Земли оБороны и безопасности
Подборка наиболее важных документов по запросу Земли оБороны и безопасности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 27 ЗК РФ "Ограничения оборотоспособности земельных участков"3.3.1. Чтобы отнести земельный участок, который предоставлен в целях обеспечения обороны и безопасности, к земельным участкам, ограниченным в обороте, необходимо установить его разрешенное или фактическое использование для обеспечения деятельности государства в области обороны и безопасности (позиция ВАС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Применим ли при расчете регулируемой арендной платы нормативный правовой акт к периоду до того, как суд признал его недействующим
(КонсультантПлюс, 2025)"...Судами установлено, материалами дела подтверждается, что между Комитетом (арендодатель) и Замякиным Александром Геннадьевичем (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 30.11.2021 N 599 (далее - договор аренды), условиями которого предусмотрено, что: в аренду передается земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, площадью 8 011 кв. м, с кадастровым номером 34:07:070001:6973, с разрешенным использованием: склады, местоположением: Волгоградская область, Жирновский район, от автодороги Жирновск - Волгоград, примерно в 3 км от ориентира по направлению на север, в границах, указанных в Едином государственном реестре недвижимости, для размещения объектов складского назначения различного профиля, зданий складов и сооружений (пункт 1.1); срок аренды 49 лет (пункт 2.1); размер арендной платы за участок устанавливается арендодателем в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Волгоградской области, органов местного самоуправления (пункт 3.1); арендная плата вносится арендатором ежемесячно, равными долями в течение каждого расчетного периода, за текущий месяц - до 10 числа текущего месяца (пункт 3.2); размер арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке в случае установления или изменения кадастровой стоимости земельных участков, установления или изменения коэффициентов (их значений), применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, в соответствии с решениями органов государственной власти Волгоградской области и органов местного самоуправления (пункт 3.4).
Применим ли при расчете регулируемой арендной платы нормативный правовой акт к периоду до того, как суд признал его недействующим
(КонсультантПлюс, 2025)"...Судами установлено, материалами дела подтверждается, что между Комитетом (арендодатель) и Замякиным Александром Геннадьевичем (арендатор) заключен договор аренды земельного участка от 30.11.2021 N 599 (далее - договор аренды), условиями которого предусмотрено, что: в аренду передается земельный участок из земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, площадью 8 011 кв. м, с кадастровым номером 34:07:070001:6973, с разрешенным использованием: склады, местоположением: Волгоградская область, Жирновский район, от автодороги Жирновск - Волгоград, примерно в 3 км от ориентира по направлению на север, в границах, указанных в Едином государственном реестре недвижимости, для размещения объектов складского назначения различного профиля, зданий складов и сооружений (пункт 1.1); срок аренды 49 лет (пункт 2.1); размер арендной платы за участок устанавливается арендодателем в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, Волгоградской области, органов местного самоуправления (пункт 3.1); арендная плата вносится арендатором ежемесячно, равными долями в течение каждого расчетного периода, за текущий месяц - до 10 числа текущего месяца (пункт 3.2); размер арендной платы может быть пересмотрен арендодателем в одностороннем порядке в случае установления или изменения кадастровой стоимости земельных участков, установления или изменения коэффициентов (их значений), применяемых при расчете арендной платы за земельные участки, в соответствии с решениями органов государственной власти Волгоградской области и органов местного самоуправления (пункт 3.4).
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Является ли изменением договора аренды пересчет арендной платы в соответствии с предусмотренным механизмом ее исчисления
(КонсультантПлюс, 2025)Постановлением Правительства Рязанской области N 223 от 03.09.2007 внесены изменения в Постановление Правительства Рязанской области от 14.07.2005 N 155 "О кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Рязанской области", в котором определен удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка - 167,54 руб./кв. м (п/п N 810).
Является ли изменением договора аренды пересчет арендной платы в соответствии с предусмотренным механизмом ее исчисления
(КонсультантПлюс, 2025)Постановлением Правительства Рязанской области N 223 от 03.09.2007 внесены изменения в Постановление Правительства Рязанской области от 14.07.2005 N 155 "О кадастровой стоимости земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения, расположенных на территории Рязанской области", в котором определен удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка - 167,54 руб./кв. м (п/п N 810).
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 93. Земли обороны и безопасности
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 93. Земли обороны и безопасности
Федеральный закон от 31.05.1996 N 61-ФЗ
(ред. от 04.11.2025)
"Об обороне"10. Земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
(ред. от 04.11.2025)
"Об обороне"10. Земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
Ситуация: Какие установлены правила и требования при осуществлении гражданами рыболовства?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Рыболовство может быть запрещено или ограничено на водных объектах на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен (ч. 3 ст. 6 Закона N 475-ФЗ).
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)Рыболовство может быть запрещено или ограничено на водных объектах на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен (ч. 3 ст. 6 Закона N 475-ФЗ).
Статья: Понятие, состав и правовой режим земель лесного фонда
(Мельников Н.Н.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Актуальным представляется вопрос о правовой природе такого территориального образования, как лесничество. Правовые последствия установления лесничеств на землях лесного фонда совпадают с последствиями осуществления территориального зонирования, в рамках которого в составе категорий земель выделяются части, именуемые подкатегориями или территориальными зонами, режим которых с определенным уровнем дифференциации совпадает с режимом соответствующей категории земель. Однако лесничества могут создаваться не только на землях лесного фонда, но и на землях промышленности (в частности, обороны и безопасности), населенных пунктов и особо охраняемых природных территорий (ст. 23 ЛК РФ). Целевое назначение земель указанных категорий существенным образом отличается от целевого назначения земель лесного фонда, при этом образование лесничеств оказывает серьезное влияние на правовой режим территории, которой присвоен такой статус. Так, согласно ст. 121 ЛК РФ, с одной стороны, леса на землях обороны и безопасности используются в соответствии с назначением данной категории земель. С другой стороны, указанные леса в случае их использования для целей обороны и безопасности подлежат рекультивации и переводу в состав земель лесного фонда; в ст. 121 ЛК РФ имеется указание на то, что это положение применяется, если принята соответствующая специальная норма; вероятно, в данном случае имеется в виду постановление Правительства Российской Федерации, которое должно регламентировать особенности использования, воспроизводства и охраны лесов, находящихся на землях обороны и безопасности (ст. 121 ЛК РФ) <11>.
(Мельников Н.Н.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Актуальным представляется вопрос о правовой природе такого территориального образования, как лесничество. Правовые последствия установления лесничеств на землях лесного фонда совпадают с последствиями осуществления территориального зонирования, в рамках которого в составе категорий земель выделяются части, именуемые подкатегориями или территориальными зонами, режим которых с определенным уровнем дифференциации совпадает с режимом соответствующей категории земель. Однако лесничества могут создаваться не только на землях лесного фонда, но и на землях промышленности (в частности, обороны и безопасности), населенных пунктов и особо охраняемых природных территорий (ст. 23 ЛК РФ). Целевое назначение земель указанных категорий существенным образом отличается от целевого назначения земель лесного фонда, при этом образование лесничеств оказывает серьезное влияние на правовой режим территории, которой присвоен такой статус. Так, согласно ст. 121 ЛК РФ, с одной стороны, леса на землях обороны и безопасности используются в соответствии с назначением данной категории земель. С другой стороны, указанные леса в случае их использования для целей обороны и безопасности подлежат рекультивации и переводу в состав земель лесного фонда; в ст. 121 ЛК РФ имеется указание на то, что это положение применяется, если принята соответствующая специальная норма; вероятно, в данном случае имеется в виду постановление Правительства Российской Федерации, которое должно регламентировать особенности использования, воспроизводства и охраны лесов, находящихся на землях обороны и безопасности (ст. 121 ЛК РФ) <11>.
"Комментарий к Градостроительному кодексу РФ"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)8. В ч. 11 комментируемой статьи говорится о ситуациях, когда на межселенных территориях расположены вахтовые и иные временные поселки, созданные до 1 января 2007 г. в границах земель лесного фонда для заготовки древесины или военные городки, созданные в границах лесничеств на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности. В таких случаях образование на межселенных территориях населенных пунктов из таких лесных поселков и военных городков осуществляется с учетом положений ч. 20 - 26 ст. 24 комментируемого Кодекса.
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)8. В ч. 11 комментируемой статьи говорится о ситуациях, когда на межселенных территориях расположены вахтовые и иные временные поселки, созданные до 1 января 2007 г. в границах земель лесного фонда для заготовки древесины или военные городки, созданные в границах лесничеств на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности. В таких случаях образование на межселенных территориях населенных пунктов из таких лесных поселков и военных городков осуществляется с учетом положений ч. 20 - 26 ст. 24 комментируемого Кодекса.
Статья: Понятие и виды правовых режимов лесов
(Быковский В.К.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 2)Законодательством РФ предусмотрено семь категорий земель. Между тем законодательством устанавливаются особенности охраны и использования (помимо земель лесного фонда) только лесов на землях обороны и безопасности, на землях населенных пунктов и на землях сельскохозяйственного назначения. Правовое обеспечение охраны и использования данных лесов должно соответствовать их экологическому назначению <10>.
(Быковский В.К.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 2)Законодательством РФ предусмотрено семь категорий земель. Между тем законодательством устанавливаются особенности охраны и использования (помимо земель лесного фонда) только лесов на землях обороны и безопасности, на землях населенных пунктов и на землях сельскохозяйственного назначения. Правовое обеспечение охраны и использования данных лесов должно соответствовать их экологическому назначению <10>.
Статья: Опыт правового регулирования лесопользования в России и зарубежных странах (на примере государств Восточной Африки)
(Шуплецова Ю.И., Прилипов А.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 1)Правовой режим российских лесов во многом зависит от земель, на которых они расположены. В России леса фактически могут располагаться на участках любой категории земель <4>. Однако юридически такое утверждение нередко становится предметом дискуссий, поскольку в Лесном кодексе РФ имеется ряд неудачных формулировок, позволяющих сделать неверный вывод. Так, в ч. 1 ст. 6 ЛК РФ определено: "Леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации", а норма ч. 2 указанной статьи устанавливает, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются ст. 120 - 123 ЛК РФ, что якобы ограничивает возможность расположения лесов только землями обороны и безопасности (категория земель промышленности и иного специального назначения), землями населенных пунктов и землями сельскохозяйственного назначения.
(Шуплецова Ю.И., Прилипов А.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 1)Правовой режим российских лесов во многом зависит от земель, на которых они расположены. В России леса фактически могут располагаться на участках любой категории земель <4>. Однако юридически такое утверждение нередко становится предметом дискуссий, поскольку в Лесном кодексе РФ имеется ряд неудачных формулировок, позволяющих сделать неверный вывод. Так, в ч. 1 ст. 6 ЛК РФ определено: "Леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации", а норма ч. 2 указанной статьи устанавливает, что особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, не относящихся к землям лесного фонда, определяются ст. 120 - 123 ЛК РФ, что якобы ограничивает возможность расположения лесов только землями обороны и безопасности (категория земель промышленности и иного специального назначения), землями населенных пунктов и землями сельскохозяйственного назначения.
"Основные средства и капитальные вложения: Практическое руководство по ведению бухучета в соответствии с требованиями ФСБУ 6/2020 и 26/2020, МСФО и рекомендациями разработчиков"
(Смирнова С.А.)
("АйСи Групп", 2024)3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
(Смирнова С.А.)
("АйСи Групп", 2024)3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
Статья: Отдельные вопросы оборотоспособности земельных участков как объектов гражданских прав
(Гаджимогомедов К.М., Павлова И.Ю.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)Следует обратить внимание на существующие подходы Верховного Суда РФ к вопросу об оборотоспособности конкретных категорий земельных участков <15>. Так, в одном из судебных дел, представляющем интерес в рамках настоящего анализа, московский городской военный прокурор в интересах Российской Федерации обратился с иском в арбитражный суд к Министерству обороны Российской Федерации и ООО "ПромРесурс" о признании недействительным заключенного договора купли-продажи высвобождаемого земельного участка. Прокурор утверждал, что спорный участок является ограниченным в обороте, а потому на продажу выставлен быть не может. Верховный Суд РФ указал на неправомерность утверждения судов о том, что нарушение прав Минобороны России отсутствует, так как право на спорный участок в момент заключения оспариваемой сделки было зарегистрировано в отношении его. Нижестоящие суды лишили учреждение Минобороны России статуса истца, а также исключили его участие как третьего лица. Судебные акты нижестоящих инстанций основывались на отнесении спорного земельного участка к категории земель: земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, имеющего вид разрешенного использования - для нужд обороны. Важно, что в кассационной жалобе истец отмечает наличие государственной регистрации права, в свидетельстве есть сведения об отнесении спорного объекта (земельного участка) к землям населенных пунктов с указанием вида разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. Верховный Суд РФ указывает, что "данные обстоятельства имеют существенное значение для правильного рассмотрения спора и решения вопроса о наличии оснований для признания спорной сделки недействительной и истребования земельного участка из владения общества" <16>. Таким образом, Верховный Суд РФ в данном случае разъяснил, что суды при рассмотрении подобных споров обязаны давать необходимую подробную оценку доводам об изменении категории спорных земель, что является ключевым аспектом при определении оборотоспособности таких участков. Решения нижестоящих судов в данном случае были отменены, и дело было направлено на новое рассмотрение.
(Гаджимогомедов К.М., Павлова И.Ю.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)Следует обратить внимание на существующие подходы Верховного Суда РФ к вопросу об оборотоспособности конкретных категорий земельных участков <15>. Так, в одном из судебных дел, представляющем интерес в рамках настоящего анализа, московский городской военный прокурор в интересах Российской Федерации обратился с иском в арбитражный суд к Министерству обороны Российской Федерации и ООО "ПромРесурс" о признании недействительным заключенного договора купли-продажи высвобождаемого земельного участка. Прокурор утверждал, что спорный участок является ограниченным в обороте, а потому на продажу выставлен быть не может. Верховный Суд РФ указал на неправомерность утверждения судов о том, что нарушение прав Минобороны России отсутствует, так как право на спорный участок в момент заключения оспариваемой сделки было зарегистрировано в отношении его. Нижестоящие суды лишили учреждение Минобороны России статуса истца, а также исключили его участие как третьего лица. Судебные акты нижестоящих инстанций основывались на отнесении спорного земельного участка к категории земель: земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, имеющего вид разрешенного использования - для нужд обороны. Важно, что в кассационной жалобе истец отмечает наличие государственной регистрации права, в свидетельстве есть сведения об отнесении спорного объекта (земельного участка) к землям населенных пунктов с указанием вида разрешенного использования - для индивидуального жилищного строительства. Верховный Суд РФ указывает, что "данные обстоятельства имеют существенное значение для правильного рассмотрения спора и решения вопроса о наличии оснований для признания спорной сделки недействительной и истребования земельного участка из владения общества" <16>. Таким образом, Верховный Суд РФ в данном случае разъяснил, что суды при рассмотрении подобных споров обязаны давать необходимую подробную оценку доводам об изменении категории спорных земель, что является ключевым аспектом при определении оборотоспособности таких участков. Решения нижестоящих судов в данном случае были отменены, и дело было направлено на новое рассмотрение.
Статья: Публичная собственность на землю: проблемы определения правовой природы и управления
(Аверьянова Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)<10> Например, земли обороны и безопасности находятся в федеральной собственности, а их правовой режим устанавливается Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750).
(Аверьянова Н.Н.)
("Актуальные проблемы российского права", 2025, N 3)<10> Например, земли обороны и безопасности находятся в федеральной собственности, а их правовой режим устанавливается Федеральным законом от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750).
Статья: Рекомендация Р-161/2024 "Сервитут"
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 23.05.2024)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 23.05.2024)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;