Земли промышленности
Подборка наиболее важных документов по запросу Земли промышленности (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Формы документов
Судебная практика
Позиции судов по спорным вопросам. Гражданское право: Признание договора аренды земельного участка недействительным
(КонсультантПлюс, 2025)"...заключен договор аренды земельного участка... согласно которому арендодатель предоставляет арендатору в аренду сроком на 10 лет земельный участок... из категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание, для обустройства и содержания коммуникаций, коммунальное обслуживание, цель использования - размещение объектов коммунального хозяйства и обеспечения предприятия общества... электроэнергией...
(КонсультантПлюс, 2025)"...заключен договор аренды земельного участка... согласно которому арендодатель предоставляет арендатору в аренду сроком на 10 лет земельный участок... из категории земель - земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, с видом разрешенного использования - коммунальное обслуживание, для обустройства и содержания коммуникаций, коммунальное обслуживание, цель использования - размещение объектов коммунального хозяйства и обеспечения предприятия общества... электроэнергией...
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Нормативные акты
Статья: Оборот земель сельскохозяйственного назначения
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отношении перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, которыми согласно п. 1 ст. 88 ЗК РФ являются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, п. 4 ч. 1 ст. 7 Закона о переводе земель связывает наличие таких условий, как непревышение среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу) и отсутствие иных вариантов размещения промышленных объектов. Таким образом, даже превышение среднерайонной кадастровой стоимости земельного участка будет являться препятствием для его перевода в земли промышленности (например, п. 3.2 Положения о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую на территории Орехово-Зуевского муниципального района Московской области, утв. Решением Совета депутатов Орехово-Зуевского муниципального района МО от 28.06.2007 N 60/6).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В отношении перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности, которыми согласно п. 1 ст. 88 ЗК РФ являются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами и законами субъектов РФ, п. 4 ч. 1 ст. 7 Закона о переводе земель связывает наличие таких условий, как непревышение среднего уровня кадастровой стоимости по муниципальному району (муниципальному округу, городскому округу) и отсутствие иных вариантов размещения промышленных объектов. Таким образом, даже превышение среднерайонной кадастровой стоимости земельного участка будет являться препятствием для его перевода в земли промышленности (например, п. 3.2 Положения о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую на территории Орехово-Зуевского муниципального района Московской области, утв. Решением Совета депутатов Орехово-Зуевского муниципального района МО от 28.06.2007 N 60/6).
Статья: О некоторых проблемах, возникающих при заключении и исполнении договора аренды земельного участка, находящегося в публичной собственности
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)1) в каком порядке заключается договор аренды земельного участка, если он относится не к категории земель промышленности, а к иной категории, например к землям сельскохозяйственного назначения;
(Абанина Е.Н., Сухова Е.А.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2025, N 4)1) в каком порядке заключается договор аренды земельного участка, если он относится не к категории земель промышленности, а к иной категории, например к землям сельскохозяйственного назначения;
Статья: Налог на землю: проблемы и пути совершенствования
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)В российской налоговой системе налог на землю в настоящее время не занимает ведущего положения с точки зрения его как фискальной, так и регулирующей роли. Видимо, поэтому в научных исследованиях российских ученых и практиков исследованию фундаментальных проблем данного налога отводится весьма незначительное место. Между тем налог на землю является ведущим налогом органов местного самоуправления, и одним из его основных предназначений является повышение уровня их финансовой самостоятельности. Земельный налог был установлен, как известно, в 1991 г. в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" <1>. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту закона, во-первых, цель его введения состояла в первую очередь в обеспечении повышения заинтересованности землепользователей в эффективном использовании земельных ресурсов страны, создании экономической заинтересованности в сохранении и воспроизводстве плодородия земли. Во-вторых, с помощью данного налога предполагалось обеспечить выравнивание социально-экономических условий деятельности на землях разного качества. Кроме того, предусматривалось с помощью специально сформированных за счет поступлений от данного налога фондов обеспечить финансирование мероприятий по повышению плодородия почв. Историческое значение данного Закона состояло в том, что в новейшей российской истории устанавливался принцип платности использования земли. Вместе с тем вследствие недостаточной обоснованности налоговых ставок, размер которых не зависел от потенциальной доходности земельных участков и не учитывал их реальной стоимости, экономическая и бюджетная эффективность земельного налога оказались весьма низкими. Вследствие этого данный налог не стимулировал и не побуждал землепользователей к применению более эффективных методов хозяйствования. Кроме того, имело место экономически необоснованное распределение налоговой нагрузки - налоговое бремя по данному налогу распределилось неравномерно: на земли сельскохозяйственного назначения она была установлена выше, чем на земли в городах, поселках, а также на те, которые находятся вне населенных пунктов, земли промышленности. В крупных городах налогообложение владельцев земельных участков осуществлялось менее интенсивно, чем в малых городах и поселках. Одновременно данный налог не играл существенной роли в обеспечении местных бюджетов необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения муниципалитетами возложенных на них функций. В целях повышения бюджетной эффективности налога было принято решение о ежегодном проведении индексации его ставок, которое в определенной мере способствовало повышению доходов местных бюджетов, но не решало проблему низкой экономической эффективности налога. С принятием в 2004 г. гл. 31 "Земельный налог" <2> Налогового кодекса РФ (НК РФ) не произошло коренного пересмотра основных принципов налогообложения земли. Но при этом наряду с решением вопросов организации установления и условий функционирования данного налога были осуществлены определенные меры по более эффективному действию его механизмов. В частности, был изменен порядок исчисления налога на землю: он стал взиматься исходя из кадастровой стоимости конкретного земельного участка. За более чем 30-летнюю историю существования в нашей стране налога на землю данная мера явилась практически единственным принципиальным изменением условий и порядка его исчисления и взимания. И как показывает анализ, принимавшиеся за эти годы решения, направленные на повышение бюджетной и экономической эффективности данного налога, существенного позитивного результата не дали, о чем могут свидетельствовать данные табл. 1.
(Пансков В.Г.)
("Финансы", 2024, N 1)В российской налоговой системе налог на землю в настоящее время не занимает ведущего положения с точки зрения его как фискальной, так и регулирующей роли. Видимо, поэтому в научных исследованиях российских ученых и практиков исследованию фундаментальных проблем данного налога отводится весьма незначительное место. Между тем налог на землю является ведущим налогом органов местного самоуправления, и одним из его основных предназначений является повышение уровня их финансовой самостоятельности. Земельный налог был установлен, как известно, в 1991 г. в соответствии с Законом РФ "О плате за землю" <1>. Как отмечалось в пояснительной записке к проекту закона, во-первых, цель его введения состояла в первую очередь в обеспечении повышения заинтересованности землепользователей в эффективном использовании земельных ресурсов страны, создании экономической заинтересованности в сохранении и воспроизводстве плодородия земли. Во-вторых, с помощью данного налога предполагалось обеспечить выравнивание социально-экономических условий деятельности на землях разного качества. Кроме того, предусматривалось с помощью специально сформированных за счет поступлений от данного налога фондов обеспечить финансирование мероприятий по повышению плодородия почв. Историческое значение данного Закона состояло в том, что в новейшей российской истории устанавливался принцип платности использования земли. Вместе с тем вследствие недостаточной обоснованности налоговых ставок, размер которых не зависел от потенциальной доходности земельных участков и не учитывал их реальной стоимости, экономическая и бюджетная эффективность земельного налога оказались весьма низкими. Вследствие этого данный налог не стимулировал и не побуждал землепользователей к применению более эффективных методов хозяйствования. Кроме того, имело место экономически необоснованное распределение налоговой нагрузки - налоговое бремя по данному налогу распределилось неравномерно: на земли сельскохозяйственного назначения она была установлена выше, чем на земли в городах, поселках, а также на те, которые находятся вне населенных пунктов, земли промышленности. В крупных городах налогообложение владельцев земельных участков осуществлялось менее интенсивно, чем в малых городах и поселках. Одновременно данный налог не играл существенной роли в обеспечении местных бюджетов необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения муниципалитетами возложенных на них функций. В целях повышения бюджетной эффективности налога было принято решение о ежегодном проведении индексации его ставок, которое в определенной мере способствовало повышению доходов местных бюджетов, но не решало проблему низкой экономической эффективности налога. С принятием в 2004 г. гл. 31 "Земельный налог" <2> Налогового кодекса РФ (НК РФ) не произошло коренного пересмотра основных принципов налогообложения земли. Но при этом наряду с решением вопросов организации установления и условий функционирования данного налога были осуществлены определенные меры по более эффективному действию его механизмов. В частности, был изменен порядок исчисления налога на землю: он стал взиматься исходя из кадастровой стоимости конкретного земельного участка. За более чем 30-летнюю историю существования в нашей стране налога на землю данная мера явилась практически единственным принципиальным изменением условий и порядка его исчисления и взимания. И как показывает анализ, принимавшиеся за эти годы решения, направленные на повышение бюджетной и экономической эффективности данного налога, существенного позитивного результата не дали, о чем могут свидетельствовать данные табл. 1.
"Проблемы строительного права: сборник статей"
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В состав земель других пользователей и собственников могут входить земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения и др., принадлежащие органам государственной власти и местного самоуправления, гражданам, юридическим лицам.
(выпуск 3)
(сост. и отв. ред. Н.Б. Щербаков)
("Статут", 2024)В состав земель других пользователей и собственников могут входить земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, населенных пунктов, сельскохозяйственного назначения и др., принадлежащие органам государственной власти и местного самоуправления, гражданам, юридическим лицам.
"Комментарий к Федеральному закону от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости"
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
(Гришаев С.П.)
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2024)3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
Статья: Понятие, состав и правовой режим земель лесного фонда
(Мельников Н.Н.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Актуальным представляется вопрос о правовой природе такого территориального образования, как лесничество. Правовые последствия установления лесничеств на землях лесного фонда совпадают с последствиями осуществления территориального зонирования, в рамках которого в составе категорий земель выделяются части, именуемые подкатегориями или территориальными зонами, режим которых с определенным уровнем дифференциации совпадает с режимом соответствующей категории земель. Однако лесничества могут создаваться не только на землях лесного фонда, но и на землях промышленности (в частности, обороны и безопасности), населенных пунктов и особо охраняемых природных территорий (ст. 23 ЛК РФ). Целевое назначение земель указанных категорий существенным образом отличается от целевого назначения земель лесного фонда, при этом образование лесничеств оказывает серьезное влияние на правовой режим территории, которой присвоен такой статус. Так, согласно ст. 121 ЛК РФ, с одной стороны, леса на землях обороны и безопасности используются в соответствии с назначением данной категории земель. С другой стороны, указанные леса в случае их использования для целей обороны и безопасности подлежат рекультивации и переводу в состав земель лесного фонда; в ст. 121 ЛК РФ имеется указание на то, что это положение применяется, если принята соответствующая специальная норма; вероятно, в данном случае имеется в виду постановление Правительства Российской Федерации, которое должно регламентировать особенности использования, воспроизводства и охраны лесов, находящихся на землях обороны и безопасности (ст. 121 ЛК РФ) <11>.
(Мельников Н.Н.)
("Экологическое право", 2025, N 4)Актуальным представляется вопрос о правовой природе такого территориального образования, как лесничество. Правовые последствия установления лесничеств на землях лесного фонда совпадают с последствиями осуществления территориального зонирования, в рамках которого в составе категорий земель выделяются части, именуемые подкатегориями или территориальными зонами, режим которых с определенным уровнем дифференциации совпадает с режимом соответствующей категории земель. Однако лесничества могут создаваться не только на землях лесного фонда, но и на землях промышленности (в частности, обороны и безопасности), населенных пунктов и особо охраняемых природных территорий (ст. 23 ЛК РФ). Целевое назначение земель указанных категорий существенным образом отличается от целевого назначения земель лесного фонда, при этом образование лесничеств оказывает серьезное влияние на правовой режим территории, которой присвоен такой статус. Так, согласно ст. 121 ЛК РФ, с одной стороны, леса на землях обороны и безопасности используются в соответствии с назначением данной категории земель. С другой стороны, указанные леса в случае их использования для целей обороны и безопасности подлежат рекультивации и переводу в состав земель лесного фонда; в ст. 121 ЛК РФ имеется указание на то, что это положение применяется, если принята соответствующая специальная норма; вероятно, в данном случае имеется в виду постановление Правительства Российской Федерации, которое должно регламентировать особенности использования, воспроизводства и охраны лесов, находящихся на землях обороны и безопасности (ст. 121 ЛК РФ) <11>.
"Основные средства и капитальные вложения: Практическое руководство по ведению бухучета в соответствии с требованиями ФСБУ 6/2020 и 26/2020, МСФО и рекомендациями разработчиков"
(Смирнова С.А.)
("АйСи Групп", 2024)3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
(Смирнова С.А.)
("АйСи Групп", 2024)3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
Статья: Сравнительно-правовой анализ отраслевых принципов экологического права в фокусе конституционных экологических прав
(Юн Л.В.)
("Юрист", 2025, N 5)В Конституционный Суд Российской Федерации обратилось ООО "Карьер Приморский". В ходе рассматриваемого дела было установлено, что ООО "Карьер Приморский" получило лицензию на пользование недрами, предусматривающую разведку и добычу песка. В ноябре 2022 г. арендованный обществом земельный участок для последующей разведки и добычи песка был переведен в категорию "Земли промышленности". Однако уже в январе 2022 г. ООО приступило к снятию и перемещению плодородного слоя почвы на данном земельном участке, за что и было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ "Порча земель" с назначением административного штрафа общей суммой 65 000 руб. Изучив материалы дела, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что оспариваемые законоположения не противоречат конституционным нормам, в связи с чем общество не имело право до перевода земли в категорию "Земли промышленности" осуществлять какие-либо действия по снятию плодородного слоя земли <11>. Данный пример связан с правом на возмещение ущерба, причиненного вследствие совершения экологического правонарушения, и в нем применен принцип рационального и неистощительного использования лесных ресурсов.
(Юн Л.В.)
("Юрист", 2025, N 5)В Конституционный Суд Российской Федерации обратилось ООО "Карьер Приморский". В ходе рассматриваемого дела было установлено, что ООО "Карьер Приморский" получило лицензию на пользование недрами, предусматривающую разведку и добычу песка. В ноябре 2022 г. арендованный обществом земельный участок для последующей разведки и добычи песка был переведен в категорию "Земли промышленности". Однако уже в январе 2022 г. ООО приступило к снятию и перемещению плодородного слоя почвы на данном земельном участке, за что и было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.6 КоАП РФ "Порча земель" с назначением административного штрафа общей суммой 65 000 руб. Изучив материалы дела, Конституционный Суд Российской Федерации пришел к выводу о том, что оспариваемые законоположения не противоречат конституционным нормам, в связи с чем общество не имело право до перевода земли в категорию "Земли промышленности" осуществлять какие-либо действия по снятию плодородного слоя земли <11>. Данный пример связан с правом на возмещение ущерба, причиненного вследствие совершения экологического правонарушения, и в нем применен принцип рационального и неистощительного использования лесных ресурсов.
Ситуация: В чем суть лесной амнистии?
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
("Электронный журнал "Азбука права", 2025)относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
Статья: Перевод земель лесного фонда в земли других категорий
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В этом случае в ЕГРН вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, за исключением случаев, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов (ч. 2 ст. 11 Закона о внесении изменений в ЗК РФ).
(Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2025)В этом случае в ЕГРН вносятся сведения о принадлежности такого земельного участка к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, за исключением случаев, если такой земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов (ч. 2 ст. 11 Закона о внесении изменений в ЗК РФ).