межселенных территорий и сельских поселений в случае, если представительным органом сельского поселения принято решение об отсутствии необходимости подготовки его Генерального плана и о подготовке Правил землепользования и застройки <1>.
(9-я редакция)
(под ред. Д.С. Некрестьянова)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Кроме того, с 01.02.2024 устанавливается правило об упрощенном изменении схем территориального планирования муниципального района: внесение изменений в части отображения границ населенных пунктов в связи с устранением пересечения границ населенного пункта с границами земельных участков осуществляется без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний, а для такого изменения не требуется принятие решения о подготовке предложений о внесении соответствующих изменений, обеспечение доступа к проектам таких документов и согласование изменений в данной части. После внесения изменений схема публикуется в установленном порядке и размещается на официальном сайте в течение 10 дней со дня утверждения. Данные правила применяются также в отношении межселенных территорий и сельских поселений в случае, если представительным органом сельского поселения принято решение об отсутствии необходимости подготовки его Генерального плана и о подготовке Правил землепользования и застройки <1>.