Земли лесного фонда в границах населенных пунктов

Подборка наиболее важных документов по запросу Земли лесного фонда в границах населенных пунктов (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика

Подборка судебных решений за 2024 год: Статья 25 "Особенности согласования проекта генерального плана поселения, проекта генерального плана муниципального округа, проекта генерального плана городского округа" Градостроительного кодекса РФ"Следовательно, срок, установленный для согласования частью 7 статьи 25 Градостроительного кодекса Российской Федерации, не может иметь пресекательного характера (в части включения в границы населенных пунктов земель лесного фонда).
Подборка судебных решений за 2023 год: Статья 36 "Градостроительный регламент" Градостроительного кодекса РФ"При таких условиях, если с момента утверждения соответствующего генерального плана прошел существенный срок, определяемый периодом, по истечении которого могут быть изменены правила землепользования и застройки, устанавливающие градостроительные регламенты применительно к земельным участкам, включенным в границы населенных пунктов из земель лесного фонда согласно части 6 статьи 32 и части 6.1 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (т.е. более года), решение вопроса о признании генеральных планов не действующими в части включения в границы населенных пунктов земель лесного фонда возможно только на основе сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов."

Статьи, комментарии, ответы на вопросы

Статья: Развивать территории и сохранять природу: Конституционный Суд РФ нашел баланс в согласовании генпланов
(Башарин А.В., Позднякова П.В.)
("Закон", 2023, N 11)
3. КС РФ подчеркнул: суд, установив, что порядок согласования включения земель лесного фонда в границы населенных пунктов был нарушен, не может ограничиваться формальным признанием недействующим решения органа публичной власти. Он должен оценить последствия такого решения для граждан и юридических лиц, проживающих или осуществляющих деятельность на территории данного населенного пункта, и самостоятельно разрешить вопрос о допустимости принятия решения, влекущего возврат соответствующих участков в состав земель лесного фонда. Решение должно быть сбалансировано с учетом права на благоприятную окружающую среду и правомочий Российской Федерации в сфере организации рационального использования лесов, с одной стороны, и перечисленных прав частных лиц, с другой стороны. На наш взгляд, данный вывод КС РФ заставляет еще раз задуматься над вопросом допустимости судебной оценки целесообразности решений, принимаемых органами публичной власти <6>.
Статья: Правовые проблемы изменения границ территории городских лесов
(Вагина О.В., Винницкий А.В.)
("Экологическое право", 2021, N 5)
2.2. Однако с позиций лесного законодательства процедура изменения границ городских лесов может выглядеть иначе. В связи с этим примечательно Определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 20 мая 2015 г. N 49-АПГ15-5, где отмечается, что в случае перевода и включения земельных участков из земель лесного фонда в границы населенного пункта леса, находящиеся на таких землях, приобретают статус городских лесов, в которых также запрещено размещение объектов капитального строительства; при этом измененный вид разрешенного использования земельного участка "комплексная жилищная застройка" противоречит лесному законодательству и несовместим с целевым назначением защитных лесов <11>. Названный прецедент лег в основу последовавших разъяснений Рослесхоза <12>.

Нормативные акты

"Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за третий квартал 2023 года"не исключают возможности в случае несоблюдения требования о таком согласовании признать в судебном порядке решение представительного органа муниципального образования об утверждении генерального плана не действующим в указанной части, причем, если с утверждения соответствующего генерального плана прошло более года, суд должен разрешать вопрос о неправомерности утверждения генерального плана в части включения земель (земельных участков из земель) лесного фонда в границы населенного пункта вариативно в отношении отдельных таких территорий на основе баланса права на благоприятную окружающую среду и правомочий Российской Федерации в сфере организации рационального использования лесов, с одной стороны, и прав частных лиц, включая право частной собственности, право на осуществление предпринимательской деятельности, право на жилище, а также потребностей социально-экономического развития муниципального образования (и конкретного населенного пункта), с другой стороны, при соблюдении нормативных требований к границам населенных пунктов.
"Градостроительный кодекс Российской Федерации" от 29.12.2004 N 190-ФЗ
(ред. от 08.08.2024)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024)
6. Правила землепользования и застройки, устанавливающие градостроительные регламенты применительно к земельным участкам, включенным в границы населенных пунктов из земель лесного фонда (за исключением лесных участков, которые до 1 января 2016 года предоставлены гражданам или юридическим лицам либо на которых расположены объекты недвижимого имущества, права на которые возникли до 1 января 2016 года, и разрешенное использование либо назначение которых до их включения в границы населенных пунктов не было связано с использованием лесов), могут быть утверждены не ранее чем по истечении одного года со дня включения указанных земельных участков в границы населенных пунктов.