Земли природоохранного назначения
Подборка наиболее важных документов по запросу Земли природоохранного назначения (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Подборка судебных решений за 2025 год: Статья 13 "Содержание охраны земель" ЗК РФ"Исходя из системного толкования норм ст. 13 Земельного кодекса РФ, постановления Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 "О проведении рекультивации и консервации земель" следует, что в отношении одного земельного участка возможно проведение работ по рекультивации только на основании одного проекта по рекультивации. Возможность выдачи двух и более проектов рекультивации в отношении одного и того же земельного участка действующим земельным законодательством не предусмотрена. Проект рекультивации предусматривает целый комплекс природоохранных мероприятий, направленных на восстановление поверхностного слоя почвы, в соответствии с целевым назначением земельного участка. При этом, каждый проект рекультивации носит индивидуальный характер в зависимости от субъекта рекультивации, земельного участка, подлежащего рекультивации, и степени антропогенного воздействия на данный земельный участок."
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: Правовой режим природоохранных зон
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ч. 4 ст. 97 ЗК РФ в пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)На основании ч. 4 ст. 97 ЗК РФ в пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.
Статья: Правовой режим населенного пункта
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правовой режим территорий, занятых указанными объектами, определяется местными административными актами и положениями и уставами об этих объектах. Согласно ЗК РФ все эти земельные участки и территории должны использоваться в соответствии с основным целевым назначением: для организации отдыха на природе. Например, п. 15 Положения о государственном парке культуры и отдыха города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 03.08.1999 N 713, предусмотрено, что на территории парка выделяются земли для культурно-массового отдыха, земли природоохранного назначения и земли рекреационного назначения.
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)Правовой режим территорий, занятых указанными объектами, определяется местными административными актами и положениями и уставами об этих объектах. Согласно ЗК РФ все эти земельные участки и территории должны использоваться в соответствии с основным целевым назначением: для организации отдыха на природе. Например, п. 15 Положения о государственном парке культуры и отдыха города Москвы, утв. Постановлением Правительства Москвы от 03.08.1999 N 713, предусмотрено, что на территории парка выделяются земли для культурно-массового отдыха, земли природоохранного назначения и земли рекреационного назначения.
Нормативные акты
"Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 97. Земли природоохранного назначения
(ред. от 31.07.2025)
(с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2025)Статья 97. Земли природоохранного назначения
Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ
(ред. от 28.12.2024)
"Об особых экономических зонах в Российской Федерации"2. Особая экономическая зона может создаваться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленных гражданам или юридическим лицам в аренду или в безвозмездное пользование, а также на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц. Указанные земельные участки должны относиться к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, земель населенных пунктов. Туристско-рекреационные особые экономические зоны также могут создаваться на земельных участках, принадлежащих к категории земель особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель особо охраняемых природных территорий, природоохранного назначения, историко-культурного назначения и особо ценных земель).
(ред. от 28.12.2024)
"Об особых экономических зонах в Российской Федерации"2. Особая экономическая зона может создаваться на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе предоставленных гражданам или юридическим лицам в аренду или в безвозмездное пользование, а также на земельных участках, находящихся в собственности граждан или юридических лиц. Указанные земельные участки должны относиться к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, земель населенных пунктов. Туристско-рекреационные особые экономические зоны также могут создаваться на земельных участках, принадлежащих к категории земель особо охраняемых территорий и объектов (за исключением земель особо охраняемых природных территорий, природоохранного назначения, историко-культурного назначения и особо ценных земель).
Статья: Правовой режим земельного участка как объекта земельных правоотношений
(Карагадян В.Д.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Особенности правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с использованием и охраной земель, входящих в отдельные категории, наличие специальных юридических норм и процедур позволяют говорить о существовании отдельных видов (субкатегорий) земель, также имеющих особый правовой режим, который в науке также именуется субрежимом <31>. Данный субрежим выделяется исходя из экономического либо хозяйственного назначения. Примером такого выделения являются, например, земли природоохранного назначения, земли рекреационного назначения, земли историко-культурного назначения.
(Карагадян В.Д.)
("Экологическое право", 2025, N 2)Особенности правового регулирования общественных отношений, возникающих в связи с использованием и охраной земель, входящих в отдельные категории, наличие специальных юридических норм и процедур позволяют говорить о существовании отдельных видов (субкатегорий) земель, также имеющих особый правовой режим, который в науке также именуется субрежимом <31>. Данный субрежим выделяется исходя из экономического либо хозяйственного назначения. Примером такого выделения являются, например, земли природоохранного назначения, земли рекреационного назначения, земли историко-культурного назначения.
Статья: Земельный участок как объект гражданского оборота: вопросы теории и практики
(Инжиева Б.Б.)
("Юрист", 2022, N 5)4. Земли особоохраняемых территорий и объектов. Ядром данной категории земель являются особоохраняемые природные территории (далее - ООПТ). При этом заповедники и национальные парки изъяты из гражданского оборота; другие разновидности ООПТ (заказники, памятники природы и т.д.) в обороте ограничены. В состав данной категории земель входит еще 4 субкатегории: земли природоохранного назначения; историко-культурного назначения; рекреационного назначения и особо ценные земли. Земли, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками, ограничены в обороте. В отношении остальных субкатегорий ст. 27 ЗК РФ не содержит никаких указаний. Это позволяет предположить, что, например, земельные участки в составе субкатегории земель рекреационного назначения (занятые туристическими базами, детскими лагерями и т.д.) свободны в обороте. В свою очередь, участки в составе субкатегории земель природоохранного назначения (занятые защитными лесами) относятся к объектам, ограниченным в гражданском обороте.
(Инжиева Б.Б.)
("Юрист", 2022, N 5)4. Земли особоохраняемых территорий и объектов. Ядром данной категории земель являются особоохраняемые природные территории (далее - ООПТ). При этом заповедники и национальные парки изъяты из гражданского оборота; другие разновидности ООПТ (заказники, памятники природы и т.д.) в обороте ограничены. В состав данной категории земель входит еще 4 субкатегории: земли природоохранного назначения; историко-культурного назначения; рекреационного назначения и особо ценные земли. Земли, занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками, ограничены в обороте. В отношении остальных субкатегорий ст. 27 ЗК РФ не содержит никаких указаний. Это позволяет предположить, что, например, земельные участки в составе субкатегории земель рекреационного назначения (занятые туристическими базами, детскими лагерями и т.д.) свободны в обороте. В свою очередь, участки в составе субкатегории земель природоохранного назначения (занятые защитными лесами) относятся к объектам, ограниченным в гражданском обороте.
"Частное право в странах бывшего СССР: итоги 30-летия: сборник статей"
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)ЗК РТ содержит 105 статей, объединенных в 17 глав (без учета исключенных положений), которые посвящены регулированию следующих вопросов: основные положения; права и обязанности землепользователей; предоставление земель; плата за землю; прекращение права пользования землей; возмещение убытков землепользователя; защита земельных прав; охрана земель; государственный контроль за соблюдением земельного законодательства; землеустройство и государственный земельный кадастр; земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли государственного лесного фонда; земли государственного водного фонда; земли государственного запаса.
(под ред. Л.Ю. Михеевой)
("Статут", 2022)ЗК РТ содержит 105 статей, объединенных в 17 глав (без учета исключенных положений), которые посвящены регулированию следующих вопросов: основные положения; права и обязанности землепользователей; предоставление земель; плата за землю; прекращение права пользования землей; возмещение убытков землепользователя; защита земельных прав; охрана земель; государственный контроль за соблюдением земельного законодательства; землеустройство и государственный земельный кадастр; земли сельскохозяйственного назначения; земли населенных пунктов; земли промышленности, транспорта, связи, обороны и иного назначения; земли природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения; земли государственного лесного фонда; земли государственного водного фонда; земли государственного запаса.
Статья: Проблемы модернизации законодательства об особо охраняемых природных территориях
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2022, N 5)<25> Несмотря на обращение к категории "земли природно-заповедного фонда", предложенный Земельным кодексом РФ правовой режим земель фонда нельзя было, по нашему мнению, признать вполне удачным. Так, в состав этих земель входили земли не всех образуемых ООПТ. Сам подход дифференциации земель природоохранного назначения и земель природно-заповедного фонда был неоправданно сложным для реализации.
(Галиновская Е.А.)
("Экологическое право", 2022, N 5)<25> Несмотря на обращение к категории "земли природно-заповедного фонда", предложенный Земельным кодексом РФ правовой режим земель фонда нельзя было, по нашему мнению, признать вполне удачным. Так, в состав этих земель входили земли не всех образуемых ООПТ. Сам подход дифференциации земель природоохранного назначения и земель природно-заповедного фонда был неоправданно сложным для реализации.
Статья: Особенности формирования прав на природные участки: терминологический аспект
(Елисеев В.С.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)К природоресурсным комплексам относятся: земли особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемые природные территории и лечебно-оздоровительные местности и курорты; земли природоохранного назначения, в том числе территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов; континентальный шельф; исключительная экономическая зона Российской Федерации (схема 2).
(Елисеев В.С.)
("Правовые вопросы недвижимости", 2025, N 2)К природоресурсным комплексам относятся: земли особо охраняемых территорий, в том числе особо охраняемые природные территории и лечебно-оздоровительные местности и курорты; земли природоохранного назначения, в том числе территории традиционного природопользования коренных малочисленных народов; континентальный шельф; исключительная экономическая зона Российской Федерации (схема 2).
Статья: Модель понятия "окружающая среда" в экологическом праве России
(Яковлева Т.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, NN 3, 5)В отличие от режима зеленого фонда населенных пунктов и лесопаркового зеленого пояса режим земель ООПТ регламентирован ст. 95 Земельного кодекса РФ. Понятие зеленого фонда населенных пунктов и лесопаркового зеленого пояса содержит лишь указание на территорию (совокупность территорий). Следует ли из этого, что земельные участки входят в состав указанных объектов? Если да, то почему законодатель не установил их режим? Зеленый фонд населенных пунктов формируется в целях нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды; лесопарковые зеленые пояса выполняют средообразующие, природоохранные, экологические и другие функции; следовательно, более логичным будет отнести их к землям природоохранного назначения. Это позволит определить их особый правовой режим в соответствии со ст. 94 ЗК РФ.
(Яковлева Т.А.)
("Российский юридический журнал", 2022, NN 3, 5)В отличие от режима зеленого фонда населенных пунктов и лесопаркового зеленого пояса режим земель ООПТ регламентирован ст. 95 Земельного кодекса РФ. Понятие зеленого фонда населенных пунктов и лесопаркового зеленого пояса содержит лишь указание на территорию (совокупность территорий). Следует ли из этого, что земельные участки входят в состав указанных объектов? Если да, то почему законодатель не установил их режим? Зеленый фонд населенных пунктов формируется в целях нормализации экологической обстановки и создания благоприятной окружающей среды; лесопарковые зеленые пояса выполняют средообразующие, природоохранные, экологические и другие функции; следовательно, более логичным будет отнести их к землям природоохранного назначения. Это позволит определить их особый правовой режим в соответствии со ст. 94 ЗК РФ.