Земли сельскохозяйственного назначения собственность не разграничена
Подборка наиболее важных документов по запросу Земли сельскохозяйственного назначения собственность не разграничена (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Судебная практика
Кассационное определение Пятого кассационного суда общей юрисдикции от 06.04.2023 N 88а-3557/2023 (УИД 26RS0015-01-2022-001168-96)
Категория спора: Аренда земельных участков.
Требования арендатора: О признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка и обязании направить подписанный договор аренды.
Обстоятельства: Административному истцу отказано в предоставлении в аренду земельного участка, поскольку, по сведениям в ЕГРН, спорный земельный участок принадлежит на праве аренды иному лицу.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.Как следует из материалов дела и установлено судами, 10 августа 2017 г. между администрацией муниципального образования <адрес> (арендодатель) и К. (арендатор) заключен договор аренды N земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, с кадастровым номером N, общей площадью N кв. м, расположенного по адресу: <адрес> с разрешенным использованием: для сенокошения и выпаса скота. Договор заключен на срок с 10 августа 2017 г. по 9 августа 2020 г. Данный договор аренды зарегистрирован в установленном порядке в Едином государственном реестре недвижимости (далее также - ЕГРН, госреестр) 6 сентября 2017 г.
Категория спора: Аренда земельных участков.
Требования арендатора: О признании незаконным решения об отказе в предоставлении в аренду земельного участка и обязании направить подписанный договор аренды.
Обстоятельства: Административному истцу отказано в предоставлении в аренду земельного участка, поскольку, по сведениям в ЕГРН, спорный земельный участок принадлежит на праве аренды иному лицу.
Решение: Дело направлено на новое апелляционное рассмотрение.Как следует из материалов дела и установлено судами, 10 августа 2017 г. между администрацией муниципального образования <адрес> (арендодатель) и К. (арендатор) заключен договор аренды N земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена, с кадастровым номером N, общей площадью N кв. м, расположенного по адресу: <адрес> с разрешенным использованием: для сенокошения и выпаса скота. Договор заключен на срок с 10 августа 2017 г. по 9 августа 2020 г. Данный договор аренды зарегистрирован в установленном порядке в Едином государственном реестре недвижимости (далее также - ЕГРН, госреестр) 6 сентября 2017 г.
Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.10.2023 N 11АП-15386/2023 по делу N А65-15788/2023
Требование: Об отмене постановления о назначении административного наказания.
Решение: Требование удовлетворено.Наличие у органов местного самоуправления муниципального района полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не может рассматриваться как безусловное основание для возложения на органы местного самоуправления обязанностей, касающихся непосредственного использования ни кому не предоставленных земельных участков сельскохозяйственного назначения. То обстоятельство, что в силу закона Исполком является органом полномочным распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не свидетельствует о том, что он в полном объеме несет обязанности собственника.
Требование: Об отмене постановления о назначении административного наказания.
Решение: Требование удовлетворено.Наличие у органов местного самоуправления муниципального района полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, не может рассматриваться как безусловное основание для возложения на органы местного самоуправления обязанностей, касающихся непосредственного использования ни кому не предоставленных земельных участков сельскохозяйственного назначения. То обстоятельство, что в силу закона Исполком является органом полномочным распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, не свидетельствует о том, что он в полном объеме несет обязанности собственника.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Статья: О практике прокурорского надзора в сфере исполнения органами местного самоуправления законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения
(Шушняев Д.А.)
("Российская юстиция", 2020, N 7)Нередко прокурорами выявляются случаи мошеннических действий с сельхозземлями, государственная собственность на которые не разграничена и полномочиями по распоряжению которыми наделены органы местного самоуправления.
(Шушняев Д.А.)
("Российская юстиция", 2020, N 7)Нередко прокурорами выявляются случаи мошеннических действий с сельхозземлями, государственная собственность на которые не разграничена и полномочиями по распоряжению которыми наделены органы местного самоуправления.
Статья: Некоторые правовые вопросы продовольственной безопасности и вовлечения неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в оборот
(Конокотин Н.Г., Конокотин Д.Н., Фаткулина А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)Хотя в статье 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения нет прямого указания, как и каким образом может использоваться земельный участок, на возможность его использования указывает правомочие пользования - возможность извлекать полезные свойства земли, приобретать право на плоды, получать выгоду. Собственно, все это закреплено статьей 40 ЗК РФ. А обязанность использования земли выражается в наложении на обладателей земельных участков обязанностей, за неисполнение которых применяются санкции вплоть до изъятия земельного участка у нарушителя, определенных статьями 41 и 42 ЗК РФ и иными законами. Таким образом, законодатель побуждает собственника к рациональному использованию его собственности под угрозой изъятия земельного участка и передачи его другому лицу. Этому способствует Постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 года N 731 "О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации". Предполагается, что по итогам реализации программы в оборот будут введены 13,2 миллиона гектаров земли. Общее финансирование этой программы составляет 754 миллиарда рублей, из которых около 539 миллиардов рублей - средства федерального бюджета. Такие суммы выделяются, например, на сокращение площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, возникших вследствие реорганизации колхозов, в частности, сокращение количества невостребованных земельных долей, выбывших из сельскохозяйственного оборота. По данным 2020 года в Российской Федерации количество невостребованных земельных долей составило 1,5 миллиона единиц, их площадь - 14,2 миллиона гектаров, что составляет 31,6 процента от всей площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в стране (43,4 процента неиспользуемых сельскохозяйственных угодий). Кроме того, значительным является объем земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена (из 254,1 миллиона гектаров на время начал программы были разграничены лишь 33,5 миллиона гектаров, что составило 13 процентов) <3>. Отметим, что неиспользуемые земли деградируют, возникают такие неблагоприятные явления, как чересполосица, вкрапливание, вклинивание. Как следствие, продуктивность таких земель снижается. Указанная Государственная программа направлена на принятие и оптимизацию уже имеющихся территорий, на которых находятся земли сельскохозяйственного назначения. Наряду с неиспользованием земель вред земле может причинить и ее интенсивное использование. Непрерывное и неграмотное использование (избыточная интенсивность) может привести к причинению вреда почве, ее деградации и снижению ее плодородия. Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2011 года N 612 "Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Постановление N 612). Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
(Конокотин Н.Г., Конокотин Д.Н., Фаткулина А.В.)
("Имущественные отношения в Российской Федерации", 2024, N 5)Хотя в статье 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения нет прямого указания, как и каким образом может использоваться земельный участок, на возможность его использования указывает правомочие пользования - возможность извлекать полезные свойства земли, приобретать право на плоды, получать выгоду. Собственно, все это закреплено статьей 40 ЗК РФ. А обязанность использования земли выражается в наложении на обладателей земельных участков обязанностей, за неисполнение которых применяются санкции вплоть до изъятия земельного участка у нарушителя, определенных статьями 41 и 42 ЗК РФ и иными законами. Таким образом, законодатель побуждает собственника к рациональному использованию его собственности под угрозой изъятия земельного участка и передачи его другому лицу. Этому способствует Постановление Правительства Российской Федерации от 14 мая 2021 года N 731 "О Государственной программе эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации". Предполагается, что по итогам реализации программы в оборот будут введены 13,2 миллиона гектаров земли. Общее финансирование этой программы составляет 754 миллиарда рублей, из которых около 539 миллиардов рублей - средства федерального бюджета. Такие суммы выделяются, например, на сокращение площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, возникших вследствие реорганизации колхозов, в частности, сокращение количества невостребованных земельных долей, выбывших из сельскохозяйственного оборота. По данным 2020 года в Российской Федерации количество невостребованных земельных долей составило 1,5 миллиона единиц, их площадь - 14,2 миллиона гектаров, что составляет 31,6 процента от всей площади неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения в стране (43,4 процента неиспользуемых сельскохозяйственных угодий). Кроме того, значительным является объем земель сельскохозяйственного назначения, государственная собственность на которые не разграничена (из 254,1 миллиона гектаров на время начал программы были разграничены лишь 33,5 миллиона гектаров, что составило 13 процентов) <3>. Отметим, что неиспользуемые земли деградируют, возникают такие неблагоприятные явления, как чересполосица, вкрапливание, вклинивание. Как следствие, продуктивность таких земель снижается. Указанная Государственная программа направлена на принятие и оптимизацию уже имеющихся территорий, на которых находятся земли сельскохозяйственного назначения. Наряду с неиспользованием земель вред земле может причинить и ее интенсивное использование. Непрерывное и неграмотное использование (избыточная интенсивность) может привести к причинению вреда почве, ее деградации и снижению ее плодородия. Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июля 2011 года N 612 "Об утверждении критериев существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Постановление N 612). Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".