Земли особо охраняемых территорий
Подборка наиболее важных документов по запросу Земли особо охраняемых территорий (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Перечень позиций высших судов к ст. 27 ЗК РФ "Ограничения оборотоспособности земельных участков"3.1.1. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и относящиеся к землям особо охраняемых территорий историко-культурного назначения, ограничены в обороте, если они прямо указаны в перечне участков, ограниченных в обороте (позиция ВС РФ) >>>
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Вопрос: Об уплате туристического налога в случае расположения средств размещения на землях особо охраняемых территорий и объектов в границах муниципальных образований.
(Письмо Минфина России от 06.03.2025 N 03-05-04-06/21869)Вопрос: Об уплате туристического налога в случае расположения средств размещения на землях особо охраняемых территорий и объектов в границах муниципальных образований.
(Письмо Минфина России от 06.03.2025 N 03-05-04-06/21869)Вопрос: Об уплате туристического налога в случае расположения средств размещения на землях особо охраняемых территорий и объектов в границах муниципальных образований.
Путеводитель по судебной практике: Общие положения об аренде.
Должен ли арендодатель при досрочном расторжении договора аренды публичного земельного участка представить доказательства того, что арендатор существенно нарушил его условия
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании протокола конкурсной комиссии от 16.01.2009 N 3 и протокола о результатах торгов от 16.01.2009 N 4 управление (арендодатель) и общество (арендатор) 19.01.2009 заключили договор аренды N 15 земельного участка с кадастровым номером 05:09:000045:197 площадью 1 352 302,16 кв. м, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Карабудахкентский р-н, побережье Каспийского моря, категории "земли особо охраняемых территорий", с разрешенным использованием под туристско-рекреационную деятельность (под инвестиционную площадку для строительства объектов оздоровительно-курортного назначения), для строительства лечебно-оздоровительного комплекса. Срок договора установлен на 49 лет с 19.01.2009 по 18.01.2058 (пункт 2.1 договора).
Должен ли арендодатель при досрочном расторжении договора аренды публичного земельного участка представить доказательства того, что арендатор существенно нарушил его условия
(КонсультантПлюс, 2025)"...Как видно из материалов дела и установлено судами, на основании протокола конкурсной комиссии от 16.01.2009 N 3 и протокола о результатах торгов от 16.01.2009 N 4 управление (арендодатель) и общество (арендатор) 19.01.2009 заключили договор аренды N 15 земельного участка с кадастровым номером 05:09:000045:197 площадью 1 352 302,16 кв. м, принадлежащего на праве собственности Российской Федерации, расположенного по адресу: Республика Дагестан, Карабудахкентский р-н, побережье Каспийского моря, категории "земли особо охраняемых территорий", с разрешенным использованием под туристско-рекреационную деятельность (под инвестиционную площадку для строительства объектов оздоровительно-курортного назначения), для строительства лечебно-оздоровительного комплекса. Срок договора установлен на 49 лет с 19.01.2009 по 18.01.2058 (пункт 2.1 договора).
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава XVII. ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Глава XVII. ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЙ
Статья: Невостребованные земельные доли как препятствие к использованию земельного участка
(Сырых Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 2)С точки зрения принципов земельного законодательства законодатель, сконцентрировав свое внимание на прекращении прав на земельные доли, пытается решить эту проблему через аспект земли как объекта недвижимости, тогда согласно принципу учета значения земли как основы жизни и деятельности человека (подп. 1 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - ЗК РФ) правовое регулирование должно осуществляться с учетом трех аспектов земли: как природного объекта, как природного ресурса, как недвижимого имущества. Не регулируя отношения по использованию пустующих земель сельскохозяйственных угодий, в которых имеются земельные доли, законодатель фактически игнорирует аспекты земли как природного объекта и природного ресурса, не обеспечивая сохранение этих ценных земель, как того требуют принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий (подп. 6 п. 1 ст. 1 ЗК РФ) и принцип сохранения целевого использования земельных участков сельскохозяйственных угодий (подп. 1 п. 3 ст. 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения). Более того, отсутствие в законе механизма, позволяющего правомерно начать использовать пустующие земельные участки сельскохозяйственных угодий, в которых имеются земельные доли, означает, что в настоящее время отдается приоритет правам собственника объекта недвижимости перед правами общества на сохранение земли как природного объекта и природного ресурса, что противоречит принципу приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества (подп. 2 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). При этом необходимо учитывать, что собственником земельной доли давно пропущены разумные сроки для распоряжения этой долей, выдела земельного участка, что может свидетельствовать об отсутствии его заинтересованности в управлении своей собственностью. В этом случае имеет место дисбаланс в пользу интересов собственника, не желающего управлять ценным для общества объектом, перед интересами общества по сохранению этого объекта.
(Сырых Е.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2022, N 2)С точки зрения принципов земельного законодательства законодатель, сконцентрировав свое внимание на прекращении прав на земельные доли, пытается решить эту проблему через аспект земли как объекта недвижимости, тогда согласно принципу учета значения земли как основы жизни и деятельности человека (подп. 1 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации; далее - ЗК РФ) правовое регулирование должно осуществляться с учетом трех аспектов земли: как природного объекта, как природного ресурса, как недвижимого имущества. Не регулируя отношения по использованию пустующих земель сельскохозяйственных угодий, в которых имеются земельные доли, законодатель фактически игнорирует аспекты земли как природного объекта и природного ресурса, не обеспечивая сохранение этих ценных земель, как того требуют принцип приоритета сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий (подп. 6 п. 1 ст. 1 ЗК РФ) и принцип сохранения целевого использования земельных участков сельскохозяйственных угодий (подп. 1 п. 3 ст. 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения). Более того, отсутствие в законе механизма, позволяющего правомерно начать использовать пустующие земельные участки сельскохозяйственных угодий, в которых имеются земельные доли, означает, что в настоящее время отдается приоритет правам собственника объекта недвижимости перед правами общества на сохранение земли как природного объекта и природного ресурса, что противоречит принципу приоритета охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производства в сельском и лесном хозяйстве перед использованием земли в качестве недвижимого имущества (подп. 2 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). При этом необходимо учитывать, что собственником земельной доли давно пропущены разумные сроки для распоряжения этой долей, выдела земельного участка, что может свидетельствовать об отсутствии его заинтересованности в управлении своей собственностью. В этом случае имеет место дисбаланс в пользу интересов собственника, не желающего управлять ценным для общества объектом, перед интересами общества по сохранению этого объекта.
Статья: Опыт правового регулирования лесопользования в России и зарубежных странах (на примере государств Восточной Африки)
(Шуплецова Ю.И., Прилипов А.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 1)Принимая во внимание также нормы гл. 17 ЛК РФ, устанавливающие возможность расположения лесов на землях водного фонда и на землях особо охраняемых территорий и объектов, можно предположить, что лесным законодательством не предусмотрена возможность нахождения лесов на землях запаса.
(Шуплецова Ю.И., Прилипов А.С.)
("Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения", 2024, N 1)Принимая во внимание также нормы гл. 17 ЛК РФ, устанавливающие возможность расположения лесов на землях водного фонда и на землях особо охраняемых территорий и объектов, можно предположить, что лесным законодательством не предусмотрена возможность нахождения лесов на землях запаса.
Статья: Рекомендация Р-161/2024 "Сервитут"
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 23.05.2024)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
(Фонд "Национальный негосударственный регулятор бухгалтерского учета "Бухгалтерский методологический центр" (Фонд "НРБУ "БМЦ"), утверждена Комитетом по рекомендациям (КпР) 23.05.2024)
("Официальный сайт Бухгалтерского методологического центра", 2024)4) земли особо охраняемых территорий и объектов;
Статья: К вопросу о правовом режиме земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов
(Лунева Е.В.)
("Закон", 2023, N 10)Ключевые слова: правовой режим, земли особо охраняемых территорий, лечебно-оздоровительные местности, курорты, особо охраняемые природные территории, округ санитарной (горно-санитарной) охраны, государственная экологическая экспертиза.
(Лунева Е.В.)
("Закон", 2023, N 10)Ключевые слова: правовой режим, земли особо охраняемых территорий, лечебно-оздоровительные местности, курорты, особо охраняемые природные территории, округ санитарной (горно-санитарной) охраны, государственная экологическая экспертиза.
Статья: Спор о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство (на основании судебной практики Московского областного суда)
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- ст. 94 "Понятие и состав земель особо охраняемых территорий"
("Электронный журнал "Помощник адвоката", 2025)- ст. 94 "Понятие и состав земель особо охраняемых территорий"
Статья: Проблемы модернизации законодательства об особо охраняемых природных территориях
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Так, реализации этой идеи, безусловно, способствует само создание системы законодательства об особо охраняемых природных территориях, в основе которой находятся нормы Конституции РФ, положения ст. 58 Федерального закона N 7-ФЗ, согласно которым порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях. В основе этого законодательства находится Федеральный закон N 33-ФЗ. Положения об ООПТ и природных объектах, входящих в их состав, закреплены целым рядом федеральных законов, иных нормативных правовых актов. Так, Земельным кодексом Российской Федерации <9> (ЗК РФ) установлена особая категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, в состав которой как разновидность или подкатегория вошли земли особо охраняемых природных территорий (ст. 95 ЗК РФ). Земли ООПТ подвергаются специальному предметному изучению <10>. И следует подчеркнуть, что установление природоохранным и земельным законодательством особого режима земель особо охраняемых природных территорий является одним из наиболее существенных правовых решений сохранения и каждой ООПТ, и природно-заповедного фонда в целом. Режим земель данной подкатегории составляет основу охранного режима образуемой ООПТ, устанавливаемые границы ООПТ отграничивают земли, относимые к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, от земель иных категорий.
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2022, N 5)Так, реализации этой идеи, безусловно, способствует само создание системы законодательства об особо охраняемых природных территориях, в основе которой находятся нормы Конституции РФ, положения ст. 58 Федерального закона N 7-ФЗ, согласно которым порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством об особо охраняемых природных территориях. В основе этого законодательства находится Федеральный закон N 33-ФЗ. Положения об ООПТ и природных объектах, входящих в их состав, закреплены целым рядом федеральных законов, иных нормативных правовых актов. Так, Земельным кодексом Российской Федерации <9> (ЗК РФ) установлена особая категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, в состав которой как разновидность или подкатегория вошли земли особо охраняемых природных территорий (ст. 95 ЗК РФ). Земли ООПТ подвергаются специальному предметному изучению <10>. И следует подчеркнуть, что установление природоохранным и земельным законодательством особого режима земель особо охраняемых природных территорий является одним из наиболее существенных правовых решений сохранения и каждой ООПТ, и природно-заповедного фонда в целом. Режим земель данной подкатегории составляет основу охранного режима образуемой ООПТ, устанавливаемые границы ООПТ отграничивают земли, относимые к категории земель особо охраняемых территорий и объектов, от земель иных категорий.
Статья: О месте и роли планов в земельных и градостроительных правоотношениях
(Скакодуб Н.Р.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)При этом согласно положениям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального, регионального и местного значения устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. п. 3 и 4 ст. 94 ЗК РФ). Выборочный анализ нормативных правовых актов показал, что в отдельных субъектах Российской Федерации при поступлении обращений органы местного самоуправления не рассматривают их на соответствие документам территориального планирования для принятия решений об отнесении к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения <12>.
(Скакодуб Н.Р.)
("Законы России: опыт, анализ, практика", 2025, N 6)При этом согласно положениям Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального, регионального и местного значения устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (п. п. 3 и 4 ст. 94 ЗК РФ). Выборочный анализ нормативных правовых актов показал, что в отдельных субъектах Российской Федерации при поступлении обращений органы местного самоуправления не рассматривают их на соответствие документам территориального планирования для принятия решений об отнесении к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения <12>.
Статья: Изъятие земель, предоставленных муниципальными органами частным лицам: вечные вопросы - кто виноват и что делать?
(Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Проблемные вопросы правового регулирования оборота земельных участков в Российской Федерации давно находятся в центре исследований ученых <4>. Активное реформирование земельного законодательства в последние годы позволило начать процесс упорядочивания земли, в первую очередь выявляя правообладателей и обеспечивая постепенное пополнение сведений о них в базе ЕГРН. Так, в соответствии со ст. 69.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы исполнительной власти субъектов Федерации проводят мероприятия на территории муниципальных образований по выявлению правообладателей, объектов недвижимости, которые были учтены ранее 31 января 1998 г., и содействию в учете их органами Росреестра. Это способствует включению земельных участков в гражданский оборот, так как в связи с отсутствием в государственном реестре сведений о правах ранее учтенных объектов невозможно установить полные и достоверные сведения о недвижимом имуществе. Например, в Курской области с начала действия Закона (с 29 июня 2021 г.) зарегистрированы ранее возникшие права на 14 047 объектов недвижимости, снято с кадастрового учета 2 092 объекта, выявлено 286 собственников ранее учтенных объектов недвижимости <5>. Выступая объектом правоотношений, земельный участок как индивидуально-определенная вещь характеризуется регистрационными и сущностными характеристиками. Внесение дополнительных сведений, по мнению О.А. Малютиной, как раз и демонстрирует взаимосвязь частных и публичных интересов <6>. Следует учитывать, что значимым ограничением гражданского оборота является особый правовой режим земель особого назначения <7>. Исходя из положений ст. 7 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (ЗК РФ), определено семь категорий земель, которые должны использоваться правообладателями только по их назначению. Наиболее уязвимыми в этом плане являются особо ценные и участки, обеспечивающие безопасность государства, такие как земли обороны. В этом случае основополагающими являются положения ст. 27 ЗК РФ: их оборотоспособность либо ограничивается, либо запрещается для участков федеральной собственности. Таким образом, для последних исключается нахождение в собственности частных лиц. Положительные промежуточные итоги "земельной реформы", связанные с пополнением сведений Росреестра об объектах недвижимости, их характеристиках и правообладателях, "обратной стороной", на наш взгляд, имеют выявление случаев, когда происходит столкновение частных и публичных интересов на участках, фактически находящихся в пользовании физических и юридических лиц, но юридически - изъятых из оборота. Подобные случаи нами рассматривались ранее, когда речь шла о землях особо охраняемых территорий <8>. Анализ судебной практики демонстрирует аналогичные проблемы, связанные с предоставлением участков, относящихся к специальной категории - землям обороны, которые в силу п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" являются собственностью Российской Федерации, что нарушает интересы собственника - Российской Федерации и землепользователей, получивших земельные участки для нужд обороны и безопасности <9>.
(Вербина О.Л.)
("Муниципальная служба: правовые вопросы", 2023, N 2)Проблемные вопросы правового регулирования оборота земельных участков в Российской Федерации давно находятся в центре исследований ученых <4>. Активное реформирование земельного законодательства в последние годы позволило начать процесс упорядочивания земли, в первую очередь выявляя правообладателей и обеспечивая постепенное пополнение сведений о них в базе ЕГРН. Так, в соответствии со ст. 69.1 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" органы исполнительной власти субъектов Федерации проводят мероприятия на территории муниципальных образований по выявлению правообладателей, объектов недвижимости, которые были учтены ранее 31 января 1998 г., и содействию в учете их органами Росреестра. Это способствует включению земельных участков в гражданский оборот, так как в связи с отсутствием в государственном реестре сведений о правах ранее учтенных объектов невозможно установить полные и достоверные сведения о недвижимом имуществе. Например, в Курской области с начала действия Закона (с 29 июня 2021 г.) зарегистрированы ранее возникшие права на 14 047 объектов недвижимости, снято с кадастрового учета 2 092 объекта, выявлено 286 собственников ранее учтенных объектов недвижимости <5>. Выступая объектом правоотношений, земельный участок как индивидуально-определенная вещь характеризуется регистрационными и сущностными характеристиками. Внесение дополнительных сведений, по мнению О.А. Малютиной, как раз и демонстрирует взаимосвязь частных и публичных интересов <6>. Следует учитывать, что значимым ограничением гражданского оборота является особый правовой режим земель особого назначения <7>. Исходя из положений ст. 7 Земельного кодекса РФ от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (ЗК РФ), определено семь категорий земель, которые должны использоваться правообладателями только по их назначению. Наиболее уязвимыми в этом плане являются особо ценные и участки, обеспечивающие безопасность государства, такие как земли обороны. В этом случае основополагающими являются положения ст. 27 ЗК РФ: их оборотоспособность либо ограничивается, либо запрещается для участков федеральной собственности. Таким образом, для последних исключается нахождение в собственности частных лиц. Положительные промежуточные итоги "земельной реформы", связанные с пополнением сведений Росреестра об объектах недвижимости, их характеристиках и правообладателях, "обратной стороной", на наш взгляд, имеют выявление случаев, когда происходит столкновение частных и публичных интересов на участках, фактически находящихся в пользовании физических и юридических лиц, но юридически - изъятых из оборота. Подобные случаи нами рассматривались ранее, когда речь шла о землях особо охраняемых территорий <8>. Анализ судебной практики демонстрирует аналогичные проблемы, связанные с предоставлением участков, относящихся к специальной категории - землям обороны, которые в силу п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" являются собственностью Российской Федерации, что нарушает интересы собственника - Российской Федерации и землепользователей, получивших земельные участки для нужд обороны и безопасности <9>.
Статья: Депривация в индивидуализации земельного участка через его границы
(Майборода В.А.)
("Юрист", 2023, N 1)Однако не только отнесение земельного участка к определенному целевому назначению (категории) является свойством его индивидуализации. Подобного же рода правовым средством индивидуализации выступает вид разрешенного использования земельного участка, выбор которого осуществляется правообладателем из градостроительного регламента. Однако в силу положений ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий. То есть именно для тех земель, индивидуализация которых посредством внесения в ГКН границ и составляет основную сложность. Справедливости ради надо отметить, что и земли лесного фонда, и земли особо охраняемых территорий и объектов также зачастую не имеют внесенных в ГКН границ. Но поскольку собственник этих земель - публично-правовой, то и проблематика индивидуализации этих земель проявляется лишь в коллизионных случаях, самым распространенным из которых является перевод земельных участков из одной категории в другую. В таком случае проблема отсутствия учтенных в ГКН границ и, напротив, наличие иных границ (лесного реестра, водного реестра и т.п.) являет собой проблему, для разрешения которой создаются специальные межотраслевые институты, как, например, институт "лесной амнистии", имплементированный в систему нормативно-правового регулирования Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". В ординарном же обороте именно сельскохозяйственные угодья, не имеющие регламента, границ, внесенных в ГКН в установленном порядке, являют собой объекты, чье использование, напротив, следуя строгому предписанию земельного закона, не предполагает иного использования, нежели использование под пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), согласно п. 1 ст. 79 ЗК РФ. И именно этот вид использования конкретных угодий закрепляется в материалах по землеустройству, сведения которых не содержат границ, соответствующих требованиям ГКН.
(Майборода В.А.)
("Юрист", 2023, N 1)Однако не только отнесение земельного участка к определенному целевому назначению (категории) является свойством его индивидуализации. Подобного же рода правовым средством индивидуализации выступает вид разрешенного использования земельного участка, выбор которого осуществляется правообладателем из градостроительного регламента. Однако в силу положений ч. 6 ст. 36 Градостроительного кодекса РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий. То есть именно для тех земель, индивидуализация которых посредством внесения в ГКН границ и составляет основную сложность. Справедливости ради надо отметить, что и земли лесного фонда, и земли особо охраняемых территорий и объектов также зачастую не имеют внесенных в ГКН границ. Но поскольку собственник этих земель - публично-правовой, то и проблематика индивидуализации этих земель проявляется лишь в коллизионных случаях, самым распространенным из которых является перевод земельных участков из одной категории в другую. В таком случае проблема отсутствия учтенных в ГКН границ и, напротив, наличие иных границ (лесного реестра, водного реестра и т.п.) являет собой проблему, для разрешения которой создаются специальные межотраслевые институты, как, например, институт "лесной амнистии", имплементированный в систему нормативно-правового регулирования Федеральным законом от 29 июля 2017 г. N 280-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель". В ординарном же обороте именно сельскохозяйственные угодья, не имеющие регламента, границ, внесенных в ГКН в установленном порядке, являют собой объекты, чье использование, напротив, следуя строгому предписанию земельного закона, не предполагает иного использования, нежели использование под пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), согласно п. 1 ст. 79 ЗК РФ. И именно этот вид использования конкретных угодий закрепляется в материалах по землеустройству, сведения которых не содержат границ, соответствующих требованиям ГКН.