Землеустройство и кадастры
Подборка наиболее важных документов по запросу Землеустройство и кадастры (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 22 "Требования к межевому плану" Федерального закона "О государственной регистрации недвижимости""Апелляционной инстанцией отмечено, что данном случае при даче объективной оценки заключениям проведенных экспертиз наряду с результатами технических исследований судебных экспертов в области землеустройства и кадастра для квалификации ошибки, воспроизведенной в ЕГРН в качестве реестровой, устанавливаются и иные обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела по существу. Экспертами в заключении N 71/03-22 от 26 мая 2022 года предлагается устранение реестровой ошибки в противоречие с буквальным содержанием статьи 22 Закона N 218-ФЗ путем установления границы участков В.С. и В.О., исходя из фактических границ, обозначенных строениями и заборами, а не из сведений правоустанавливающих или землеустроительных документов, которые использовались при проведении межевых работ земельного участка В.С. в 2001 году, и в 2008 году участка В.О., в результате чего указания в заключении экспертизы на необходимость согласования границ участка В.О. с В.С. (его правопредшественником) в 2008 году признаны судом несостоятельными."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Готовое решение: Что такое землеустроительное дело и нужно ли оно для постановки земельного участка на кадастровый учет
(КонсультантПлюс, 2025)2. Нужно ли землеустроительное дело для постановки земельного участка на кадастровый учет
(КонсультантПлюс, 2025)2. Нужно ли землеустроительное дело для постановки земельного участка на кадастровый учет
Статья: Комплексные кадастровые работы как инструмент актуализации сведений Единого государственного реестра недвижимости
(Кондольская А.А., Васильева Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Кондольская А.А., старший преподаватель кафедры землеустройства и кадастров Московского финансово-юридического университета (г. Москва).
(Кондольская А.А., Васильева Д.И.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)Кондольская А.А., старший преподаватель кафедры землеустройства и кадастров Московского финансово-юридического университета (г. Москва).
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава XI. МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ, ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО,
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава XI. МОНИТОРИНГ ЗЕМЕЛЬ, ЗЕМЛЕУСТРОЙСТВО,
Статья: Сопоставительный анализ систем использования сельскохозяйственных земель Китая и России
(Уварова Е.Л., Павлова В.А., Чжан Жуи)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)16. Волков С.Н. О необходимости землеустроительного обеспечения вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2024. N 4. С. 201 - 209.
(Уварова Е.Л., Павлова В.А., Чжан Жуи)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 3)16. Волков С.Н. О необходимости землеустроительного обеспечения вовлечения в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в Российской Федерации // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2024. N 4. С. 201 - 209.
Статья: Алгоритм оценки рационального использования земель сельскохозяйственного назначения
(Баранова Д.В., Белоусов А.О., Павлова В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)5. Сулин М.А., Ефимова Г.А., Павлова В.А. Землеустройство как механизм реализации государственной земельной политики // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019. N 4 (171). С. 42 - 50.
(Баранова Д.В., Белоусов А.О., Павлова В.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 12)5. Сулин М.А., Ефимова Г.А., Павлова В.А. Землеустройство как механизм реализации государственной земельной политики // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019. N 4 (171). С. 42 - 50.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Геодезические сети специального назначения предназначены для обеспечения выполнения геодезических работ при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, землеустройства, недропользования, иной деятельности, а также повышения точности результатов указанных работ. Организация создания геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, может осуществляться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг в сфере геодезии и картографии (Росреестром), либо на основании акта Правительства Российской Федерации публично-правовой компанией (федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных").
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)Геодезические сети специального назначения предназначены для обеспечения выполнения геодезических работ при осуществлении градостроительной и кадастровой деятельности, землеустройства, недропользования, иной деятельности, а также повышения точности результатов указанных работ. Организация создания геодезических сетей специального назначения, в том числе сетей дифференциальных геодезических станций, может осуществляться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на оказание государственных услуг в сфере геодезии и картографии (Росреестром), либо на основании акта Правительства Российской Федерации публично-правовой компанией (федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральный научно-технический центр геодезии, картографии и инфраструктуры пространственных данных").
"Комментарий к Федеральному закону от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)1) Закон 2021 г. N 120-ФЗ с 1 января 2023 г. вносит изменения в комментируемую статью и устанавливает использование кадастровым инженером электронного сервиса "Личный кабинет кадастрового инженера" без взимания платы, за исключением случаев использования указанного сервиса в целях помещения на временное хранение в электронное хранилище межевого плана, технического плана, акта обследования, карты-плана территории, карты (плана) объекта землеустройства, подготовленных кадастровым инженером:
(постатейный)
(3-е издание, переработанное и дополненное)
(Борисов А.Н.)
("Юстицинформ", 2023)1) Закон 2021 г. N 120-ФЗ с 1 января 2023 г. вносит изменения в комментируемую статью и устанавливает использование кадастровым инженером электронного сервиса "Личный кабинет кадастрового инженера" без взимания платы, за исключением случаев использования указанного сервиса в целях помещения на временное хранение в электронное хранилище межевого плана, технического плана, акта обследования, карты-плана территории, карты (плана) объекта землеустройства, подготовленных кадастровым инженером:
Статья: Зоны с особыми условиями использования территорий объектов нефтегазового комплекса
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Гаврилюк М.Н. Особенности установления отдельных зон с особыми условиями использования территорий // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019. N 8 (175). С. 39 - 41.
(Гаврилюк М.Н.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 7)Гаврилюк М.Н. Особенности установления отдельных зон с особыми условиями использования территорий // Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. 2019. N 8 (175). С. 39 - 41.
"Доступ к цифровой информации: правовое регулирование: учебное пособие"
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Вместе с тем Росреестр реализует функции по ведению ЕГРН, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по осуществлению государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Таким образом, Росреестр вместе со своими территориальными органами является "регистрирующим органом" (ч. 1 ст. 3 Закона о регистрации недвижимости), уполномоченным Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав и ведение ЕГРН.
(Вершинин А.П.)
("ИНФРА-М", 2024)Вместе с тем Росреестр реализует функции по ведению ЕГРН, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, по оказанию государственных услуг в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, кадастровой деятельности, государственной кадастровой оценки, землеустройства, государственного мониторинга земель, геодезии и картографии, навигационного обеспечения транспортного комплекса (кроме вопросов аэронавигационного обслуживания пользователей воздушного пространства Российской Федерации), а также функции по осуществлению государственного геодезического надзора, государственного земельного контроля, надзора за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих. Таким образом, Росреестр вместе со своими территориальными органами является "регистрирующим органом" (ч. 1 ст. 3 Закона о регистрации недвижимости), уполномоченным Правительством РФ на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав и ведение ЕГРН.